Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц»
Программное содержание: закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять в чтении скороговорки; развивать чувство юмора; воспитывать интерес к занятию и к слову.
Словарь: цитрусовые, царапина, цыпки, кормилица.
Подготовка воспитателя: изучила конспект занятия в пособии Гербовой В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М.; 1982.; программу «Радуга» Доронова Т.Н.,М.; 2000.; подобрала картинки к занятию.
Предварительная работа: 1.выучить физминутку:
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Кружимся потом.
2.выучить стихотворение «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А.Сергеева.
Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками с-ц, пирамидки 7 штук.
Организация детей: сидят полукругом.
Ход занятия
Приёмы обучения | Содержание |
Произношение звуков | - Ребята, наш язычок знает много песенок, и произнесу звуки (произношу звуки с-ц) |
Вопросы | - Чья песенка «с»? (воды). Чья песенка «ц»? (белочки). Давайте повторим звуки с-ц. |
Хоровые и индивидуальные повторения |
|
Объяснение | - Дети, сейчас буду произносить звуки с-ц. Если вы услышите звук «с», делайте руками движения, как будто вы умываетесь. Показывая, не следует касаться руками лица. (показываю движения). А если услышите звук «ц», махните кистью правой руки, как машет своим пушистым хвостом. |
Произношение слов с интонированием звуков «с», «ц» | Произношу слова то со звуком «с», то со звуком «ц»: сумка, колос, миска, царь, яйцо, курица, астра, цапля, сова. |
Поощрение | Молодцы, правильно ориентировались со звуками. |
Объяснение на задание | - Дети, теперь сами назовите слова или имена, где присутствуют звуки с-ц. |
Хоровые и индивидуальные называние слов |
|
Объяснение | - Дети, эти звуки встречаются во многих словах. |
Показываю картинки | - Ребята, покажите какой звук слышится в словах (сыр, цирк, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик) |
Вопрос | - Дети, назовите слова со звуком «ц»? |
Ответы детей |
|
Название слов из словаря | Цитрусовые, царапина, цыпки, цифра |
Вопрос | - Ребята, вам все слова знакомы? |
Объяснение слов | Цитрусовые – это фрукты: апельсины, лимон; царапина – рана от ветки; цыпки – покраснение на коже; цифра – знаки, числа: 1, 2, 3, 4 … |
Чтение стихотворения «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А.Сергеева.
| Пропала кормилица – синяя курица, Что теперь буду я делать? По будням несла она три яйца, А по воскресеньям – по девять |
Повторное чтение |
|
Вопросы | - Дети, все ли в ней, правда? Может ли курица снести за один раз три или девять яиц? |
Ответы детей |
|
Разъяснение | Курица не может нести три яйца по будням и девять – по воскресеньям. Курица может за день снести три яйца. |
Вопрос | - Дети, как понимаете слово кормилица? |
Ответы детей |
|
Объяснение слова | Кормилица так называли женщин, которые кормили и ухаживали за детьми в старину. |
Установка на чтение | - Ребята, давайте проговорим песенку вместе |
Хоровое повторение |
|
Выставление пирамидок, вопрос, задание | - Дети, в песенки три слова со звуком «ц». Давайте найдём их? Повторите первые две строчки текста. И назовите слова, где встречается звук «ц»? Затем читайте следующие строчки (за каждый правильный ответ убираю пирамидку) |
Хоровые повторения |
|
Поощрение | - Молодцы, ребята! |
Проведение физминутки | Мы потопаем ногами, Мы похлопаем руками, Киваем головой, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем Кружимся потом. |
Чтение стихотворения «Дом гнома, гном дома» Ю. Мориц | Стоит в лесу, тесовый дом, Дом гнома! А в нём живёт весёлый гном, Гном – дома! |
Вопросы | Сколько пирамидок я достала? Назовите слова со звуком «с»? (по той же системе, что со звуком «ц») |
Поощрение | - Молодцы, ребята! |
Напоминание скороговорки про сорок | Сорок сорок в короткий срок Съели сырок! |
Вопрос | - Дети, кто – нибудь научился читать её быстро – быстро и без ошибок? |
Хоровые и индивидуальные повторения (2-4 раза) |
|
Подведение итогов, вопросы | - Что мы сегодня делали? - С какими звуками познакомились? - Какие новые слова узнали? |
Поощрение детей | Занятие закончено. Все молодцы. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц»
Программное содержание: закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять в чтении скороговорки; развивать чувство юмора; воспитывать интерес к занятию и к слову.
Словарь: цитрусовые, царапина, цыпки, кормилица.
Подготовка воспитателя: изучила конспект занятия в пособии Гербовой В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М.; 1982.; программу «Радуга» Доронова Т.Н.,М.; 2000.; подобрала картинки к занятию.
Предварительная работа: 1.выучить физминутку:
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Кружимся потом.
2.выучить стихотворение «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А.Сергеева.
Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками с-ц, пирамидки 7 штук.
Организация детей: сидят полукругом.
Ход занятия
Приёмы обучения | Содержание |
Произношение звуков | - Ребята, наш язычок знает много песенок, и произнесу звуки (произношу звуки с-ц) |
Вопросы | - Чья песенка «с»? (воды). Чья песенка «ц»? (белочки). Давайте повторим звуки с-ц. |
Хоровые и индивидуальные повторения | |
Объяснение | - Дети, сейчас буду произносить звуки с-ц. Если вы услышите звук «с», делайте руками движения, как будто вы умываетесь. Показывая, не следует касаться руками лица. (показываю движения). А если услышите звук «ц», махните кистью правой руки, как машет своим пушистым хвостом. |
Произношение слов с интонированием звуков «с», «ц» | Произношу слова то со звуком «с», то со звуком «ц»: сумка, колос, миска, царь, яйцо, курица, астра, цапля, сова. |
Поощрение | Молодцы, правильно ориентировались со звуками. |
Объяснение на задание | - Дети, теперь сами назовите слова или имена, где присутствуют звуки с-ц. |
Хоровые и индивидуальные называние слов | |
Объяснение | - Дети, эти звуки встречаются во многих словах. |
Показываю картинки | - Ребята, покажите какой звук слышится в словах (сыр, цирк, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик) |
Вопрос | - Дети, назовите слова со звуком «ц»? |
Ответы детей | |
Название слов из словаря | Цитрусовые, царапина, цыпки, цифра |
Вопрос | - Ребята, вам все слова знакомы? |
Объяснение слов | Цитрусовые – это фрукты: апельсины, лимон; царапина – рана от ветки; цыпки – покраснение на коже; цифра – знаки, числа: 1, 2, 3, 4 … |
Чтение стихотворения «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А.Сергеева. | Пропала кормилица – синяя курица, Что теперь буду я делать? По будням несла она три яйца, А по воскресеньям – по девять |
Повторное чтение | |
Вопросы | - Дети, все ли в ней, правда? Может ли курица снести за один раз три или девять яиц? |
Ответы детей | |
Разъяснение | Курица не может нести три яйца по будням и девять – по воскресеньям. Курица может за день снести три яйца. |
Вопрос | - Дети, как понимаете слово кормилица? |
Ответы детей | |
Объяснение слова | Кормилица так называли женщин, которые кормили и ухаживали за детьми в старину. |
Установка на чтение | - Ребята, давайте проговорим песенку вместе |
Хоровое повторение | |
Выставление пирамидок, вопрос, задание | - Дети, в песенки три слова со звуком «ц». Давайте найдём их? Повторите первые две строчки текста. И назовите слова, где встречается звук «ц»? Затем читайте следующие строчки (за каждый правильный ответ убираю пирамидку) |
Хоровые повторения | |
Поощрение | - Молодцы, ребята! |
Проведение физминутки | Мы потопаем ногами, Мы похлопаем руками, Киваем головой, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем Кружимся потом. |
Чтение стихотворения «Дом гнома, гном дома» Ю. Мориц | Стоит в лесу, тесовый дом, Дом гнома! А в нём живёт весёлый гном, Гном – дома! |
Вопросы | Сколько пирамидок я достала? Назовите слова со звуком «с»? (по той же системе, что со звуком «ц») |
Поощрение | - Молодцы, ребята! |
Напоминание скороговорки про сорок | Сорок сорок в короткий срок Съели сырок! |
Вопрос | - Дети, кто – нибудь научился читать её быстро – быстро и без ошибок? |
Хоровые и индивидуальные повторения (2-4 раза) | |
Подведение итогов, вопросы | - Что мы сегодня делали? - С какими звуками познакомились? - Какие новые слова узнали? |
Поощрение детей | Занятие закончено. Все молодцы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми ТНР старшей группы по теме «Одежда» с использованием развивающих игр.
Тема недели: «Одежда» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Х...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи (со здоровьесберегающим сопровождением) старшая группа Тема: «Дикие животные»
Цель: формирование устойчивых знаний детей о диких животных....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...
Конспект интегрированного занятия непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе 6-7лет «Что? Где? Когда?»
Цель НОД: овладение речью как средством общения и культуры, совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте посредством закрепления способности ребён...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»
продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»
Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоты в старшей группе на тему "Изучаем звуки и буквы А У"
Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...