Тема: «Звук [O], буква О».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Губина Анна Викторовна

Цель:  познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

·         развивать пространственное представление;

·         развивать фонематический слух, восприятие;

·         упражнять в определении места звука в слове;

·         совершенствовать мелкую моторику;

·         развивать зрительное внимания, память, воображение.

·         совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_o.docx760.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [O], буква О».

Цель:  познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • развивать пространственное представление;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • упражнять в определении места звука в слове;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • развивать зрительное внимания, память, воображение.
  • совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • развивать графомоторные навыки;

образовательные:

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • учить точно произносить звук О;
  • закрепить характеристику звука О;
  • познакомить с графическим изображением звука О;
  • пополнять и активизировать словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения;

воспитательные:

  • воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;
  • самостоятельность; любознательность;
  • выработать самоконтроль речи;

Оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О];

Ход занятия

I. Организационный момент:

– Ребята посмотрите, все ли готовы к занятию? Всё ли лежит на своих местах?

Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.

-Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.

Мы очень огорчились: О – о –о!

Вдруг впереди увидели огонёк и избушку, и очень обрадовались: О!

- Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].

(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы).

II. Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

– Давайте вспомним правило красивой речи.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И звуки выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Артикуляционная гимнастика

А для этого выполним зарядку для язычка.

  • Язычок гулять собрался;
  • Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
  • Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)
  • Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)
  • Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)
  • Потом выбежал во двор,
  • Перелез через забор, (движение языка через зубы)
  • На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)

На лошадке в лес умчался( упражнение «Лошадка»)

III. Основная часть 

 Знакомство со звуком О.

– Давайте позовём осень.

– С какого звука начинается слово осень?

Прослушайте слова и догадайтесь, о каком звуке сегодня пойдет речь.

Ослик, Остров, Облако, Осы

Конечно же, это звук О. Сегодня на занятии мы поговорим о звуке и букве О.

 Характеристика звука [О]

– Произнесите звук [О].

– Что происходит с губами, когда мы произносим звук [О]? (демонстрация символа звука).

Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.

 Задание «Поймай звук [О]»

– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки, когда услышите звук [О].

Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.

 Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И крутимся кругом.

Задание «Определи место звука О»– Надо определить, где находится звук О в словах в начале. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Окунь – звук [о] слышен в начале слова 

Ослик – звук [о] слышен в начале слова.

Гнездо – звук [о] слышен в конце слова

Воспитатель: Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Пальчиковая гимнастика.

hello_html_4388c343.png

О – самая круглая буква в нашем алфавите.

Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

 Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.

Работа в тетрадях

Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.

Сегодня на занятии вы познакомились с буквой О, звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как [о], а иногда звучит как [а].

На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.

IV. Итог занятия

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.

-Какой это звук: гласный или согласный?

V. Рефлексия.

– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?

– А кому все легко и быстро удавалось?

– Вы сегодня очень хорошо занимались. МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...