Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [ф], [ф’] и буква Ф»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект обучающего занятия. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_f.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»
по обучению грамоте в подготовительной группе
«Звуки [ф], [ф’] и буква Ф»
Цель: ознакомление со звуками [ф], [ф'] и буквой Фф.
Программное содержание:
Образовательные задачи: совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, навыки чтения слогов и слов с новой буквой Фф.
Развивающие задачи: развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, мышление, тонкую и общую моторику.
Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: пальчиковый бассейн с желудями, магнитные буквы, магнитные предметные картинки, магнитная доска, плакат «Буква Фф», тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, флажки, фишки, элементы для выкладывания букв на магнитной доске и на каждого ребенка.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Облака».
Ход занятия:
- Организационный момент.
Игра - приветствие.
Затихает смех веселый,
Заниматься мы готовы.
Встанем все сейчас красиво,
Поздороваемся учтиво.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Воспитатель предлагает 4 детям опустить руки в бассен с желудями и найти в бассейне по одной букве; затем подойти к магнитной доске и поставить буквы над теми картинками, названия которых начинается с данных букв. Дети комментируют выполнение задания.
1-й ребенок. Я поставил букву Г над грушей.
2-й ребенок. Я поставил букву П над патиссоном.
3-й ребенок. Я поставил букву К над катушкой.
4-й ребенок. Я поставил букву Т над тортом.
Воспитатель: Вы отлично справились с первым заданием. (Убирает картинки и буквы).
- Игра «Подними флажок».
Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков и раздает флажки.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Фиолетовый фломастер
Все неправильно ракрасил.
Флаг, жираф, фонтан – все это
Фиолетого цвета.
Дети: Звук [ф] слышется чаще других.
Воспитатель: Давайте произнесем звук [ф] все вместе.
Дети вместе с воспитателем произносят звук [ф].
Воспитатель: Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка.Как вы думаете, звук [ф] – гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети: Синим.
Воспитатель: Приложите руку к горлышку и определите: он звонкий или глухой?
Дети: Он глухой.
Воспитатель: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Воспитатель: Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф].
Материал: ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, м; фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо; флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий.
Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок. (Убирает флажки).
- Упражнение «Кто скорей?».
Воспитатель: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорей?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ф, а. Что получилось?
Ребенок: Фа.
Воспитатель: Верно. Получи фишку.
(Аналогично фо, фу, фи, фата). Воспитатель вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.
- Знакомство с буквой Фф. (На доске плакат).
Воспитатель: Посмотрите на картинку в верхней части плаката. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Фиолетовый фломастер
Все неправильно ракрасил.
Флаг, жираф, фонтан – все это
Фиолетого цвета.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ф]?
Дети: Фломастер, флаг, жираф, фонтан.
Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Фф. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
Дети: Значит, буква Фф обозначает два звука [ф], [ф'].
Воспитатель: Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части плаката все предметы, названия которых начинается со звука [ф].
Дети: Футболист, футболка, футбольный (мяч), футбольное (поле), флаги, фотограф, фотоаппарат.
Воспитатель: Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. А теперь давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?
Дети: Палочка и два полукруга.
Воспитатель: Как расположены полукруги по отношению к палочке?
Дети: В верхней части палочки, с двух сторон от нее.
Дети составлят букву из элементов.
Воспитатель: Ребята, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками (фа, фу,фо, фи; пуф, пиф, фото, фант,кофта, муфта).
Воспитатель уточнят значение слов: пуф, муфта.
- Пальчиковая гимнастика «Облака» (выполняют на ковре).
В синем небе облака, Попеременно ритмично хлопают
Белоснежные бока. в ладоши и стучат кулачками.
Это – зайка, Загибают большие пальцы на обеих руках.
Это – кот. Загибают указательные пальцы.
А вот это – бегемот. Загибают средние пальцы на обеих руках.
Над рекой высотный дом, Загибают безымянные пальцы.
А за домом – снежный ком. Загибают мизинцы на обеих руках.
Можно целый день сидеть, Попеременно ритмично хлопают
В небо синее глядеть, в ладоши и стучат кулачками.
Где летают облака,
Белоснежные бока.
- Работа в тетради.
Воспитатель: Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?
Дети: Флаг, футболку, большую и маленькую буквы Фф.
Воспитатель: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети: Синий, потому что буква Ф – согласная (раскрашивают буквы).
Воспитатель: А теперь подумайте, как правильно раскрасить флаг и футболку.
(Дети выполняют задание, воспитатель контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо).
Воспитатель: Теперь положите цветные карандаши. Давайте «напишем» букву Ф в воздухе. Посмотрите, как я делаю это.
(Дети вместе с воспитателем «пишут» букву в воздухе).
Теперь посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.
(Дети выполняют задание).
- Окончание занятия.
По просьбе воспитателя дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Воспитатель оценивает деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....
Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».
В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звуки [д — д’] и буква Дд».
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Д....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе " Звуки С, Сь и буква С"
В конспекте представлен практический материал для занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...
Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» образовательная область:речевое развитие
Занятие для подготовительной группы по речевому развитию. Буква Ш...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки [к] и [к’] в слогах и словах"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Л] и [Л’]». Буква Л.
Цель: создание условий для формирования представлений о звуках Л-Ль и букве Л....