Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звуки [К] - [ К']. Буква "К".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Звуки [К] – [К’]. Буква «К».
Цель: Познакомить со звуками [К] – [К’], буквой «К».
Задачи: Учить детей четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве, произносить звуки [К] – [К’], дифференцировать их на слух и в произношении. Продолжать учить анализировать простые слова. Познакомить ребенка с предлогами к, от, буквой «К». Развивать фонематический слух. Воспитывать соревновательный интерес.
Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, карточка-символ звуков [К] – [К’]. Картинки на звуки [К] – [К’] (в начале и середине, конце слова) в количестве 10 штук. Схемы предлогов к и от. Карточка с буквой «К». Мяч, фишки, кубики для звукового анализа ( красный - 2шт, синий – 3 шт, зелёный – 1шт). Картинки «Кот и кит» Карточки с заданиями для игр с буквами (приложение).
Предварительная работа: чтение сказки Б.Заходера «Кот и Кит»
Ход: 1.Оргмомент. Игра «Поручения».
Дети стоят в шеренгу. Педагог предлагает нескольким из детей по очереди выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: «Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к шкафу. Отойди от шкафа» и др. (практическое усвоение предлогов к, от).
Педагог спрашивает: «Что ты сделал?» Ребенок отвечает: «Я подошел к окну. Я отошел от окна». ( дети садятся за столы)
2. Знакомство с предлогами к, от.
Педагог показывает детям графическое обозначение предлогов к и от и объясняет их значение.
3. Знакомство со звуком [К]. Дидактическое упражнение «Большой — маленький».
Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?
рот — ротик, нос — ..., лоб — ..., стол — ..., пес — ...
Символ звука: идет сильный дождик: КККК... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
4. Найди лишнее слово в ряду: (Педагог обращает внимание детей на место звука к в словах)
— определив место звука [К] в словах:
корова, клумба, крыса, мак;
рак, мак, каша, лук;
капуста, комар, рубашка, карусель;
— определив количество звуков [К] в словах:
кружок, клубок, каток, молоток;
рубашка, колосок, кошка, крышка.
5.Игра «Кто больше?»
Подобрать слова, в которых звук [К] стоит в начале слова, (в середине, в конце). За правильный ответ даётся фишка. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.
6.Работа с предложением.
1) Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.
Катя, идти, дом, к; Коля, идти, дом, от.
2) Договорить предложения:
Я иду к... Я иду от...
7. Знакомство со звуком [К’]
Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
8. Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук [К’] (10)
На доске расположены картинки со звуками [К] – [К’].
9. Дифференциация звуков [К] – [К’] (игра с мячом)
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ка-кя, ко-...; кю-ку, ки-...
10.Физкультминутка «Кот»
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Тимоша -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Тимоши все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Кот Тимоша жил на крыше (руки поднять вверх)
Ниже, в доме, жили мыши (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)
По стене взбирались мыши, (руками «шагать» от щиколотки - вверх по голени -к коленям- по бедру)
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей, (повороты головы в сторону, руки к ушам)
Вынув пробки из ушей.
Он готовил мышеловки, (ладони захлопнуть «мышеловка»)
Но мышата были ловки. (попрыгать на месте, руки на поясе)
Спрятавшись за спину Тишки, (ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)
В прятки с ним играли мышки.
10. Звуковой анализ слов кот и кит. «Подбери схему к слову»
На доске картинки « Кот и Кит» Воспитатель использует кубики. Звуковой анализ выполняется фронтально.
Перед детьми выставляется 2 схемы из кубиков. Воспитатель просит назвать, к какому слову какая схема относится и почему.
11. Знакомство с буквой «К».
Клюв раскрыла буква К —
Хочет скушать паука.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква «К»?
Игры с буквой (Приложение из пособия Крупенчук О.И)
Использованная литература:
1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"
Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...
Конспект занятия по подготовке к обучению компьютерной грамоте в подготовительной группе с игрой - презентацией " Объяснялки"
Занятие включает в себя задачи - шутки на логическое мышление, понятие " Часть - целое", Игру "Обяснялки" в форме "Power Point", где дети должны угадать по описанию сказочного персонажа и наоборот, п...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...