Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Обучающие:
уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах типа сом, гусь, сани, сито,
учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина),
учить звукослоговому анализу слов типа СГС, СГСГ,
учить составлять схему предложения и определять порядок слов в нём,
познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением,
формировать навык чтения прямых слогов и слов типа сок, сын, сани, собака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки С, С. Буква С.
Цели занятия:
Обучающие:
уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах типа сом, гусь, сани, сито,
учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина),
учить звукослоговому анализу слов типа СГС, СГСГ,
учить составлять схему предложения и определять порядок слов в нём,
познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением,
формировать навык чтения прямых слогов и слов типа сок, сын, сани, собака.
Коррекционные:
развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь,
исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом
« по – подражанию»
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
1. Организационный момент.
2. Гимнастика « ума».
Ребята, сейчас вы будете отгадывать слова. Сядет тот, кто отгадает слово.
- высокое хвойное дерево (сосна)
- ночная птица ( сова)
- птица с жёлтой грудкой ( синица)
- усатая рыба ( сом)
-что мы видим когда спим ( сон)
- предмет мебели для сидения ( стул)
- С какого звука начинаются отгаданные слова?
3. Работа с профилем звука С.
- Посмотрите внимательно на профиль звука С.
- Губы открыты или сомкнуты ?
- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
- Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?
- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)
4. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно ( вот так ), увидел солнышко и улыбнулся ( вот так). Захотелось ему погреться на солнышке , он открыл дверь( вот так) и вышел на крылечко, немного постоял там ( вот так упр. « Лопаточка»).
И тут язычок вспомнил , что он не почистил зубы . Быстро вернулся домой и стал чистить зубы ( вот так).
Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост. Кошка рассердилась ( вот так упр. « Киска сердится»).
Язычок погладил кошку , улыбнулся ( вот так) и они вместе пошли гулять.
5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.
- А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель , заведите кончик языка за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.
Произнесём С--------------
Произнесём СЬ-------------
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?
Характеристика звука.
Звук С согласный, при произношении воздуху проходить свободно мешают язык и зубы, твёрдый.
- Поставьте ладошку на горло и определите молчит оно или дрожит , когда мы произносим звук С.
Звук С глухой.
( тоже со звуком СЬ, но он мягкий)
6. Упр. на развитие фонематического слуха.
- Сейчас мы с вами будем разведчиками и постараемся точно разузнать , есть ли в словах звуки С, СЬ, где они находятся (начало, конец, середина слова), твёрдые они или мягкие?
( работа с карточками)
Глобус
Каска
Гусь
Сито
7.Физкультминутка.
( звучит фонограмма голосов птиц)
Встаньте! Что вы слышите? Где мы с вами очутились?
( далее дети выполняют имитацию полёта птиц)
- Но вот подул ветер вот такой
С--------------------
и к нам прилетел скворец.
( логопед прикрепляет картинку с изображением скворца)
- А потом ветер подул так
СЬ------------------------------
и к нам прилетела синица.
(логопед прикрепляет картинку с изображением синицы).
9. Игра « Лесные почтальоны».
- Ребята, лесные почтальоны принесли два конверта , а я их перепутала и не знаю, какой из них принёс скворец, а какой – синица? Помогите мне, пожалуйста.
- Какой первый звук в слове «скворец»? Дайте ему характеристику. Кто принёс синий конверт? Почему?
( тот же вид работы со словом «синица»)
- Получите карточки с картинками и положите их в нужный конверт.
Гусь, собака, сом, сито, сок, сено.
- Разделите эти слова на слоги.
10. « Звуковые» домики.
- Возьмите карточки с картинками и самостоятельно раскрасьте комнаты нужным цветом для каждого звука.
Сом, рысь, аист.
11. Знакомство с буквой С.
- Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С , СЬ .Это буква С( называем как звук).
Рассмотрите букву С. На что она похожа?
12. Пальчиковая гимнастика.
« Пальчики здороваются»
« Маска»
« Комарик и оса».
13. Письмо буквы С в воздухе.
Выкладывание буквы С из пуговиц.
Работа в прописях.
14. Упражнения в формировании навыка чтения.
( Дети встают полукругом. Логопед называет вначале два звука и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать получившийся слог. Затем логопед называет три звука, а ребёнок, получивший мяч, называет слово).
Сын, сом, сок, сук, сыр, суп, сам, оса.
15. Составление схемы предложения.
( Дети из палочек и пуговиц выкладывают схемы предложений)
Наступила весна. Весной светит яркое солнце.
16. Итог занятия.
- Давайте поблагодарим наших лесных почтальонов за то, что принесли нам такие интересные задания и под пение птиц проводим их в лес.
- Чем мы занимались на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква В"
Конспект занятия "Звук и буква В"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "К"
Учить четко произносить звук (К)...

конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква У"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Путешествие в страну букв : буква К " в средней группе
Занятие посвящено знакомству с буквой К и звуком К, закреплению правильного произношения звуков К твердого и К мягкого, понятия "согласный" и " гласный" звук, определению места зву...