Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звуки [К] - [ К']. Буква "К".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Карачева Надежда Михайловна

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_k.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [К] – [К’]. Буква «К».

Цель: Познакомить со звуками [К] – [К’],  буквой «К».

Задачи: Учить детей четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве, произносить звуки [К] – [К’], дифференцировать их на слух и в произношении. Продолжать учить анализировать простые слова. Познакомить ребенка с предлогами к, от, буквой «К». Развивать фонематический слух. Воспитывать соревновательный интерес.

Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, карточка-символ звуков [К] – [К’].   Картинки на звуки  [К] – [К’]   (в начале и середине, конце слова) в количестве 10 штук. Схемы предлогов к и от. Карточка  с буквой «К».  Мяч, фишки, кубики для звукового анализа ( красный - 2шт, синий – 3 шт, зелёный – 1шт). Картинки «Кот и кит» Карточки с заданиями  для игр с буквами (приложение).

Предварительная работа: чтение сказки Б.Заходера «Кот и Кит»

Ход: 1.Оргмомент. Игра «Поручения».

Дети стоят в шеренгу. Педагог  предлагает нескольким из детей по очереди выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: «Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к шкафу. Отойди от шкафа»  и др. (практическое усвоение предлогов  к, от). 

Педагог спрашивает: «Что ты сделал?» Ребенок отвечает: «Я подошел к окну. Я отошел от окна». ( дети садятся за столы)

2. Знакомство с предлогами  к, от.

Педагог  показывает детям графическое обозначение предлогов к и от и объясняет их значение.

3. Знакомство со звуком  [К]. Дидактическое упражнение «Большой — маленький».  

Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?

рот — ротик, нос — ...,  лоб — ..., стол — ..., пес — ...

Символ звука: идет сильный дождик: КККК... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

4. Найди лишнее слово в ряду: (Педагог обращает внимание детей на место звука к в словах)

— определив место звука  [К]  в словах:

корова, клумба, крыса, мак;

рак, мак, каша, лук;

капуста, комар, рубашка, карусель;

— определив количество звуков  [К] в словах:

кружок, клубок, каток, молоток;

рубашка, колосок, кошка, крышка.

5.Игра «Кто больше?»

Подобрать слова, в которых звук  [К] стоит в начале слова, (в середине, в конце). За правильный ответ даётся фишка. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.

6.Работа с предложением.

1) Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.

Катя, идти, дом, к; Коля, идти, дом, от.

 2) Договорить предложения:

Я иду к... Я иду от...

7. Знакомство со звуком  [К’]

Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

8. Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук  [К’]  (10)

На доске расположены картинки со звуками [К] – [К’].

9. Дифференциация звуков [К] – [К’] (игра с мячом)

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ка-кя, ко-...; кю-ку, ки-...

10.Физкультминутка «Кот»

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Тимоша -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Тимоши все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Кот Тимоша жил на крыше  (руки поднять вверх)

Ниже, в доме, жили мыши (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)

По стене взбирались мыши, (руками «шагать» от щиколотки - вверх по голени -к коленям- по бедру)

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей, (повороты головы в сторону, руки к ушам)

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки, (ладони захлопнуть «мышеловка»)

Но мышата были ловки. (попрыгать на месте, руки на поясе)

Спрятавшись за спину Тишки, (ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)

В прятки с ним играли мышки.

10. Звуковой анализ слов кот и кит.  «Подбери схему к слову»

На доске картинки « Кот и Кит» Воспитатель использует кубики. Звуковой анализ выполняется фронтально.

Перед детьми выставляется 2 схемы из кубиков. Воспитатель просит назвать, к какому слову какая схема относится и почему.

11. Знакомство с буквой «К».

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква «К»?

Игры с буквой  (Приложение из пособия Крупенчук О.И)

Использованная литература:

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по подготовке к обучению компьютерной грамоте в подготовительной группе с игрой - презентацией " Объяснялки"

 Занятие включает в себя задачи - шутки на логическое мышление, понятие " Часть - целое", Игру "Обяснялки" в форме "Power Point", где дети должны угадать по описанию сказочного персонажа и наоборот, п...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...