Пособия - "Живые звуки" , "Ёлочки и грибочки" по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Лузина Галина Николаевна

Данные пособия, сделанные своими руками, можно использовать для индивидуальной и подгрупповой работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_posobiy.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пособие «Живые звуки»  (для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте)

Данное пособие можно использовать для:

  • выполнения игровых заданий на развитие фонематического слуха дошкольников.
  • формирования понятия «гласный звук», «согласный звук»;
  • формирования навыков звукового и слогового анализа слов  с использованием кружков-символов (красного, синего, зелёного цвета);
  • закрепления знания артикуляции гласных звуков с использованием  кружков красного цвета, где «рот» показывает положение губ и языка при произнесении определенного звука;
  • развития слухового внимания, мышления.

Примеры дидактических игр:  

  • Игра «Услышишь — покажи» — воспитатель произносит ряд звуков (слогов), ребенок, услышав определенный звук (сочетание звуков), ставит кружочки - символы звуков на магнитной доске (кладет на столе);
  • Игра «Звуки» наоборот» — на закрепление твердости — мягкости согласных звуков;
  • Игра «Эхо» - педагог произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — «эхо» повторяют то, что услышали и выкладывают цветные кружочки (на доске, на столе);
  • Игра «Бусы» - составление слогов, слов из кружочков определенного цвета (анализ и синтез звуков) с опорой на картинку;
  • Игра  «Сложи звуки в слова» и др.

Пособие «Живые звуки»  дает возможность вариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объеме решать задачи фонематического развивающего обучения.

Последовательность работы над каждым звуком такова:

1.  знакомство со звуком — выделение его на слух, обозначение цветовым кружочком;

2.  уточнение артикуляции звука (гласные – по кружочкам-символам «живых звуков»);

3.  определение характеристик звука (гласный - согласный, твёрдый - мягкий);

4.  выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;

6.  определение места звука в слове (с опорой на картинки, на схемы);

7.  определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

8.  составление слогов, слов из заданных звуков;

9.  подбор слов с определенным звуком.

Пособие «Ёлочки и грибочки» (для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте)

Данное пособие можно использовать для:

  • выполнения игровых заданий на определение местоположения звука в слове;
  • ознакомления с понятием  «положение звука»: «в начале слова», «в середине слова», «в конце слова» (с опорой на «грибочек»);
  • развития познавательных процессов (зрительной памяти, логического мышления, внимания).

Пособие используется на занятиях по подготовке к обучению грамоте, в индивидуальной работе с воспитанниками, с подгруппой детей.

В пособии грибочек – обозначает какой-либо звук, местоположение которого необходимо определить в слове.

Например,

Игра «Где стоит звук…?», «Найди место звука», «Услышал звук – найди ему место» -  воспитатель называет слово с заданным звуком, а ребенок ставит грибочек в начало (перед всеми ёлочками), середину (между ёлочек) или конец (после всех ёлочек) слова.

Игра «Улица звуков», «Подбери слово к схеме»  - воспитатель дает схему (звук-грибочек  в начале, середине или конце слова), дети подбирают картинки или слова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством  развивающих и дидактических игр....

Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье ставится задача рассмотреть условия  эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"

Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....

Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуаль...

«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Важным этапом в жизни каждого дошкольника является подготовка к школе, поэтому главной задачей воспитателей становится оказание помощи детям в переходе на следующую ступень обучени...