Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "К"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Учить четко произносить звук (К)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zhvuka_k.docx | 18.16 КБ |
avtomatizatsiya_zhvuka_k.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "К" в подготовительной группе
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
3. Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
4. Познакомить с образом буквы К.
Коррекционно-развивающие:
1. Научить чётко произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.
2. Упражнять в словообразовании и словоизменении (вол.(к), волк, волки).
3. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
4. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
5. Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи
3. Повышать речевую активность
4. Воспитывать культуру речевого общения
Оздоровительные:
1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений
2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки)
3. Следить за осанкой детей во время работы за столом
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обогащать словарный запас детей: свиток, постигнет, зашифруем
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами
МЕТОДЫ: эмоциональный настрой, игровая мотивация, сказкотерапия, словесный, наглядный, практический
ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком
ОФОРМЛЕНИЕ: замок, озеро, полянка, домик с кармашками, бассейн, диск с музыкальным сопровождением
Занятие начинается в группе
Логопед: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К. Для этого мы отправимся в королевство звуков
Дети идут в музыкальный зал. Подходя, слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ
Логопед: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток)
«У меня стряслась беда
Помогите, детвора, В замок мой ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал,
Чтобы замок вновь собрать,
Нужно знанья показать.
Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача.
С делом справитесь иль нет,
Вам подскажет мой секрет».
Логопед: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).
Логопед: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).
Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К'- К'- К'- К', попробуйте. (дети произносят К'- К'- К'- К').
- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?
Дети: Нет, трудно
Логопед: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?
Дети: Свободно.
Логопед: А язык?
Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба
Логопед: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».
Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
Логопед: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).
(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).
Логопед: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.
Логопед: К озеру мы подойдем
Часть от замка в нем найдем.
- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?
Вол(к), а много (волки)
Рыба(к), а много (рыбаки)
Моря(к), а много (моряки)
Като(к), а много (катки)
Завтра(к), а много (завтраки).
- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».
(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).
Логопед: Выйдем на полянку
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.
- Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».
(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).
(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь). Логопед: Встаем и отправляемся дальше.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
1 - коза, корова, кабан,
2 - собака, белка,
3 - волк, барсук, хорек.
Физкультурная минутка
Ветер снова закружил (дети кружатся),
С головою нас накрыл (закрывают голову руками),
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),
Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),
Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),
Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),
(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),
И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).
По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.
Логопед: Тут дорога впереди
Может нам туда пойти
Вот еще одна стена
Не от замка ли она?
- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).
Логопед: Какое предложение получилось у тебя Антон? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Кошка лакает молоко.) У тебя Лёня? (Кран поднимает груз.)
- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.
- Какое предложение получилось?
Даша: Катя кушает конфету.Антон: Катя кушает конфету.
Вова: Катя кушает конфету.
Катя: Катя кушает конфету.
Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.
- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).
- Сколько слов у тебя Лёня?
Леня: В этом предложении три слова.
А у тебя Максим?
Максим: В этом предложении три слова.
Надя: Первое слово в предложении Катя.
Какое второе слово, Вова?
Вова: второе слова в этом предложении кушает.
Какое третье слово, Артем?
Артем: Третье слово конфету.
(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).
Логопед: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.
(Дует ветер и раздается голос)
Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку,
Где отыщите ее,
Будет там вам и окно.
А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я!
Логопед: Мы слушаем тебя, ветер.
Ветер: Серая по лужку она важно бродит,
Из воды сухой выходит.
Дети: Это утка.
Логопед: Мы к бассейну подойдем
Может, утку там найдем.
Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.
Логопед: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.
Дети устанавливают последовательность звуков в слове.
Логопед: Сколько звуков в слове УТКА.
- Какой первый звук: Утка?
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Какой второй звук в слове УТКА?
Дети: звук Т.
- Это какой звук?
Дети: согласный твердый, обозначается синим цветом.
- Какой третий звук в слове УТКА?
Дети: звук К.
- Какой это звук?
Дети: согласный, твердый обозначается синим цветом.
- Какой последний звук в слове УТКА?
Дети: звук А.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Сколько гласных звуков в этом слове? Артем: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».
- Сколько в слове согласных звуков?
Даша: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».
- Сколько в этом слове звуков?
Антон: В этом слове всего 4 звука.
- Сколько в этом слове слогов?
Логопед: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.
Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
- Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Там поныне и сидит,
Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.
Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)
Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».
Дети выбирают подарки: машинки, куклы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "К" в подготовительной группе
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
3. Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
4. Познакомить с образом буквы К.
Коррекционно-развивающие:
1. Научить чётко произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.
2. Упражнять в словообразовании и словоизменении (вол.(к), волк, волки).
3. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
4. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
5. Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи
3. Повышать речевую активность
4. Воспитывать культуру речевого общения
Оздоровительные:
1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений
2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки)
3. Следить за осанкой детей во время работы за столом
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обогащать словарный запас детей: свиток, постигнет, зашифруем
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами
МЕТОДЫ: эмоциональный настрой, игровая мотивация, сказкотерапия, словесный, наглядный, практический
ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком
ОФОРМЛЕНИЕ: замок, озеро, полянка, домик с кармашками, бассейн, диск с музыкальным сопровождением
Занятие начинается в группе
Логопед: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К. Для этого мы отправимся в королевство звуков
Дети идут в музыкальный зал. Подходя, слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ
Логопед: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток)
«У меня стряслась беда
Помогите, детвора, В замок мой ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал,
Чтобы замок вновь собрать,
Нужно знанья показать.
Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача.
С делом справитесь иль нет,
Вам подскажет мой секрет».
Логопед: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).
Логопед: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).
Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К'- К'- К'- К', попробуйте. (дети произносят К'- К'- К'- К').
- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?
Дети: Нет, трудно
Логопед: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?
Дети: Свободно.
Логопед: А язык?
Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба
Логопед: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».
Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
Логопед: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).
(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).
Логопед: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.
Логопед: К озеру мы подойдем
Часть от замка в нем найдем.
- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?
Вол(к), а много (волки)
Рыба(к), а много (рыбаки)
Моря(к), а много (моряки)
Като(к), а много (катки)
Завтра(к), а много (завтраки).
- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».
(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).
Логопед: Выйдем на полянку
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.
- Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».
(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).
(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь). Логопед: Встаем и отправляемся дальше.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
1 - коза, корова, кабан,
2 - собака, белка,
3 - волк, барсук, хорек.
Физкультурная минутка
Ветер снова закружил (дети кружатся),
С головою нас накрыл (закрывают голову руками),
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),
Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),
Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),
Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),
(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),
И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).
По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.
Логопед: Тут дорога впереди
Может нам туда пойти
Вот еще одна стена
Не от замка ли она?
- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).
Логопед: Какое предложение получилось у тебя Антон? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Кошка лакает молоко.) У тебя Лёня? (Кран поднимает груз.)
- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.
- Какое предложение получилось?
Даша: Катя кушает конфету.Антон: Катя кушает конфету.
Вова: Катя кушает конфету.
Катя: Катя кушает конфету.
Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.
- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).
- Сколько слов у тебя Лёня?
Леня: В этом предложении три слова.
А у тебя Максим?
Максим: В этом предложении три слова.
Надя: Первое слово в предложении Катя.
Какое второе слово, Вова?
Вова: второе слова в этом предложении кушает.
Какое третье слово, Артем?
Артем: Третье слово конфету.
(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).
Логопед: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.
(Дует ветер и раздается голос)
Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку,
Где отыщите ее,
Будет там вам и окно.
А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я!
Логопед: Мы слушаем тебя, ветер.
Ветер: Серая по лужку она важно бродит,
Из воды сухой выходит.
Дети: Это утка.
Логопед: Мы к бассейну подойдем
Может, утку там найдем.
Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.
Логопед: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.
Дети устанавливают последовательность звуков в слове.
Логопед: Сколько звуков в слове УТКА.
- Какой первый звук: Утка?
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Какой второй звук в слове УТКА?
Дети: звук Т.
- Это какой звук?
Дети: согласный твердый, обозначается синим цветом.
- Какой третий звук в слове УТКА?
Дети: звук К.
- Какой это звук?
Дети: согласный, твердый обозначается синим цветом.
- Какой последний звук в слове УТКА?
Дети: звук А.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Сколько гласных звуков в этом слове? Артем: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».
- Сколько в слове согласных звуков?
Даша: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».
- Сколько в этом слове звуков?
Антон: В этом слове всего 4 звука.
- Сколько в этом слове слогов?
Логопед: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.
Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
- Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Там поныне и сидит,
Логопед: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.
Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)
Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».
Дети выбирают подарки: машинки, куклы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»
Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква В"
Конспект занятия "Звук и буква В"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.Тема «Звук и буква Ж».(первое занятие по теме)
Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...