Открытое НОД "Звук и буква Б"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Почуева Виктория Викторовна

1.Закрепить четкое произношение звука (Б).

2.Закрепить артикуляцию и характеристику звуков.

3.Формировать умение выделять звук (Б) из других звуков.

4.Формировать умение определять место звука в слове.

5.Готовить руку к письму, формировать графические навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №21»

Конспект НОД для воспитанников   разновозрастной группы компенсирующей направленности «А» по обучению грамоте

 «Звук [Б] буква Б»

Подготовила: учитель-логопед

Почуева В.В

г.  Новомосковск 2023 г.

Цель: закрепление полученных знаний о звуке (Б) и букве Б.

Коррекционно-образовательные:

1.Закрепить четкое произношение звука (Б).

2.Закрепить артикуляцию и характеристику звуков.

3.Формировать умение выделять звук (Б) из других звуков.

4.Формировать умение определять место звука в слове.

5.Готовить руку к письму, формировать графические навыки.

Коррекционно-развивающие

1 Развивать фонематические процессы

2 Развивать переключаемость органов артикуляции

3.Развивать мелкую моторику.

4.Развивать память, внимание, мышление

Коррекционно-воспитательные

Формировать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Проектор, экран, игрушки на звук Б, мешочек, коробка для подарков, картинка с буквой Б, звуковой домик

Ход  НОД:

1.Организационный момент.

(Дети под музыку заходят в группу и становятся  полукругом)

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!  У нас на занятии гости, давайте поздороваемся. 

Дети: Здравствуйте

Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много интересного. Настроимся на работу и сделаем зарядку для глаз.

(логопед предлагает одному из детей провести зрительную гимнастику)

Зрительная гимнастика «Глазки»

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Логопед: Молодцы, cадитесь на свои места.

2.Сюрпризный момент – послание от Белоснежки.

(На экране появляется слайд с изображением грустной белоснежки, раздается звук плача)

Логопед: - Белоснежка плачет, потому что гномик ее совсем перестал слушаться, не желает заниматься. Устроил такой беспорядок в домике и не знает, как правильно разложить предметы по своим местам.

(ребенок в синем колпаке выходит в центр группы, становится лицом к детям)

Гном : Я маленький веселый гном
И все меня по сказке знают
В лесу стоит мой теплый дом

и люблю сидеть я в нем

Логопед: -Здравствуй, гномик, а ты  поиграешь с нами?

Гномик: да

Основная часть

4.Пояснение темы занятия

Логопед: Ребята, сегодня мы будем играть с гномом Бомом.  Мы вспомним и расскажем нашему гостю все, что мы знаем о звуке (Б). Посмотрите, Бом пришел в синем колпачке, у него любимый звук (Б)

Садись гномик на место, я вам расскажу сказку.

5.Артикуляционная сказка о Гномике (с демонстрацией слайдов).

(Логопед читает сказку)

1.Возле леса гномик жил.

 Он с природою дружил.

Рано утром он вставал

И окошко открывал.

(Упражнение «Окошко»)

2. Гномик блинчики пёк ловко

У него была сноровка.

(Упражнение «Блинчик»)

3.И с вареньем земляничным

 Завтрак был всегда отличным.

 (Упражнение «Вкусное варенье».)

4.А потом пил гном из чашки  

Чай с душистою ромашкой.

(Упражнение «Чашечка»).

6. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Когда мы произносим звук Б, то губы смыкаются и размыкаются, образуют преграду для воздуха.

Давайте вместе скажем Б-Б-Б

Что мы скажем про звук Б? Он гласный или согласный? Почему?

1 ребенок- Звук Б согласный, потому что губы не дают нам петь

Логопед: Он звонкий или глухой? Положите руку на горлышко и проверьте.

2 ребенок – звук (Б) звонкий, потому что горлышко дрожит

Логопед: Он твердый или мягкий?

3 ребенок: Звук (Б) твердый, обозначается синем цветом и живет в синем домике с колокольчиком.

Логопед: Расскажите о звуке Б полностью.

4 ребенок: Звук Б- согласный, твердый, звонкий

7. Чистоговорки

Логопед: Мячик лови, четко за мной повтори

1ребенок :ба-ба –губа

2 ребенок:бы-бы-бобы

3 ребенок бы-бы-дубы

4 ребенок бы бы-зубы

5 ребенок ба-ба-изба

8.Игра «Светофор»

Логопед: - Давайте поиграем с гномиком, чтобы поднять ему настроение.

Научим гномика ловить звуки. Если вы услышите твердый звук Б, то поднимите синий светофор

Т   Г   Б   П   В  К БЬ   Н   М   Д   Б   БЬ  Б   П   Х   БЬ

9. Выделение  звуков (Б) из начала слова.

Логопед: Давайте подарим нашему гному подарки, давайте выберем подарки,  в названии которых есть звук [Б]

(логопед по очереди достает из мешка предметы, дети называют и определяют, какой звук слышится в начале слова)

1 ребенок:Я подарю Бому бусы

2 ребенок Я подарю Бому банан

3 ребенок Я подарю Бому бублик

4 ребенок Я подарю Бому букву

5 ребенок Я подарю Бому будильник

6 ребенок Я подарю Бому бант

7 ребенок Я подарю Бому барабан

Логопед: Ребята, давайте немножко отдохнем?

10.Физкульминутка «Наши гномики проснулись»

Жили-были в домике (показывают домик над головой)
Маленькие гномики (приседают)
Утром гномики проснулись, (тянутся)
Ручкой вправо потянулись, (тянутся  рукой вправо)
Ручкой влево потянулись, (тянутся рукой влево)
Солнцу нежно улыбнулась. (руки поднимают и улыбаются)
В кулачок все пальцы сжали, ( сжимают пальцы в кулак)
Растирать все ручки стали (растирают ладони)
Ручки, ножки и бока.( показывают на руки, ноги и бока)
Вот какая красота. (разводят руками)

11. Определение позиции звука в слове.

Логопед: Бом очень хочет  узнать, где в словах спрятался его любимый звук.

Где может стоять звук в слове?

Дети: в начале, середине, конце

(Дети определяют место звука Б в словах, предметные картинки со звуком  появляются на экране)

1 ребенок:Это батон, звук ,Б в начале слова.

2 ребенок: Это собака, звук Б в середине слова.

3 ребенок :Это батут, звук Б в начале слова.

4 ребенок: Это клубок, звук Б в середине слова.

5 ребенок:Это банан звук, Б в начале слова.

6 ребенок: Это арбуз звук, Б в середине слова.

12. Знакомство с буквой Б.

 Логопед: Ребята, мы научили гномиков слышать и произносить звуки Б и БЬ, а теперь они хотят увидеть букву, которой обозначаются эти звуки?

(логопед демонстрирует букву Б)

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Прописывание буквы Б пальцем в воздухе.

(логопед предлагает ребенку провести пальчиковую гимнастику)

13. Пальчиковая гимнастика «Семья»

(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья

(энергично сжать руку в кулак несколько раз).

14.Развитие зрительной моторики, закрепленного графического образа

Логопед: Дети, а давайте подарим гномикам много букв Б?

(логопед предлагает детям подойти к столам, на которых размещены контейнеры с пуговицами, фишками, камешками, помогает детям выкладывать букву с опорой на образец  из предложенного материала)

Логопед: Молодцы! Занимайте свои места.

15.Рефлексия, подведение итогов

(На экране появляется Белоснежка.)

Логопед: Ой, смотрите на экране радостная белоснежка. Спасибо вам дети, что помогли гномику. Белоснежка его простила и приняла обратно в сказку.

Логопед: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

1 ребенок: Мы говорили о звуке Б

Что больше всего понравилось?

2 ребенок: Мне понравилось игра «Светофор»

3 ребенок: Мне  понравилось дарить гному подарки

Логопед: Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”

Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...

Открытое логопедическое занятие "Звук и буква О"

Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием средств ИКТ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по теме: «Насекомые и паук. Звуки «Щ»-«Ч». Буквы Ч, Щ»

НОД проводилась с детьми подготовительной группы.Цель занятия - закрепление представлений о насекомых.Образовательные задачи:-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме: «Насекомые и паук».-...

Открытая подгрупповая НОД в подготовительной логопедической группе «Буратино» Тема: «Звуки [З], [З\']. Буква З»

В подготовительной логопедической группе была проведена открытая подгрупповая НОД, целью которой являлось:- закрепить умение выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости - мягк...

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....