Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [р, р']. Буква Р, р. Слог – часть слова» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_podgotovka_k_obucheniyu_gramote_petrushkina_l.s.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 59»
Конспект занятия
по подготовке к обучению грамоте
«Звуки [р, р']. Буква Р, р.
Слог – часть слова.»
Подготовила:
Петрушкина Людмила Сергеевна,
воспитатель,
1 кв. категория
Оренбург
2022 г
Организационная информация | Примеча-ние | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Петрушкина Людмила Сергеевна | |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |
3. | Вид деятельности детей | Познавательная, игровая, двигательная, конструктивно-моделирующая, продуктивная | |
Методическая информация | |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Звуки [р, р']. Буква Р, р. Слог – часть слова». | |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | - Постановка целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент – превращение в моряков, комментирование; мотивация - желание отправиться на экскурсию, с целью увидеть букву Р; - Активизация деятельности в процессе занятия: беседа о взаимопомощи друзьям; импровизация выхода из детского сада, игровая деятельность и дидактические задания; создание проблемной ситуации; исследовательские приемы; анализ деятельности, выводы; - Организация практической деятельности детей: рассуждение и комментирование; выполнение дидактических заданий; двигательная активность (проведение физминутки); продуктивная деятельность (конструирование, печание и штриховка буквы); - Поддержание интереса у детей: познавательная деятельность (группировка, классификация, исследовательские приемы, отождествление, сравнение); ситуация выбора; применение ТСО (просмотр видеозаписи, иллюстрации); - Оценка и самооценка: поощрение, взаимопомощь детей; анализ в ходе выполнения различных видов деятельности детей, их результатов; подведение итогов. | |
3. | Интеграция образовательных областей | 1. Социально-коммуникативное развитие: беседа о друзьях и осознание важности взаимопомощи другим, воспитание в детях чувства толерантности и дружеских отношений; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; соблюдение элементарных правил поведения, правил работы во время различных видов деятельности; 2. Познавательное развитие: познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'], их классификация; закреплять умение составлять звуковые схемы слова, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; 3. Речевое развитие: беседа, рассуждение, комментирование; полные и четкие ответы на поставленные вопросы; расширение словарного запаса; 4. Художественно-эстетическое развитие: конструктивное моделирование из строительного и природного материала; продуктивная деятельность (печатание буквы и штриховка); 5. Физическое развитие: проведение физминутки «Моряки»; двигательная активность (смена расположения детей в развивающем пространстве группы - игровой и учебной зоне). | |
4. | Возрастная группа | Группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет №1 | |
5. | Цель | Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'], их классификация. | |
6. 6.1 | Задачи | Образовательные задачи: - Научить дифференцировать звуки на слух и в произношении; - Закреплять умение составлять звуковые схемы слова; - Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; - Продолжать учить выделять на слух слова с заданным звуком; - Актуализировать знания детей о понятиях: «звук», «буква», «слово», «предложение» и т.д.; - Закреплять образ буквы. | |
6.2 | Воспитательные задачи: - Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу; -Воспитывать любознательность, наблюдательность и самостоятельность; -Воспитывать нравственные качества: умение дружить, приходить друг другу на помощь, оказывать содействие в проблемных ситуациях; - Воспитывать культуру общения со взрослыми и детьми, желание действовать сообща. | ||
6.3 | Развивающие задачи: - Развивать слуховое внимание; -Активизировать мыслительную деятельность детей: логическое мышление, внимание, воображение, память, творчество; -Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас; -Развивать моторику рук в процессе конструктивной и продуктивной деятельности; - Развивать художественно-изобразительные навыки детей в процессе продуктивной деятельности. | ||
7. | Планируемые результаты | - Обучающиеся проявляют эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к занятиям познавательного характера; - Более свободно владеют навыками группировки, классификации, отождест-вления, сравнения предметов в ходе выполнения различных дидактических заданий и игр; - Совместно с педагогом активно участвуют во всех видах деятельности; - Демонстрируют культуру общения, речевую активность, мышление, воображение; - Учатся анализировать свою работу и результаты деятельности своих сверстников, делать выводы. | |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | - Оформление места проведения занятия: оформление игровой и учебной зоны группы, столы с атрибутикой для проведения дидактических заданий и игр, продуктивной деятельности; -Дидактические материалы: иллюстрированный материал к заданиям; - Наглядно-демонстрационные материалы: иллюстрации; - ТСО: видеозапись, телевизор. | |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Звуко-буквенный разбор слов, умение находить звуки в словах и т.д. | |
Конспект занятия | |||
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Создание проблемной ситуации | Воспитатель: А какое у вас сейчас настроение? (ответы детей). Я вам предлагаю поприветствовать друг друга и поделиться со всеми своим хорошим настроением. Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Вот мы и поделились хорошим настроением друг с другом. Воспитатель: Ребята, а кто это рычит? А как? Дети: Тигр, он грозно рычит. Воспитатель: я предлагаю вам превратится в маленьких тигрят. Как они рычат? А теперь изобразите, как мурлычит ласковая кошечка; как каркает ворона. | 1 мин. |
1 мин. Иллюстрации с изображением животных на доске | |||
1.2 | Целевая установка | Воспитатель: Догадались, какой звук мы будем сегодня изучать сегодня? (ответы детей) | 0,5 мин. |
1.3 | Мотивирование к деятельности | Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы познакомиться со звуком [р] и узнать о нем много интересного? (ответы детей). | 0,5 мин. |
1.4 | Проектирование решения проблемной ситуации | Воспитатель: Звук [Р] на вершине высокой горы, куда ещё никто не поднимался. Хотите туда отправится, но для этого необходимо преодолеть препятствия? На каком транспорте мы сможем отправится в путешествие, в названии которого есть звук [р]? Дети: на корабле Воспитатель: А мы превратимся в отважных моряков, произнеся волшебные слова: Ру-ру-ру-рано, рано поутру. Оре-оре-оре-корабль вышел в море. Тры-тры-тры-плывут большие осетры. Орь-орь-орь-спустили якорь. | 2 мин. штурвал |
II. | Основная часть | ||
2.1 | Выполнение действий | Характеристика звука Воспитатель: Какой звук [р]? Дети: согласный, встречается преграда. Воспитатель: Правильно при произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, горло дрожит. Он глухой или звонкий? Дети: звонкий (проверяют) Воспитатель: Звук [Р] – согласный, звонкий. Воспитатель: На корабле различные предметы и помещения. Я буду называть слова, в каких вы услышите звук, хлопаете в ладоши. Игровое упражнение «Услышь звук» (ведро, весло, якорь, палуба, кок, парус, груз, радио, карта, штурвал, качка, борт, компас, корма, курс) Воспитатель: Посмотрите мы попали на Райский остров. На котором живут аборигены Румба и Римба. Одинаково ли звучат их имена? Чем они отличаются? (ответы детей). Да, звук [р] может быть твердым и мягким. Дидактическая игра «Тим и Том» (распределяем предметные картинки в домики зеленого или синего цвета) Воспитатель: Посмотрите они принесли нам иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых, которые обитают на их острове и определим твердый или мягкий звук в этих словах. Воспитатель: И оказались мы с вами у реки Радужной, а как нам ее перейти. Дети: построить мост. Игровое упражнение «Построй мост» (дети подбирают кубики с картинками, где звук [р] стоит в начале, конце и середине слова) Воспитатель: Моряки никогда не сидят без дела, я предлагаю вам выполнить “морскую” зарядку. Физкультминутка «Моряки» Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Звуко - буквенный разбор слов (работа за столами) рука р [р] — согласный, твёрдый, обозначаем синим кружочком В слове 4 буквы и 4 звука. река р [р] — согласный, мягкий, обозначаем синим кружочком В слове 4 буквы и 4 звука. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как выглядит буква Р? На что она похожа? (ответы детей) 1.Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. 2. «Дрожу от страха до сих пор! - Воскликнуло полено, Похожа буква на топор!» Расколет непременно. 3.Ручка круглая у трости. Трость для деда сделал Костя. А давайте встанем и покажем. На что похожа буква Р? Как запомнить букву Р? Каждый может, например, Встать на ножки поскорей, Руку на бочок поставить И друг другу Р представить. Воспитатель: И вот мы с вами у горы Разноцветной, а что мы видим на ее вершине? Дети: буква Р. Воспитатель: Теперь садимся с вами за столы и выложим букву Р фасолью, пуговицами. Чтение слогов с буквой Р: ра, ро, ру, ри, ря и т.д. Работа в тетради: 1. Штриховка буквы Р, р 2. «Написание» в воздухе буквы Р, р 3. Показ воспитателем на доске, как писать букву Р, р 4. Печатание буквы Р, р Воспитатель: Букву Р писать несложно. Снова к палке осторожно Подрисуем мы кружок, И получится флажок. Воспитатель: Давайте представим, что любое слово – это шоколад. И как мы делим шоколад на дольки, так и слово можно разделить на части. От целого шоколада у нас остались только его части – маленькие темные квадратики. И такими же дольками будут у нас черные квадратики – это части слов. Берем слово «шоколад», делим его на слоги (на части). Это можно сделать хлопками. Сколько раз вы хлопнули при произнесении слова, столько слогов (частей) в этом слове. Но для того, чтобы научиться правильно делить слова на части, мы будем первое время перепроверять себя разными способами деления слов – «Рука под подбородком» и хлопками. (дети делят слова на слоги: рыба, береза, роза, ракушка, рот и т.д. ) | 23 мин. Изображение аборигенов на экране телевизора Кубики с картинками, река из голубого полотна Карточки для звуко -буквенного разбора и кружки зеленого, синего и красного цвета Иллюстрация с изображением буквы Р на экране телевизора Фасоль, пуговицы |
2.2 | Анализ результатов деятельности детей | Воспитатель: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Дети: Р Воспитатель: Что вы можете про него рассказать? (ответы детей) | 1 мин. |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Подведение итогов | Воспитатель: Ну вот мы с вами и дома. Ребята, где мы были сегодня? Что нового увидели и узнали? Вам понравилось? (ответы детей). | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква В"
Конспект занятия "Звук и буква В"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "К"
Учить четко произносить звук (К)...
конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква У"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ]....
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [К]- [Х]. Буквы К, Х» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [К] – [Х]....