Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ "В гостях у ФЕИ Грамоты"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Атаманова Светлана Алексеевна

Закреплять у детей знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте». Воспитывать любовь к чтению, к грамматике, письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obuchenie_gramote.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 общеразвивающего вида»

  (МБДОУ № 27)

ул. 60 лет Октября, 47 «б», г. Красноярск, 660078, тел.8 (391) 261-76-55,

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

«В гостях у Феи Грамоты» 

для детей подготовительной группы

 Составитель:  Воспитатель

                         Атаманова Светлана Алексеевна

г. Красноярск

2024 г.

                                                                               

Цель: закреплять у детей знания умения и навыки, по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках

Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Закрепить графический образ букв.

Продолжать учить составлять слова из слогов.

Учить вставлять пропущенные буквы в словах, разгадывать зашифрованное слово-ребус.

Продолжать учить работать со схемой предложения.

Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

Совершенствовать навык чтения слогов и слов.

Развивающие задачи:

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать память и внимание.

Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Формировать навык совместной работы в паре.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Материал:
Демонстрационный: доска, фланелеграф, ТСО, изображения Звукомора на слайде, Феи Грамоты, мяч, звуковые часы, слайды со слоговыми домиками, настольная игра — подарок.
Раздаточный материал: картинки для звукового анализа, картинки со слогами,   карточки со схемеми предложений, звуковые пеналы.

Методы и приемы: игровая ситуация, создание ситуации успеха, беседа. Разминка, рассуждение, физкультминутка, дидактическая игра. Разгадывание ребусов, работа в паре, индивидуальная работа детей.

Ход занятия:

Организационный момент..
Психогимнастика:

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки,
Побежит тепло по кругу.

Воспитатель:
— Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! Но я узнала, что недавно в стране Знаний произошло ужасное событие.
Злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоты и спрятал в своем замке за каменной стеной, кроме того он попрятал много звуков и букв. Но так как вы умные ребята, многому научились на занятиях по обучению грамоте, я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту. Как вы думаете, сможем мы помочь и освободить Фею?
Дети:
— Да!
Воспитатель:
— Нам надо разрушить каменную стену. А чтобы ее разрушить, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, за каждым выполненным заданием стена начнет постепенно разрушаться. И так — вперед!
Задание  1: «
Вопрос — ответ»
Из чего состоит наша речь? (из предложений)

Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)

Из чего состоят предложения? (из слов)

Из чего состоит слово? (из слогов)

Из чего состоит слог? (из звуков и букв)

Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)

Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)

Воспитатель:
— Молодцы, все справились с первым заданием и разрушили первый ряд каменной стены.
Задание    2
.:   «Звуковые часы».
Воспитатель:
— Перед вами «Звуковые часы». Вы видите, что на них не цифры, а картинки. И они показывают не время, а рассказывают о звуках. Давайте проверим, как они работают. Покажите синей стрелкой картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, а зеленой стрелкой картинку, название которой начинается с такого же, но только мягкого согласного звука. Например, «солнце — синица». (Дети выполняют задание)


Воспитатель:
— Молодцы, выполнили задание. Второй ряд стены разрушен.

Задание  3: «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель:
— Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагончиками (домики). В паровозиках одно, два, три окошка. Перед вами звери. Вам нужно расселить их по вагончикам. Но для этого вам нужно разделить названия зверей на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.) Как мы сможем определить количество слогов?

Дети:
— При помощи хлопков.
Воспитатель:
— А еще, какое правило, мы знаем?
Дети:
— Сколько в слове гласных, столько и слогов!
(Дети выполняют задание).
Воспитатель:
— Молодцы вы правильно выполнили задание и разрушили третий ряд стены.

Задание :  «Собери слово».
Воспитатель:
— Ребята, перед вами слоги. На одном столе слоги из начала слова. На другом — конечные слоги. Из двух слогов вам нужно составить слово. Давайте попробуем подобрать.
Дети в парах, подбирая слоги, составляют слова.
Воспитатель:
— Молодцы, вы выполнили и это задание. Стена дальше разрушается.

Воспитатель:
— Ох, нелегкий у нас путь, надо детям отдохнуть.
А теперь настал черед сыграть в игру 
«Большой - маленький»:

стул — стульчик
стол — столик
подушка — подушечка
перо — перышко
окно — окошко
дверь — дверка
книга — книжечка
лист — листочек
куртка — курточка
платье — платьице
туфли -туфельки
скатерть — скатерка
лист — листочек
ведро — ведерко
ветер — ветерок
дерево — деревце
лиса — лисичка
верблюд — верблюжонок
кровать — кроватка
салфетка — салфеточка
ваза — вазочка

Задание   5. «Буква потерялась».
Воспитатель:
— Ребята, в словах потерялись буквы, вам надо вставить в пропущенное место нужные буквы, чтобы получилось слово.

Задание   6 «Звуковой анализ слов».
Воспитатель:
— Ребята, вот картинка перед вами. На ней нарисована белка. Возьмите звуковые пеналы.
Вам надо выполнить звуковой анализ слова «белка».— Молодцы, стена продолжает разрушаться.

Задание   7. «Нарисуй схему предложения».
Воспитатель:
— Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.
1. Дует ветер.
2. На улице хорошая погода.
3. Сколько стоит мороженое?
    А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)

Дети выполняют задание.
Воспитатель:
— Молодцы, ребята, остался последний ряд стены.

Задание   8 «Разгадай слово»
Воспитатель:
— Ребята, перед вами зашифрованное слово (алфавит), разгадав которое вы окончательно разрушите злые чары волшебника Звукомора и освободите Фею Грамоты.
- Вам нужно отгадать загадки, вставить буквы в слово и прочитать слово.
1) Загадка: Айболиту все сперва говорили букву… (А)
2) Самое жаркое время года начинается с этого звука…(Л)
3) Этот звук стоит последним в слове шарф (Ф)
4) Этот гласный звук стоит посередине в слове мак (А)
5) Этот звук звонкий парный брат глухого звука Ф… (В)
6) У ежа и у елки есть колючие…иголки…. Первый звук у слова иголки назови ну конечно это…(И)
7) В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т)
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
— Ребята, какое слово у вас получилось?
Дети:
— Алфавит!
Воспитатель:
— Молодцы, выполнили все задания и разрушили заколдованную стену. Смотрите, Фея Грамоты освобождена!

Рефлексия
Воспитатель:
— Ребята, вам понравилось быть спасателями- освободителями?
Дети:
— Да!
Воспитатель:
— Как вы думаете, почему вы смогли помочь Фее Грамоты? Почему у вас это получилось? (Ответы детей)
—  Фея Грамоты благодарит вас, заинтересную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте и декоративному рисованию в старшей группе «В гостях у мастера карандаша».

В процессе образовательной деятельности дети закрепляют свои знания о звуках и народном искусстве Хохлома, раскрыта интеграция таких образовательных областей как: социально-коммуникативное развитие, р...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучени...