Знакомство с буквой З и звуками [з, з']
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бирюкова Екатерина Николаевна

Упражнения, игры для запоминания начертания буквы З и выделения соответствующих звуков в словах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

«Звуки [З, З’] и буква З» (подготовка к обучению грамоте) Дата 01.12.2022 года

Автор-разработчик: Бирюкова Е.Н., воспитатель ГБДОУ детского сада № 28 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: подготовительная группа детского сада.                 Длительность мероприятия: 30 мин.

Цель: знакомство детей  со звуками [З, З’], буквой  З

Задачи:

1. Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества.

2. Учить выделять данные звуки из слогов, из слов; учить дифференцировать звуки в слогах, в словах; совершенствовать умение детей правильно определять место звука в слове.

3. Уточнять и расширять словарь.

4. Развивать мелкую моторику рук, общую моторику.

Предварительная работа. Знакомства с буквами и звуками, характеристика звуков, работа на карточках по определению места звука в слове, деление слов на слоги, работа с предложением и схемой.

Материалы.

Демонстрационный материал: карточки с изображением буквы З (зеленая и синяя).

Раздаточный материал: фасоль на тарелке на каждом столе, рабочие тетради, карточки, пеналы по числу детей.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие  

Этап занятия, задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты этапа

Время (в соответствии с возрастом)

Вводная часть

Организационный момент 

Создать атмосферу психологической безопасности и эмоциональной поддержки детей. Переключить внимание детей на предстоящую деятельность

Приветствие

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Загадывает загадки с отгадками на З:

Снег идет,

   Под белой ватой  скрылись улицы, дома.

   Рады снегу все ребята —

   Снова к нам пришла …

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

    Шуба серая - для лета,

    Для зимы - другого цвета.

В Африке живёт, траву жуёт.

    Носит матроску в чёрно - белую полоску.

Он на гриб большой похож.

     В дождик с ним не пропадёшь.

Просит выделить первый звук в словах ЗИМА и ЗЕБРА и охарактеризовать его.

Просит произнести и дать характеристику первым звукам в словах ЗОНТ и ЗАЯЦ

руки вверх

руки вперед

руки опущены

руки в стороны

Зима, зонт, зебра, заяц

Согласный, мягкий ЗЬ

Согласный, твердый З

Организация детей.

Формирование познавательной мотивации

Эмоциональный настрой на занятие

3 мин.

Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия.

Проектирование выхода из проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам занятия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Интересуется, где звуки [З, З’] находятся в словах отгадках?

Просит придумать слова, где эти звуки будут в середине.

Актуализирует знания, чем отличается звук от буквы

Вывешивает букву З.

Создает проблемную ситуацию: как показать букву З без применения ручки и карандаша.

Предлагает написать букву З карандашом в тетради

Обезьяна, корзина, коза…

Актуализируют знания: буквы мы видим и пишем, звуки говорим и слышим.

Высказывают предположение, как выйти из проблемной ситуации: пишут в воздухе, выкладывают из фасоли.

Пишут

5 мин

Основная часть

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий, расширение имеющихся представлений.

Восприятие и усвоение, «присвоение» нового

Раздает карточки с буквой З правильной и зеркальной. Просит обвести только правильные, провести проверку в парах.

Артикуляционнвая гимнастика: Артикуляционная гимнастика:

- упражнение «Улыбка»;

-упражнение «Заборчик» («красим заборчик»).

Сказка о Язычке

«Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто её пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко – звонко запел: «з – з — з». «Это новая песенка, — сказал Язычок, — это песенка комара. Комар так поёт, когда летит и хочет кого – то укусить». (Споём все вместе песенку комара)

Показывает слог и просит прочитать его четко и отрывисто три раза, затем договаривает фразу:

За-за-за - забрела в наш лес коза.

Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.

Зы-зы-зы - испугался волк козы.

За-за-за - уходи домой коза.

Зе-зе-зе, дай воды козе

Обводят. Меняются, проверяют друг друга.

Выполняют:

растягивают губы в улыбке и считают до 10 про себя;

двигаем языком вверх – вниз, вправо – влево

Повторяют произношение звука хором и индивидуально.

Читают, произносят,

повторяют.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность.

Дети приобретают опыт конструктивного взаимодействия со сверстниками и педагогом, самостоятельности.

 10 мин

Практическая часть. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Включает новое знание в систему знаний ребенка.

Предлагает  выполнить работу на карточках (см. Приложение): вписать букву З в нужное место, выбрать из предложенных фраз ПРЕДЛОЖЕНИЕ и подчеркнуть его (работа с предложением: схема, количество слов, что в конце, произношение с разной интонацией); работа со словом (выделение, слоги, ударение, звуки)

«Присваивают» новое знание, умение  применяют его в игровой, практической деятельности

Дети приобретают опыт обогащения детской деятельности за счет новых умений и знаний

10 мин

Заключительная часть

Итог занятия.

Систематизация знаний.

Рефлексия

Подводит итоги занятия с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта.

Организует анализ цели детской деятельности

Совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Какую букву узнали сегодня?», «Какие звуки она может обозначать?», «С чем у вас были трудности?», «Что было очень легко?»

Рассказывают о том, что они делали, что узнали, чему научились.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Рассказывают о трудностях в процессе работы

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

2 мин

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний»: знакомство с буквой и и звуком [И]

Цель: 1. Закрепить знания детей о речи, как средстве общения меду людьми. Вспомнить, что обозначают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение.2. Упражнять детей в умении различать гласные и...

"Знакомство с буквой Л и звуками[Л] [Л’]"

Данное занятие по обучению грамоте знакомит дошкольников с буквой Л и звуками [Л] [Л’].  Совершенствует умение выполнять звуко - слоговой анализ слов, подбирать слова с заданными звуками....

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной логопедической группы «Помоги Золушке» (Знакомство с буквой Л и звуком [Л])

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной логопедической группы «Помоги Золушке» (Знакомство с буквой Л и звуком [Л])Задачи:Коррекционно-образовательные:—...

Знакомство с буквой Рр и звук (р-р)

Конспект по обучению к грамоте...

Конспект логопедического группового занятия на тему: «Знакомство с буквой «Ш» и звуком [ш]» в подготовительной группе.

Знакомство с буквой "Ш" и звуком "Ш". Закрепление правильного произношения звука....

Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство с буквой М и звуком М’»

Конспект НОД  по обучению грамоте   «Знакомство с буквой М и звуком М’»...