НОД по обучению грамоте. Гласные звуки "А, У, О, Э" и буквы "А, У, О, И, Э".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ольшевская Наталья Анатольевна
НОД по обучению грамоте. Гласные звуки "А, У, О, Э" и буквы "А, У, О, И, Э".
Цели:
коррекционно- образовательные:
- формировать у детей умение различать гласные звуки «А,У, О, И, Э»;
- формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»; учить различать периоды осени;
коррекционно- развивающие:
- закреплять понятие «гласный звук»;
- развивать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать графомоторные навыки;
- развивать внимание, память, мышление;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символы- девочек звуков,
кассы, предметные картинки со звуками (А, У, И, Э, О,
разрезные азбуки, наборы для составления схем,
картинка – Кот;
Ход: I. Организационный момент.
Какой гласный звук вы слышите в начале слова?
Аптека, астра, Уля, игра, индеец, утка, Алик, эхо, Игорь, эскимо, утюг,
этажерка, автомат.
В конце слова кукла, кенгуру, игрушки, кубики.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.
Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,
кружатся, / руки в стороны.
Листья нам под ноги
тихо ложатся, / Приседают.
И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,
шелестят, влево.
Будто опять закружиться / Поднимаются,
хотят. / кружатся.
3. Развитие мелкой моторики.
Чтоб красиво нам писать Ох, ох, – что за гром
Надо глазки упражнять. (руки к щекам)
Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом
И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)
Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -
Вправо – влево, Помогать идёт петух.
Вверх и вниз
Посмотрим смело.
А потом по кругу. Да?
Разбежались кто куда!
4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
5. Мнемогимнастика
- Как хорошо, когда вы - улыбаетесь.
- Как хорошо, когда вы - удивляетесь.
- Но как, же нам невесело,
- Когда вы сердитесь и огорчаетесь.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти: спокойное открывание и закрывание рта;
- для губ: изобразить губами произношение гласных звуков : А, У,
Ы, И, О;
- для языка: язык попеременно поднимать вверх (между зубами и
губой, опускать вниз (между зубами и губой)
III. Упражнения по развитию произношения и развитию грамоте.
1. - Игра «Раз, два, три – картинку назови».
3 – 4 картинки на каждый звук
«А» - АИСТ, АСТРА, АЗБУКА,
«У» - УШИ,УЛИТКА, УДОЧКА, УЛИЦА,
«И» - ИВА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ,
«Э» - ЭКСКОВАТОР, ЭСКИМО,
«О» - ОВОЩИ, ОКНА, ОСЛИК, ОБЛАКО.
- С какими звуками назвали слова.
2. Объявление темы.
Логопед: «Мы с вами уже познакомились с гласными звуками : А, У, И, Э, О.
Сегодня они все вместе пришли к нам в гости».
3. Акустико – артикуляционный образ звуков.
- Почему эти звуки называются гласными?
- Квадратом какого цвета мы их обозначаем?
Гласные звуки тянутся песенкой звонкой: И – И – И.
Могут заплакать и застонать: О – О – О – У – У – У.
Могут качать в колыбели Алё нку: А – А – А.
Могут, как эхо в лесу закричать.
- Угадайте, какие звуки и сколько звуков я сказала? (беззвучно).
- ИА, УЭО, АИО.
4. Игра «Слушай, называй» - повторите за мной слова со звуком «О».
Мул, мол, мал, суп, сын, сом, бук, бок, бак, сок, сук, сом, пух, пол, нос, пас.
5. Назвать буквы – у доски.
6. В кассах: составить слоги, слова.
ОТ – ТО + К – ТОК – КОТ
ИК + Т (в начало) ТИК – КИТ
УК + Т (в начало) ТУК
IV. Работа в тетрадях: Жук – Буквоед.
Дописать буквы.
V. Игра со словом КОТ – картинка,
- Кто это? Придумайте слова со звуком «О».
КОТ – КОТИК – КОТЯ – КОТОФЕЙ.
А сейчас со звуком «И».
КИСА – КИСОНЬКА – КИСУЛЯ – КИСКА – КОТИК.
VI. Итог. Назовите гласные звуки. Характеристика гласных звуков.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте. Гласные звуки "А, У, О, Э" и буквы "А, У, О, И, Э".

Цели:

коррекционно- образовательные:

- формировать у детей умение различать гласные звуки «А,У, О, И, Э»;

- формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»; учить различать периоды осени;

коррекционно- развивающие:

- закреплять понятие «гласный звук»;

- развивать фонематические процессы;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать графомоторные навыки;

- развивать внимание, память, мышление;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символы- девочек звуков,

кассы, предметные картинки со звуками (А, У, И, Э, О,

разрезные азбуки, наборы для составления схем,

картинка – Кот;

Ход: I. Организационный момент.

Какой гласный звук вы слышите в начале слова?

Аптека, астра, Уля, игра, индеец, утка, Алик, эхо, Игорь, эскимо, утюг,

этажерка, автомат.

В конце слова кукла, кенгуру, игрушки, кубики.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем,

В страну сказок улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.

Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,

кружатся, / руки в стороны.

Листья нам под ноги

тихо ложатся, / Приседают.

И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,

шелестят, влево.

Будто опять закружиться / Поднимаются,

хотят. / кружатся.

3. Развитие мелкой моторики.

Чтоб красиво нам писать Ох, ох, – что за гром

Надо глазки упражнять. (руки к щекам)

Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом

И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)

Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -

Вправо – влево, Помогать идёт петух.

Вверх и вниз

Посмотрим смело.

А потом по кругу. Да?

Разбежались кто куда!

4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.

5. Мнемогимнастика

- Как хорошо, когда вы - улыбаетесь.

- Как хорошо, когда вы - удивляетесь.

- Но как, же нам невесело,

- Когда вы сердитесь и огорчаетесь.

6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

- для челюсти: спокойное открывание и закрывание рта;

- для губ: изобразить губами произношение гласных звуков : А, У,

Ы, И, О;

- для языка: язык попеременно поднимать вверх (между зубами и

губой, опускать вниз (между зубами и губой)

III. Упражнения по развитию произношения и развитию грамоте.

1. - Игра «Раз, два, три – картинку назови».

3 – 4 картинки на каждый звук

«А» - АИСТ, АСТРА, АЗБУКА,

«У» - УШИ,УЛИТКА, УДОЧКА, УЛИЦА,

«И» - ИВА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ,

«Э» - ЭКСКОВАТОР, ЭСКИМО,

«О» - ОВОЩИ, ОКНА, ОСЛИК, ОБЛАКО.

- С какими звуками назвали слова.

2. Объявление темы.

Логопед: «Мы с вами уже познакомились с гласными звуками : А, У, И, Э, О.

Сегодня они все вместе пришли к нам в гости».

3. Акустико – артикуляционный образ звуков.

- Почему эти звуки называются гласными?

- Квадратом какого цвета мы их обозначаем?

Гласные звуки тянутся песенкой звонкой: И – И – И.

Могут заплакать и застонать: О – О – О – У – У – У.

Могут качать в колыбели Алё нку: А – А – А.

Могут, как эхо в лесу закричать.

- Угадайте, какие звуки и сколько звуков я сказала? (беззвучно).

- ИА, УЭО, АИО.

4. Игра «Слушай, называй» - повторите за мной слова со звуком «О».

Мул, мол, мал, суп, сын, сом, бук, бок, бак, сок, сук, сом, пух, пол, нос, пас.

5. Назвать буквы – у доски.

6. В кассах: составить слоги, слова.

ОТ – ТО + К – ТОК – КОТ

ИК + Т (в начало) ТИК – КИТ

УК + Т (в начало) ТУК

IV. Работа в тетрадях: Жук – Буквоед.

Дописать буквы.

V. Игра со словом КОТ – картинка,

- Кто это? Придумайте слова со звуком «О».

КОТ – КОТИК – КОТЯ – КОТОФЕЙ.

А сейчас со звуком «И».

КИСА – КИСОНЬКА – КИСУЛЯ – КИСКА – КОТИК.

VI. Итог. Назовите гласные звуки. Характеристика гласных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...

Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

Обобщающее занятие: «Гласные звуки и буквы»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы]....

Конспект по подготовке к обучению грамоте "Гласные звуки"

Конспект расчитан на возраст детей 6-7 лет...

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Гласный звук У, Буква У.»

Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.Определение количества слогов в словах.Дидактическая игра «Телеграф».1. Анализ звука У.Звук У тоже произносится ...

Конспект по обучению грамоте "Гласные звуки"

Итоговое занятие кружка "По дороге к школе"...

Конспект по подготовке к обучению грамоте "Гласные звуки"

конспект по подготовке к обученю грамоте "Гласные звуки"...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласные звуки"

Материал предназначен для работы логопеда или воспитателя в старшем дошкольном возрасте...