Статья "Формирование основ письменной речи у дошкольников С ТНР"
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Абдусаламова Галина Геннадьевна

В статье приведены практические примеры формирования письменной речи у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ письменной речи у дошкольников с ТНР

Абдусаламова Г.Г., учитель – логопед МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №103» г.Курска

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

С позиции системного подхода, рассматривающего единство устной и письменной речи, письменная речь (как более позднее образование) надстраивается на основу устной речи. В связи с этим состояние устной речи, изначально образованной на знаковом восприятии и воспроизведении звуков

речи (её составляющие компоненты: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и просодическая стороны речи), предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и овладению письменной речью. Основная причина школьной неуспеваемости заключается в том, что многие дети приходят в школу, а значит и приступают к изучению грамматических правил, с недостаточно сформированной устной речью. У них бедный словарный запас, они неправильно употребляют предлоги, приставки и окончания слов, дефектно произносят многие звуки. Поскольку письменная речь, это перенесение на бумагу речи устной, то она никак не может быть умнее и правильнее той устной речи, которой обладает каждый конкретный человек. Она может стать лишь хуже, безграмотнее его устной речи в том случае, если в годы учебы он не овладел соответствующими грамматическими правилами, поскольку правильное произношение и правильное написание одних и тех же слов – это совсем не одно и то же. Иными словами, основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил, при отсутствии которой усвоение становится невозможным (Л.Г.Парамонова).

При обучении грамоте в школе «скрытая патология» расцветает пышным букетом в виде разнообразных нарушений письменной речи.

Работая учителем-логопедом ДОУ, я чаще всего сталкиваюсь с 2 видами речевой патологии: ФФН и ОНР.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

        Определяющим признаком фонематического недоразвития являются пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

У детей с ФФН  основным препятствием к овладению навыком письма и чтения является недостаточное развитие фонематического слуха. Они обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который им обеспечивает понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока речи на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Они не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так лексико-грамматическую системы языка. Лингвистическая структура данного дефекта свидетельствует  о том, что у ребёнка недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения оппозиционных звуков,  количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.

Поскольку становление речевой функции тесно связано с  формированием других высших психических функций, то у детей с первичной речевой патологией наблюдается ряд своеобразных психологических особенностей.

Часто у детей-логопатов нарушены память, внимание, способности к переключению внимания и др.

Исходя из этого, можно выделить основные задачи по профилактике дисграфий  и дислексий у  дошкольников с нарушениями речи.

1.Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений .

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)

9. Расширение «поля зрения» ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

Полезны следующие игры и упражнения:

  • Выкладывание букв из палочек и верёвочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве.
  • Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
  • Лепка букв из пластилина и солёного теста очень нравится детям.
  • Демонстрация букв в разном положении.
  • Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная.
  • Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе.
  • Поиск букв, наложенных друг на друга.
  • Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.
  • Реконструирование букв.
  • Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.
  • Систематическое придумывание детьми слова на данную букву.

Связь звука и буквы, а так же их различия объясняется на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем. Согласные звуки могут иметь пару: твердый – мягкий звук, обозначающуюся одной буквой. Например: [К] – твердый согласный звук (кот, полка, сок). [К’] – мягкий согласный звук (кит, пакет,).

Гласные звуки и буквы так же не совпадают: буквы Е, Ё, Ю, Я несут в себе два звука [Й’Э], [Й’О],[Й’У], [Й’А] либо служат показателем мягкости предыдущего согласного и обозначают соответственно звуки [э], [о], [у], [а].

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

  • Игра «Живые буквы»

     Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы

     получился слог (любой или же заданный по опорной гласной,  либо по

     опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).        

  • Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

     Например: даны картинки, на которых изображены помидор, облако.      

     Составим слог по первым звукам: ПО

  • Игра «Отгадай слово»

     Детям предоставляются карточки с картинками, на которых      

     зашифрованы слова. Расшифровать их можно взяв соответственно

     первые, вторые, последние слоги от каждой картинки.

  • Слоговые домики различного вида. У меня ко многим лексическим темам есть свои в виде тучек, клумб, машин, гаражей и т.д.

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

Вначале необходимо дать понятие «слово».

Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С.

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки ограничивая  каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

  • Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы:

     Кто это? Мама, Катя, собака...

     Что это? Чашка, гроза, кубик...

     Что делает? Лежит, прыгает, летает...

          Какой? Какая? Какое? Какие? Красный, пушистая, сладкое, весёлые…

  • Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:

     по опорным признакам – белое, теплое, парное? (молоко);

     хитрая, рыжая, пушистая? (лиса);

     на обобщающие понятия:

     а) какое слово лишнее и почему? (понедельник, среда, четверг,  

      вечер.)

     б) добавить нужное словечко (апельсин, лимон, яблоко...);

     в) назвать общим словом (кастрюля, сковорода, ложка –  .).

  • Подбор к данному слову родственных слов, собираем «Семейку слов»

     Например: снег, снежинка, снеговик, снежный, снегурочка;

     Звезда, звёздный, звёздочка, звездопад, звездолёт.

  • Исключение лишних слов.

     Например: вода, водопад, водный, водитель.

  • Разделение слова на слоги, а затем их перестановка: навес (весна), камыш (мышка).
  • Составление слова с использованием начальных звуков (букв), других слов.

     Например: роза, осы, трон (рот).

  • Составление слова по конечному звуку других слов.

     Например: дым, коза, забор, кит (март).

  • Составление слова по второму звуку данных слов.

     Например: усы, лодка, смородина (сом).

  • Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова.

     Например: у, б, ш, а  (шуба);  у, к, ж  (жук).

  • Составление из двух слов одного. Например: голубые глаза –  голубоглазый; длинные уши – длинноухий; везде ходит – вездеход; мясо рубит – мясорубка.
  • Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

     Например: большой – маленький; трус – храбрец; стирать – пачкать;  

     Мелкая река – глубокая река; мелкая клубника – крупная клубника.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому слову, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?,  Чьи?    

Например: хлеб (какой?) белый, чёрный, вкусный, свежий, душистый,  чёрствый, ржаной, пшеничный, горячий, тёплый и т.д.

хвост (чей?) заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно

сказать: зимний, зимняя, зимнее? Например:

зимний – день, вечер, свитер,...

зимняя –  погода, кофта, метель, дорога, улица,...

зимнее – утро, платье, озеро, пальто,...

в) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например: длинная вечер(длинный), черный крылья (черные).

Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например:

Что можно сделать с морковкой?

Вырастить, выдернуть, купить, почистить, съесть, помыть, натереть, сварить,     нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Подойти к... (дереву, бабушке);

Убежать от... (мамы, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал. – Женя упала. Саша ушел. – Саша ушла. Дерево растёт. – Деревья растут.

Это задание нужно проводить, используя картинки.

Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой и вся основа при счете. Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5 с существительными:

     один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;

     одна курица, две курицы, пять куриц;

     одно яйцо, два яйца, пять яиц.

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа «Дразнилки». Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: «У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов», «У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона».

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

  • Составление предложений по схемам:

     ______. Лето.

     ______ ______. Наступило лето.

     ______ ______ ______. Наступило жаркое лето.

     ______ ______ ______ ______  . Наступило жаркое, сухое лето.

  • Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

  • Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

     а) Пропуск предлогов:

     Мы гуляли... лесу.

     Кошка сидит... окне.

     б) Пропуск существительных:

     Шишки растут на...

     Мама поставила чашку в...

     ... играет с машинкой.

     ... вяжет носки.

     в) Пропуск прилагательных:

     Летом листья клена зеленые, а осенью...

     Дай, пожалуйста, лента не короткую, а...

     У зайца летом шубка серая, а зимой…

     г) Пропуск наречий:

     Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко).

     Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).

     Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов русского

     языка.

         д) Пропуск глаголов:

     Саша... машину.

     Папа... из машины.

     Дети... конфеты.

  • Закончить логические фразы:

     Врач - это человек, который... (лечит).

     Ткачиха - это человек, который... (ткет).

     Портниха - это человек, который... (шьет).

     Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо... (мыть,

     причесывать, стричь).

  • Работа с деформированным предложением:

      Росли, поляне, ромашки, на. (На поляне росли ромашки.)

      Тёплые, птицы, в, улетели, края. (Птицы улетели в тёплые края)

  • Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же числом слов.

Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Актуальность профилактики дисграфий и дислексий у дошкольников с  нарушениями речи состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, памяти, внимания, моторной функции, мышления, имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфий и дислекий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как  речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом и чтением.

Список литературы:

И.Н Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис- пресс, 2005.

Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. - М.: «Мозаика-Синтез», 2006.

А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова «Учим писать без ошибок». М. Издательство АРКТИ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников.

Данная статья содержит рекомендации по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников для родителей и педагогов, а также необходимые игры и упражнения....

Презентация "Профилактика письменной речи у дошкольников с ТНР"

В современном мире все актуальней становится вопрос о предупреждении нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста c ТНР. В связи с этим хочется наглядным путем показать важность коррекционны...

Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"

   Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Он  же  одновременно...

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...

ПРОФИЛАКТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

В настоящее время одной из актуальных проблем является нарушениеписьменной и устной речи у младших школьников.      Многочисленные  исследования привели к выводу, что осв...

Формирование предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников

В данной статье предложен опыт работы по форимрованию предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников. Предложенная система работы включает в себя планирование, дидактический материал (игр...