Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Файзуллина Раушания Маратовна

Обобщающее занятие: «Гласные звуки и буквы»

Цель:

  • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки и буквы»

Цель:

  • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о гласных звуках.
  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
  • Продолжать учить определять количество слогов в слове.
  • Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
  • Продолжать учить выполнять звуковой анализ слов.

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

  • Музыкальное сопровождение.
  • Словесный (вопросы, объяснение).
  • Наглядный (картинки).
  • Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Найди свой домик»).
  • Практический  (упражнения).
  • Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь», снежинки с предметными картинками, буквы, карандаши, схема с фишками, колокольчик.

Раздаточный материал: карточки (снежинки) с картинкой и схемой,  фишки для звукового анализа, природный  материал (кедровые орехи) для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, воспитатели из других групп. Вы рады гостям? (Приветствуют гостей)

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Воспитатели хотят посмотреть, чему мы научились на занятиях по обучению грамоте. А сейчас поздороваемся друг с другом.  Дети встают в круг, игра с колокольчиком «Приветствие».(передают по кругу колокольчик и здороваются: Здравствуй, Аня( Катя, Петя, Юра, Настя…..), мой дружок!)

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим.

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра «Найди пару»

- Ребята, какое сейчас время года? (зима)

- Назовите приметы зимы? (холодно, идет снег...) - А как называется явление природы, когда снежинки падают, летят и кружатся?

- Правильно! Это снегопад.

Посмотрите, у нас тоже есть снежинки, и не простые, а на них есть картинки.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово.

- А сейчас мы потанцуем со снежинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют)

- А какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

- А почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова).

Игра «Найди домик». А сейчас, ребята, возьмите буквы, (каждый берет карточку,  называет букву,  у 2 детей - «домики», у 1-го зеленый дом, у другого - синий). Буквы гуляют. Начинается снег, дети бегут в свои домики. (Буквы а, о, у, ы, э – в синий домик, , буквы и, е, я, ё, ю  - в зеленый домик)

III. Игра «Найди звук»

- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

- Каким цветом?

(Следить за осанкой детей)

IV. Физкультминутка «Зима»(с  использование  мнемотаблицы)

- Ребята, давайте отдохнем. Мы сегодня разучим новую физкультминутку.

1,2,3,4,5.

Мы идем во двор гулять.

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались.

А потом в снегу валялись.

А потом домой пришли,

Суп поели, спать легли.  (

V. Дид.  игра  «Найди звук». В слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука.

- Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

- Докажите! Что нужно сделать?

- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

- Ребята, как ещё узнать, сколько слогов в слове?

- Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

- Какие же гласные звуки мы слышим в слове «игрушки»? ( и, у, и).

- Значит, сколько слогов в слове «игрушки» ?  (3 слога)

В каком  месте слова слышим звук «и»? Отметьте фишками на схеме.

- Молодцы! А теперь придумайте предложение со словом «игрушки».

VI. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву».

- Ребята, посмотрите, сколько у нас игрушек. Возьмите себе одну игрушку.

- Предлагаю вам выложить букву, с которой начинается название вашей игрушки из природного материала, который вы видите на столе.  (На тарелочке лежат кедровые орехи и бархатная бумага).Какую игрушку ты выбрал(а)?

-Какую букву ты выложил(а)? Это гласная или согласная буква?

- Молодцы, ребята!

VII. Итог занятия.

- Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам?

- Что вызвало трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонемат...

Конспект ООД по обучению грамоте "Звук Й (буква й)"

Конспект поможет педагогам познакомить детей со звуком Й, совершенствовать навыки аналитико - синтетической деятельности....

Конспект ООд по обучению грамоте "Звук и буква Ш"

Данная ООД проводиласть с использованием интерактивной доски....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...