Открытое занятие "Звук и буква Щ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие по обучению грамоте, в подготовительной к школе группе, с элементами технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_nod.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Одуванчик»
Технологическая карта НОД
по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
с использованием элементов технологии ТРИЗ
на тему: “Звук [щ] и буква Щ”
Подготовила учитель-логопед
1 кв. категории, Решетникова Ю.П.
Турма
2021 год
Цель: уточнить артикуляцию звука [щ], познакомить с буквой Щ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепить навыки различения и произношения звука [щ] в словах, фразах;
- Уточнить артикуляцию;
- Упражнять в умении выделять звук [щ] на фоне слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком;
- Закреплять умение определять позицию звука в слове;
- Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов;
- Образовывать существительные с помощью суффикса «ищ»;
- Познакомить с графическим образом буквы Щ;
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, внимание, память, творческое воображение, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать инициативность, самостоятельность;
- Воспитывать положительный интерес к занятиям, доброжелательное отношение к ним;
- Воспитывать интерес к родному языку.
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, видео; картинки: щенок, клещ, щавель, клещи, щётка, Кащей, лещ, щука, сказочное Чудовще; листы с заданием, для каждого ребёнка; цветные карандаши; зеркала, д/ пособие «Карусель»
Предварительная работа: Д/игры по технологии ТРИЗ. Выучить скороговорку со звуком Щ.
Форма занятия: групповая
Время: 30 минут
Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Содержание образовательной деятельности | ||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методы, формы, приемы | |
Вводная часть: Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность) | Дети играют в группе педагог входит, чтобы привлечь внимание детей, звонит в колокольчик | элемент интриги, побуждение к дальнейшим действиям. | |
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок весёлый, Всех зовёт он на места! Ну, ребята, вы готовы? Будем слушать, рассуждать И заданья выполнять! Чтобы присесть на свои места вам необходимо отгадать загадку: Закипит-исходит паром, И свистит и дышит жаром, Крышкой брякает, стучит. -Эй, сними меня!-кричит. | Дети отгадывают загадку: Чайник | ||
- С какого звука начинается слово, которые вы назвали? Давайте изобразим телом букву, обозначающую этот звук. | Называют звук Ч и показывают телом букву Ч. | игровой прием, с элементом ТРИЗ – технологии «Тело - буква» | |
- Дайте характеристику звука Ч, приведите примеры слов на звук Ч. | Согласный, глухой, всегда мягкий, Чудо, часы, чай, чайка. | Словестный, обсуждение. | |
Хотите узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся? - Нужно угадать мультфильм, который зашифрован с помощью смайликов - Сказочное Чудовище похитило букву, с которой мы хотели сегодня познакомиться. - Для того чтобы ее найти мы должны отгадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение. -В чаще, в роще во лесочке В тёмном страшном уголочке Чудище страшилище живёт! В чащу в рощу во лесочек уведёт Повторяйте дети чаще Не ходите дети в чащу В рощу тоже не ходите Лучше дома вы сидите! - Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в стихотворении? |
- Это мультфильм «Красавица и чудовище» (Звук [щ]). | словесный метод - беседа, обсуждение; наглядный метод , приём использования ТСО. | |
Основная часть: Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка | Правильно, это звук [щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти её сначала познакомимся поближе со звуком [щ]. - Возьмите зеркала и произнесите чётко звук [щ]. Понаблюдайте, что делает язык, зубки, когда мы произносим этот звук? Какой красивый звук у вас получается! Встречает ли воздушная струя препятствие, когда произносим звук? - Значит звук [щ] – какой? Давайте проверим, глухой или звонкий? Прислоните руку к горлышку и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голос? - Значит звук [щ] – согласный, глухой и всегда мягкий -Молодцы, правильно дали характеристику звуку Щ. | Губы округлены, язык прячется за верхними зубами Да. Мешает язык. Согласный. Нет. Глухой. | Практический метод Метод стимулирования. |
Физминутка -Что-то мы с вами засиделись, давайте немного разомнемся - Ходим по кругу, проговаривая скороговорку со звуком Щ. Как только заканчивается скороговорка, останавливаемся около картинки, называем ее и определяем место звука в слове. Второй раз проговаривать быстрее. Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. | Игровой прием с элементом ТРИЗ Игра «Карусель» Физическая разрядка | ||
-Мы с вами заигрались и совсем забыли, что нам нужно найти чудовище. Скажите, а зачем мы его ищем? -А я кажется знаю где он спрятался, давайте поиграем в игру «Холодно-горячо» Вы ходите по группе, я даю вам подсказки. Если Чудовище далеко от вас говорю «холодно», если близко - «горячо». | Что бы узнать как выглядит наша буква Щ. Дети находят изображение | Проблемная ситуация. Игровой приём с элементом ТРИЗ Игра «Холодно-горячо» | |
- Как вы думаете, зачем Чудовище забрало нашу букву? - А Чудовище оно какое? - Да, он огромный, как великан, значит у него - не глаза, | - ему было скучно, хотело поиграть с нами, хотело заманить нас к себе - огромное, страшное, сильное а ГЛАЗИ.ЩИ. а ЛА.ПИЩИ. а КОГТИ.ЩИ. а ХВОСТИ.ЩЕ. а ГОЛОСИ.ЩЕ. | Проблемная ситуация (рассуждение) Словесный (развитие грамматической категории) | |
Ребята Чудовище хочет с вами поиграть в игру «Теремок» (детям раздаются картинки, в названиях которых есть звук Щ). - У меня в руках картинка с изображением клеща. Он хозяин теремка. Он впустит в домик только того кто ответит на мой вопрос: в чём сходство моего предмета на картинке и вашего. Затем в чём отличие. | Дети называют сходство с изображением предмета (у него есть лапки, гладкий, маленький и т.п. ) Другие ребята называют отличия (шершавый, не живой, твёрдый и т.п.) | Игровой приём с элементами ТРИЗ Игра «Теремок» | |
- Чудовище очень довольно! - Скажите а в слове чудовище есть звук щ? А как бы слово звучало без этого звука? Можно выкинуть звук из слова? Красивое слово у нас получилось? Конечно нет! | да (ЧУДОВИЕ). Нет Нет | Словесный метод | |
Предлагаю детям карточку с буквой Щ и спрашиваю - На что похоже? | На щетку, на расчёску, на забор, на гребень. | Наглядный метод. Игровой приём с элементами ТРИЗ Игра «На что похоже?» | |
-Я предлагаю вам сесть за столы На столах лежат карточки с печатной буквой Щ. -Возьмите в руки карандаш, а какой цвет вы возьмете и почему? В воздухе пропишите букву Щ. -Молодцы! Работа на листах (задание: обвести и закрасить букву Щ, прописать строчки букв Щ, найти место звука в слове и раскрасить картинки в названиях которых есть звук Щ ). -Молодцы! Во время продуктивной деятельности занимаю позицию наблюдателя, подбадриваю детей, поощряю их инициативу. | Дети удобно расположившись вокруг стола, выбирают нужный материал, приступают к работе. -зелёный При необходимости они могут свободно передвигаться по группе (взять нужный карандаш, поменяться и т.п.) | Выполнение практической работы. Овладение умениями работать по образцу. Метод стимулирования. Метод художественного творчества. | |
Заключительная часть: подведение итогов деятельности поощрение детей. (учет индивидуального темпа ребенка) | - Я вижу, что многие уже справились с заданием. Какие красивые буквы у вас получились (анализ работ). - Ребята, скажите, пожалуйста: «Что нового сегодня вы узнали?». Что было самым интересным для вас? Что осталось непонятным? А ваши листочки с изображением буквы Щ я добавлю в ваши альбомы которые подарю на выпускной. |
Новую букву. Игры с Чудовищем. Сложно искать сходство и различие между предметами и т.п. | Беседа, обсуждение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж
Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”
Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...
Открытое логопедическое занятие "Звук и буква О"
Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием средств ИКТ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по теме: «Насекомые и паук. Звуки «Щ»-«Ч». Буквы Ч, Щ»
НОД проводилась с детьми подготовительной группы.Цель занятия - закрепление представлений о насекомых.Образовательные задачи:-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме: «Насекомые и паук».-...
Открытая подгрупповая НОД в подготовительной логопедической группе «Буратино» Тема: «Звуки [З], [З\']. Буква З»
В подготовительной логопедической группе была проведена открытая подгрупповая НОД, целью которой являлось:- закрепить умение выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости - мягк...
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....