Открытое НОД "Звук и буква Б"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
1.Закрепить четкое произношение звука (Б).
2.Закрепить артикуляцию и характеристику звуков.
3.Формировать умение выделять звук (Б) из других звуков.
4.Формировать умение определять место звука в слове.
5.Готовить руку к письму, формировать графические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_nod.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №21»
Конспект НОД для воспитанников разновозрастной группы компенсирующей направленности «А» по обучению грамоте
«Звук [Б] буква Б»
Подготовила: учитель-логопед
Почуева В.В
г. Новомосковск 2023 г.
Цель: закрепление полученных знаний о звуке (Б) и букве Б.
Коррекционно-образовательные:
1.Закрепить четкое произношение звука (Б).
2.Закрепить артикуляцию и характеристику звуков.
3.Формировать умение выделять звук (Б) из других звуков.
4.Формировать умение определять место звука в слове.
5.Готовить руку к письму, формировать графические навыки.
Коррекционно-развивающие
1 Развивать фонематические процессы
2 Развивать переключаемость органов артикуляции
3.Развивать мелкую моторику.
4.Развивать память, внимание, мышление
Коррекционно-воспитательные
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Проектор, экран, игрушки на звук Б, мешочек, коробка для подарков, картинка с буквой Б, звуковой домик
Ход НОД:
1.Организационный момент.
(Дети под музыку заходят в группу и становятся полукругом)
Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! У нас на занятии гости, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте
Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много интересного. Настроимся на работу и сделаем зарядку для глаз.
(логопед предлагает одному из детей провести зрительную гимнастику)
Зрительная гимнастика «Глазки»
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Логопед: Молодцы, cадитесь на свои места.
2.Сюрпризный момент – послание от Белоснежки.
(На экране появляется слайд с изображением грустной белоснежки, раздается звук плача)
Логопед: - Белоснежка плачет, потому что гномик ее совсем перестал слушаться, не желает заниматься. Устроил такой беспорядок в домике и не знает, как правильно разложить предметы по своим местам.
(ребенок в синем колпаке выходит в центр группы, становится лицом к детям)
Гном : Я маленький веселый гном
И все меня по сказке знают
В лесу стоит мой теплый дом
и люблю сидеть я в нем
Логопед: -Здравствуй, гномик, а ты поиграешь с нами?
Гномик: да
Основная часть
4.Пояснение темы занятия
Логопед: Ребята, сегодня мы будем играть с гномом Бомом. Мы вспомним и расскажем нашему гостю все, что мы знаем о звуке (Б). Посмотрите, Бом пришел в синем колпачке, у него любимый звук (Б)
Садись гномик на место, я вам расскажу сказку.
5.Артикуляционная сказка о Гномике (с демонстрацией слайдов).
(Логопед читает сказку)
1.Возле леса гномик жил.
Он с природою дружил.
Рано утром он вставал
И окошко открывал.
(Упражнение «Окошко»)
2. Гномик блинчики пёк ловко
У него была сноровка.
(Упражнение «Блинчик»)
3.И с вареньем земляничным
Завтрак был всегда отличным.
(Упражнение «Вкусное варенье».)
4.А потом пил гном из чашки
Чай с душистою ромашкой.
(Упражнение «Чашечка»).
6. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Когда мы произносим звук Б, то губы смыкаются и размыкаются, образуют преграду для воздуха.
Давайте вместе скажем Б-Б-Б
Что мы скажем про звук Б? Он гласный или согласный? Почему?
1 ребенок- Звук Б согласный, потому что губы не дают нам петь
Логопед: Он звонкий или глухой? Положите руку на горлышко и проверьте.
2 ребенок – звук (Б) звонкий, потому что горлышко дрожит
Логопед: Он твердый или мягкий?
3 ребенок: Звук (Б) твердый, обозначается синем цветом и живет в синем домике с колокольчиком.
Логопед: Расскажите о звуке Б полностью.
4 ребенок: Звук Б- согласный, твердый, звонкий
7. Чистоговорки
Логопед: Мячик лови, четко за мной повтори
1ребенок :ба-ба –губа
2 ребенок:бы-бы-бобы
3 ребенок бы-бы-дубы
4 ребенок бы бы-зубы
5 ребенок ба-ба-изба
8.Игра «Светофор»
Логопед: - Давайте поиграем с гномиком, чтобы поднять ему настроение.
Научим гномика ловить звуки. Если вы услышите твердый звук Б, то поднимите синий светофор
Т Г Б П В К БЬ Н М Д Б БЬ Б П Х БЬ
9. Выделение звуков (Б) из начала слова.
Логопед: Давайте подарим нашему гному подарки, давайте выберем подарки, в названии которых есть звук [Б]
(логопед по очереди достает из мешка предметы, дети называют и определяют, какой звук слышится в начале слова)
1 ребенок:Я подарю Бому бусы
2 ребенок Я подарю Бому банан
3 ребенок Я подарю Бому бублик
4 ребенок Я подарю Бому букву
5 ребенок Я подарю Бому будильник
6 ребенок Я подарю Бому бант
7 ребенок Я подарю Бому барабан
Логопед: Ребята, давайте немножко отдохнем?
10.Физкульминутка «Наши гномики проснулись»
Жили-были в домике (показывают домик над головой)
Маленькие гномики (приседают)
Утром гномики проснулись, (тянутся)
Ручкой вправо потянулись, (тянутся рукой вправо)
Ручкой влево потянулись, (тянутся рукой влево)
Солнцу нежно улыбнулась. (руки поднимают и улыбаются)
В кулачок все пальцы сжали, ( сжимают пальцы в кулак)
Растирать все ручки стали (растирают ладони)
Ручки, ножки и бока.( показывают на руки, ноги и бока)
Вот какая красота. (разводят руками)
11. Определение позиции звука в слове.
Логопед: Бом очень хочет узнать, где в словах спрятался его любимый звук.
Где может стоять звук в слове?
Дети: в начале, середине, конце
(Дети определяют место звука Б в словах, предметные картинки со звуком появляются на экране)
1 ребенок:Это батон, звук ,Б в начале слова.
2 ребенок: Это собака, звук Б в середине слова.
3 ребенок :Это батут, звук Б в начале слова.
4 ребенок: Это клубок, звук Б в середине слова.
5 ребенок:Это банан звук, Б в начале слова.
6 ребенок: Это арбуз звук, Б в середине слова.
12. Знакомство с буквой Б.
Логопед: Ребята, мы научили гномиков слышать и произносить звуки Б и БЬ, а теперь они хотят увидеть букву, которой обозначаются эти звуки?
(логопед демонстрирует букву Б)
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Прописывание буквы Б пальцем в воздухе.
(логопед предлагает ребенку провести пальчиковую гимнастику)
13. Пальчиковая гимнастика «Семья»
(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья
(энергично сжать руку в кулак несколько раз).
14.Развитие зрительной моторики, закрепленного графического образа
Логопед: Дети, а давайте подарим гномикам много букв Б?
(логопед предлагает детям подойти к столам, на которых размещены контейнеры с пуговицами, фишками, камешками, помогает детям выкладывать букву с опорой на образец из предложенного материала)
Логопед: Молодцы! Занимайте свои места.
15.Рефлексия, подведение итогов
(На экране появляется Белоснежка.)
Логопед: Ой, смотрите на экране радостная белоснежка. Спасибо вам дети, что помогли гномику. Белоснежка его простила и приняла обратно в сказку.
Логопед: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
1 ребенок: Мы говорили о звуке Б
Что больше всего понравилось?
2 ребенок: Мне понравилось игра «Светофор»
3 ребенок: Мне понравилось дарить гному подарки
Логопед: Вы большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж
Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”
Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...
Открытое логопедическое занятие "Звук и буква О"
Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием средств ИКТ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по теме: «Насекомые и паук. Звуки «Щ»-«Ч». Буквы Ч, Щ»
НОД проводилась с детьми подготовительной группы.Цель занятия - закрепление представлений о насекомых.Образовательные задачи:-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме: «Насекомые и паук».-...
Открытая подгрупповая НОД в подготовительной логопедической группе «Буратино» Тема: «Звуки [З], [З\']. Буква З»
В подготовительной логопедической группе была проведена открытая подгрупповая НОД, целью которой являлось:- закрепить умение выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости - мягк...
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....