Открытое занятие "Звук и буква Щ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Решетникова Юлия Павловна

Занятие по обучению грамоте, в подготовительной к школе группе, с элементами технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

  Детский сад «Одуванчик»

Технологическая карта НОД

по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

с использованием элементов   технологии  ТРИЗ

на тему: “Звук [щ] и буква Щ”

Подготовила учитель-логопед

1 кв. категории, Решетникова Ю.П.

Турма

2021 год

Цель: уточнить артикуляцию звука [щ], познакомить с буквой Щ.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закрепить навыки различения и произношения звука [щ] в словах, фразах;
  • Уточнить артикуляцию;
  • Упражнять в умении выделять звук [щ] на фоне слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком;
  • Закреплять умение определять позицию звука в слове;
  • Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов;
  • Образовывать существительные с помощью суффикса «ищ»;
  • Познакомить с графическим образом буквы Щ;

Коррекционно-развивающие цели: 

  • Развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, внимание, память, творческое воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели: 

  • Воспитывать инициативность, самостоятельность;
  • Воспитывать положительный интерес к занятиям, доброжелательное отношение к ним;
  • Воспитывать интерес к родному языку.

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, изобразительная,  двигательная, восприятие художественной литературы.

Оборудование:  проектор, ноутбук, экран, видео; картинки: щенок, клещ, щавель, клещи, щётка, Кащей, лещ, щука,   сказочное Чудовще; листы с заданием, для каждого ребёнка; цветные карандаши; зеркала,  д/ пособие  «Карусель»

Предварительная работа:  Д/игры   по технологии ТРИЗ.  Выучить скороговорку со звуком Щ.

Форма занятия: групповая

Время: 30 минут

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Содержание образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы, формы,

приемы

Вводная часть: Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность)

Дети играют в группе  педагог входит, чтобы привлечь внимание детей,  звонит в колокольчик

элемент интриги, побуждение к дальнейшим действиям.

-  Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый,

Всех зовёт он на места!        Ну, ребята, вы готовы?

Будем слушать, рассуждать          И заданья выполнять!          Чтобы присесть на свои места вам необходимо отгадать загадку:

  Закипит-исходит паром,         И свистит и дышит жаром, Крышкой брякает, стучит.    -Эй, сними меня!-кричит. 

Дети  отгадывают загадку:

Чайник

- С какого звука начинается  слово, которые вы назвали? Давайте изобразим   телом букву, обозначающую этот звук.

Называют звук Ч и показывают телом букву Ч.

игровой прием, с элементом  ТРИЗ – технологии «Тело - буква»

- Дайте  характеристику звука Ч, приведите примеры слов на  звук Ч.

Согласный, глухой, всегда мягкий,

Чудо, часы, чай, чайка.

Словестный, обсуждение.

Хотите узнать  с какой буквой мы сегодня познакомимся?

- Нужно угадать  мультфильм, который  зашифрован с помощью смайликов

 - Сказочное Чудовище похитило букву, с  которой мы хотели   сегодня познакомиться.

-   Для того  чтобы ее найти мы должны отгадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.

-В чаще, в роще во лесочке

В тёмном страшном уголочке

Чудище страшилище живёт!

В чащу в рощу во лесочек уведёт

Повторяйте дети чаще

Не ходите дети в чащу

В рощу тоже не ходите

Лучше дома вы сидите!

- Вы догадались, какой звук чаще  всего встречается в стихотворении?

 

- Это  мультфильм «Красавица и чудовище»

(Звук [щ]).

словесный метод - беседа, обсуждение; наглядный метод , приём использования ТСО.

Основная часть: Создание  условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка

Правильно, это звук [щ], который на письме обозначается буквой Щ.

Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти её сначала познакомимся поближе со звуком [щ]. 

-  Возьмите зеркала и произнесите чётко звук [щ]. Понаблюдайте, что делает язык, зубки, когда мы произносим этот звук?

Какой красивый звук у вас получается!

 Встречает ли воздушная струя препятствие, когда произносим звук?

- Значит звук [щ] – какой? Давайте проверим, глухой или звонкий? Прислоните руку к горлышку и произнесите этот звук. Звенит горлышко?  Включился голос?

-  Значит звук [щ] – согласный, глухой и всегда мягкий

-Молодцы, правильно дали характеристику звуку Щ.

Губы округлены, язык прячется за верхними зубами

Да. Мешает язык.

Согласный.

Нет. Глухой.

 Практический метод

Метод стимулирования.

Физминутка

-Что-то мы с вами засиделись, давайте немного разомнемся

- Ходим по кругу, проговаривая скороговорку со звуком Щ. Как только заканчивается скороговорка, останавливаемся около картинки, называем ее и определяем место звука в слове. Второй раз проговаривать быстрее.

Чащи чаще в нашей пуще.

В нашей пуще чащи гуще.

Игровой прием с элементом ТРИЗ

Игра «Карусель»  

Физическая

разрядка

-Мы с вами заигрались и совсем забыли, что нам нужно найти чудовище. Скажите, а зачем мы его ищем?

-А я кажется знаю где он спрятался, давайте поиграем в игру «Холодно-горячо»

Вы ходите по группе, я даю вам подсказки. Если Чудовище далеко от вас говорю «холодно», если близко - «горячо».

Что бы узнать как выглядит наша буква Щ.

Дети находят изображение

Проблемная ситуация.

Игровой приём с элементом ТРИЗ

Игра «Холодно-горячо»

- Как вы думаете, зачем Чудовище забрало нашу букву?

- А Чудовище оно  какое?

- Да, он огромный,  как  великан, значит у него

 - не глаза,  
- не лапы,
- не когти,
- не хвост,
- не тихий голос,

 - ему было скучно,  хотело поиграть с нами, хотело заманить нас к себе

- огромное, страшное, сильное

а  ГЛАЗИ.ЩИ.

а  ЛА.ПИЩИ.

а  КОГТИ.ЩИ.

а  ХВОСТИ.ЩЕ.

а  ГОЛОСИ.ЩЕ.

Проблемная ситуация (рассуждение)

Словесный (развитие грамматической категории)

Ребята Чудовище хочет с вами поиграть   в игру «Теремок»   (детям раздаются картинки, в названиях которых есть звук Щ). 

-  У меня в руках картинка с изображением клеща. Он хозяин теремка. Он впустит  в домик только того кто ответит на мой вопрос: в чём сходство моего предмета на картинке и вашего.  Затем   в чём отличие.

Дети называют сходство с изображением предмета (у него есть лапки, гладкий, маленький и т.п. )

Другие ребята называют отличия (шершавый, не живой, твёрдый и т.п.)

Игровой приём с элементами ТРИЗ

Игра «Теремок»

- Чудовище очень довольно!

- Скажите а в слове чудовище есть звук щ?  

А как бы слово звучало без этого звука?  

Можно выкинуть звук из слова?

Красивое слово у нас получилось?  

Конечно нет!        

да

(ЧУДОВИЕ).

Нет

Нет

Словесный метод

Предлагаю детям карточку с буквой Щ и  спрашиваю

- На что похоже?

На щетку, на расчёску, на забор, на гребень.

Наглядный метод.

Игровой приём с элементами  ТРИЗ

Игра «На что похоже?»

-Я предлагаю вам сесть за столы  

На столах лежат карточки с печатной буквой Щ.

-Возьмите в руки карандаш, а какой цвет вы возьмете и почему?

В воздухе пропишите букву Щ. -Молодцы!

Работа на листах (задание: обвести и закрасить букву Щ, прописать строчки букв Щ, найти место звука в слове и раскрасить картинки в названиях которых есть звук Щ ).

-Молодцы!

Во время продуктивной деятельности  занимаю позицию  наблюдателя, подбадриваю детей, поощряю их инициативу.

Дети удобно расположившись  вокруг стола,  выбирают нужный материал, приступают к работе.

-зелёный

При необходимости они могут свободно передвигаться по группе (взять нужный карандаш, поменяться и т.п.)

Выполнение практической работы. Овладение умениями работать по образцу.

Метод стимулирования.

Метод художественного творчества.

Заключительная часть: подведение итогов деятельности поощрение детей. (учет индивидуального темпа ребенка)

- Я вижу, что многие уже справились с заданием.  Какие  красивые  буквы у вас получились (анализ работ).

- Ребята, скажите, пожалуйста: «Что  нового  сегодня

вы узнали?».  Что было самым интересным для вас? Что осталось непонятным?

А ваши листочки с изображением буквы Щ я добавлю в ваши альбомы которые  подарю на выпускной.

 

Новую букву.

Игры с Чудовищем.

Сложно искать сходство и различие между предметами и т.п.

Беседа, обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”

Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...

Открытое логопедическое занятие "Звук и буква О"

Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием средств ИКТ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по теме: «Насекомые и паук. Звуки «Щ»-«Ч». Буквы Ч, Щ»

НОД проводилась с детьми подготовительной группы.Цель занятия - закрепление представлений о насекомых.Образовательные задачи:-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме: «Насекомые и паук».-...

Открытая подгрупповая НОД в подготовительной логопедической группе «Буратино» Тема: «Звуки [З], [З\']. Буква З»

В подготовительной логопедической группе была проведена открытая подгрупповая НОД, целью которой являлось:- закрепить умение выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости - мягк...

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....