Образовательная деятельность по обучению грамоте "В Буквенном государстве"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цибульская Т. С.

Цель: Совершенствование знаний, умений и навыков детей по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_v_bukv.gosud-ve.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте

 в подготовительной группе

Тема: «В Буквенном государстве».

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Цибульская Татьяна Сергеевна

Агрыз, 2022г.

Цель: Совершенствование знаний, умений и навыков детей по обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-обучающая:

  • Закреплять навык звуко-слогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять умения составлять предложения по схемам.

Коррекционно-развивающая:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы.

Оборудование: Магнитофон с записью голоса Буквоеда; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; большой замок; цветные фишки (магниты); предметные картинки; игра «Расшифруй слово»; схемы для составления предложений.

Интеграция образовательных областей: Социализация, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы.

Ход деятельности:

Воспитатель с детьми играют. В это время в группу заходит царица Буквенного государства.

Ц:Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте!

В: Здравствуйте! Кто Вы? И почему вы такая грустная?

Ц:Я царица Буквенного государства, хозяйка Звукового царства. У меня большая беда и я пришла просить помощи у вас, мне сказали, что здесь живут смелые, умные, активные дети. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Только собрав все лепестки цветка можно узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут. Вы согласны помочь мне?

Д:Поможем!

Ц:Тогда нам срочно нужно отправиться в мое царство! Для этого давайте возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова «Крибли-крабли-бумс».

Ц:Откройте глаза. Вот мы и оказались в моем Буквенном государстве. Теперь нам с вами нужно отыскать 6 лепестков, чтобы отгадать магическое слово. Лепестки злой Буквоед разбросал по всему государству. Ребята вы видите хотя бы один лепесток?

Д:Да. Он лежит на тумбочке.

Ц:Давайте подойдем к нему.

Царица хочет взять лепесток, но ей это не удается.

Ц:Что-то держит этот лепесток, наверное злой Буквоед заколдовал его. Ой, посмотрите, я что-то нашла. Этосерединкацветка и на ней что-то написано.

Ц:Здесь сказано, что мы сможем забрать лепесток только тогда, когда отгадаем загадки о жителях этой страны! Попробуем отгадать?:

Один мягкий,
Другой твёрдый,
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт… (звук)

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Ц:Молодцы! Мы с вами отгадали все загадки, и давайте попробуем забрать лепесток.

Ребенок забирает лепесток.

Ц:Все получилось! У нас есть первый лепесток из шести. Нужно отыскать следующий лепесток!

Д:Я вижу лепесток, он прикреплен к замку.

Царица и дети подходят к замку.

Ц:Лепесток не возможно забрать, он заперт под мощный замок. Что же нам делать?

Звучит магнитофонная запись.

Буквоед: Я отдам вам лепесток только после того как вы выполните задание. Каждый возьмите с подноса картинку. Назовите, что изображено на ней. Затем сосчитайте сколько звуков в этом слове, определите на какой звук падает ударение и подберите соответствующий замочек со звуковой схемой, которые вы найдете на столе.

Царица берет поднос, дети берут картинки.

Ц:Буквоед сказал, что замочки к словам лежат на столе. Поэтому предлагаю присесть за стол.

Царица совместно выполняет задание.

Ц:Чтобы выполнить заданиенужнососчитать количество звуков в слове, определить ударный гласный звук и подобрать замочек с звуковой схемой.

Ц: А теперь передадим картинку с замочком по кругу. Если увидите ошибку поднимите руку, и мы проверим все вместе.

Ц:Ребятамы справились с этим заданием?

Д:Да.

Ц:Я думаю, что мы сможем забрать лепесток.

Ребенок забирает лепесток.

Ц:У нас уже 2 лепестка. Где же следующий, вы видите?

Д:Он висит на магнитной доске.

Дети и царица подходят к магнитной доске, на которой снизу весит на ниточке лепесток.

Звучит магнитофонная запись.

Буквоед: «Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.

Первый звук определяйте
                  Фишки с толком выбирайте.»

Ц:Давайте разделимся на 2 команды. Выбирайте себе по 1 картинке, которые находятся с обеих сторон доски. Вам нужно назвать, что изображено на картинке, определить первый звук и дать ему характеристику.И отметить его соответствующей фишкой-магнитом.

На магнитной доске  расположены картинки. Дети подходят к магнитной доске, называют слово, определяют первый звук в слове, дают ему характеристику, выбирают фишку соответствующего цвета и размещают её на картинке.

Ц:Давайте проверим друг у друга, если кто-то найдет ошибку поднимет руку.

Ц:Молодцы! Мы справились и с этим заданием.И за это мы с вами зарабатываем 3 лепесток!

Ребенок забирает лепесток.

Ц:Где же следующий лепесток?

Д:Он лежит на столе!

Ц:Лепесток приглашает нас за стол для выполнения следующего задания.

Д: Да.

Звучит магнитофонная запись.

Буквоед:Перед собой вы видите карточки с картинками и буквы. Ваша задача назвать каждое слово на карточке по порядку, определить первый звук каждого слова. Найти букву, которая обозначает этот звук, и положить ее под картинкой. Так вы сможете прочесть, какое слово зашифровано на карточке. Затем разделите свое зашифрованное слово на слоги. Если вы справитесь с этими заданиями, то сможете забрать сразу два лепестка.

Ц:Ой как здорово целых два лепестка! Давайте, скорее, выполним это задание.

Ц:Так мы все отгадали какое слово зашифровано.Буквоед говорил, что нужно будет разделить его на слоги. Давайте по очереди будем называть свое слово и делить его на слоги хлопками.Альмира начинай!

Ц:Так мы справились с этим заданием и поэтому можем забрать лепесток, который лежит на столе. А где же второй? Неужели злой Буквоед обманул нас! Давайте поищем еще раз на столе! А под столом нет?

Дети находят лепесток прикрепленный под столом.

Ц:Молодцы ребята! Мы с вами нашли уже очень много лепестков, давайте сосчитаем их.

Д:Один, два, три, четыре, пять.

Ц:Не хватает всего одного лепестка. Где же он?

Д:Он под ножкой стола.

Подходят к столу на котором разложены схемы предложения.

Ц:Попробую взять лепесток. Не получается. Как вы думаете, какое задание приготовил для нас Буквоед.

Ц:Посмотрите здесь, какие-то схемы! Что они обозначают?

Д:Это схема предложения. Сколько черточек на схеме, столько слов в предложении. Нам нужно придумать предложения по этим схемам.

Ц:Давайте выберем себе схему и придумаем по ней предложение.

Дети берут схемы.

Ц: Встаньте, пожалуйста, полукругом. Итак, будем называть свое предложение и вести пальчиком по схеме.

Ц:Попробую еще раз взять лепесток. Получилось! Значит мы все правильно сделали.

Ц:Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. Что делать с этими буквами на лепестках? Обратите внимание, что буквы все разного размера.

Д:Буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово.

Ц:Ребята я предлагаю выложить цветок на ковре.

Цветок выкладываем на ковре.

Ц:Давайте встанем вокруг нашего цветка, возьмемся за руки и громко скажем какое слово у нас получилось.

Д: ДРУЖБА.

Звучит волшебная музыка.

Ц:Снова запели птицы в моем царстве! Значит колдовство исчезло.Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.Я желаю вам друзья делать добрые дела. И дружить и дорожить. И добро друзьям дарить.

Ц:Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Д: Если бы мы не были дружны, то мы бы не смогли победить злого Буквоеда.

С другом ничего не страшно.

Ц:Какое задание было для тебя Юра самым сложным?

Ц:Какое испытание показалось вам самым интересным?

Ответы детей.

Ц:Вы мне помогли, теперь я помогу вам вернуться в вашу группу. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова «Крибли-крабли-бумс».

В это время царица убегает, выходит воспитатель.

В:Вы вернулись! Наверное вы устали с дороги.Я предлагаю вам попить сок, а затем рассказать о своем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» , «...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ "В гостях у ФЕИ Грамоты"

Закреплять у детей знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте». Воспитывать любовь к чтению, к грамматике, письму....