конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи «В поиске букв» для старших дошкольников группы компенсирующей направленности (амблиопия, косоглазие) с общим недоразвитием речи.
Образовательные области: познание, развитие речи, социально-коммуникативная, физическое развитие.
Группа компенсирующей направленности: подготовительная «Колокольчики»
Контингент: дети старшего дошкольного возраста
Темы : Осень. Деревья. Перелётные водоплавающие птицы.
Тип: обобщение, систематизация и автоматизация приобретённых знаний, умений и навыков
Форма: совместная коррекционно-развивающая деятельность с использованием различных технологий
Технологии: игровая, здоровьесберегающая (различные виды гимнастик: зрительная, дыхательная, общеукрепляющая, артикуляционная; элементы самомассажа); ИКТ (презентация); технология сотрудничества
Продолжительность: 30 – 35 минут
Автор: учитель-логопед высшей категории Шпигарева Ольга Николаевна
Название образовательного учреждения: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга, gdoudc2@mail.ru
Оборудование: композиция «Осеннее озеро»; наборы картинок - листья, птицы, набор картинок на звуки р, рь, л, ль ; игрушки : лягушка; птички, клетки, деревья, индивидуальные комодики с раздаточным материалом; экраны; коробочки с камешками; дорожки; таблицы букв; перья;
Мультимедийное обеспечение: презентация «Лес», «Водоплавающие птицы»; компьютер, экран
Цель: развитие и коррекция речи старших дошкольников, подготовка детей к обучению грамоте, профилактика нарушений чтения и письма в процессе совместной игровой деятельности.
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Осень. Деревья», «Перелётные птицы», «Водоплавающие птицы» с помощью подвижных и дидактических игр;
- обобщать и уточнять знания детей о перелётных водоплавающих птицах; об их особенностях;
- совершенствовать грамматический строй речи ( употребление существительных в различных падежах; образование и употребление относительных прилагательных; образование и употребление глаголов, образованных с помощью приставок; употребление в речи предлогов; согласование существительных с числительными);
- формировать буквенный гнозис (узнавание, поиск букв, собирание букв из частей, чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами);
- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов;
- автоматизировать и дифференцировать звуки [ р ], [ р '], [ л ], [ л '] в играх и упражнениях;
- совершенствовать координацию речи с движением, темп и ритм речи;
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать общеречевые навыки: чёткость дикции, правильного звукопроизношения; правильного голосоведения;
- развивать связную речь ;
- развивать познавательные способности, воображение, словотворчество;
- совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объём кратковременной памяти;
- развивать физиологическое и речевое дыхание;
- развивать координацию движений в игре; общую, мелкую моторику ;
- закреплять навыки ориентировки в пространстве с помощью предметно-практической деятельности;
Коррекционно - воспитательные задачи:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; умение видеть и понимать красоту природы;
- формировать любовь и бережное отношение к природе; экологическую культуру;
- формировать умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе;
- создавать детям положительно эмоциональный настрой.
- Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята. ……..
Будем с вами в круг вставать, чтобы вместе поиграть.
Вы, ребята не зевайте на вопросы отвечайте.
Какое сегодня число? А какой день недели? А какой месяц? А какое время года сейчас? А какие признаки осени вы знаете ?
Ответы детей.
Беседа «Признаки осени»
Логопед: Какой ветер осенью?
Ответы детей.
Логопед: А вы хотите поиграть с ветерочками?
Дети выполняют дыхательные упражнения «Ветерок»
Раздаётся звонок, на экране появляется Лягушка.
Лягушка: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?
Живу одна я у воды, ква-ква
Букашек ем и мошек, ква-ква
И от меня вам нет беды,
Как нет беды от кошек.
Баба Яга стала школу посещать,
Хочет она научится читать.
Вот у нас в азбуке буквы стали пропадать….
Как без букв читать слова?
В гости к нам вы приходите,
Помогите - наши буковки верните…
Логопед: Ребята, мы сможем помочь лягушке?
Ответы детей.
Логопед: Прежде, чем отправится , нам необходимо вспомнить правила поведения на берегу лесного озера.
Беседа «Безопасное поведение на берегу озера» (обсуждаем какую одежду необходимо одеть, что с собой взять , как себя вести….)
- Основная часть
Логопед: Ребята, а на чём мы сможем отправится в путешествие?
Ответы детей.
Логопед: Хорошо. Занимайте места в микроавтобусе. Что бы путь преодолеть – надо двигатель прогреть….
Дети выполняют артикуляционную гимнастику с элементами самомассажа лица.
Логопед: Ребята, отправляемся.
Игра «Ехали, мы ехали…»
Ехали, мы ехали к горке ….подъехали.
На горку …въехали, по горке ….проехали, с горки съехали…
И дальше …поехали (дрррррр)
Ехали, мы ехали к мосту …подъехали.
На мост …въехали, по мосту …проехали, с моста …съехали…
И дальше поехали…(дрррр)
Ехали, мы ехали к оврагу …подъехали.
Овраг….объехали…
И дальше поехали…(дрррр).
Вот мы и приехали.
Лягушка: Добрый день, мои друзья. Вот и я! А вот и азбука моя!
Букв в ней только не хватает,
Баба Яга буквы у птичек спрятала.
С птицами вы поиграйте, буквы смело собирайте.
Ква – ква – ква……
А сначала нам необходимо проложить маршрут, выложить дорожку к озеру.
Дети повторяют за логопедом пары слогов с сонорными звуками [ р ], [ р '], [ л ], [ л '] и выкладывают камешками и листочками дорожку одновременно двумя руками.
Логопед: Вот и готова наша дорожка. Оправляемся в поход.
Дидактическая игра «Листочки»
Вместе дружно мы пойдём , буквы мы все соберём!
Ветер по лесу гулял и листочки разбросал.
По дорожке мы пойдём и листочки соберём.
Листья березы – какие? – берёзовые.
Листья рябины – какие? – рябиновые.
Листья каштана – какие? – каштановые.
Листики ивы – какие? – ивовые.
Листики клёна – какие? – кленовые.
Листики дуба мы соберём с собою осенний букет принесём.
Логопед: Ребята, вы листочки соберите и слова на них прочтите.
Дети собирают листья и составляют слова из слогов (дубы, ивы, осины, липы, сосны, каштаны)
Что обозначают эти слова? Деревья.
А как вы думаете, какое дерево здесь лишнее? И почему? (сосны)
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять - пора нам и поиграть.
Вы листок скорей возьмите, на указательный палец правой руки прикрепите.
Очки снимите и за листочком глазами следите.
Дети выполняют зрительную гимнастику.
Звучит курлыканье журавлей.
Лягушка: С буквами вы поиграйте , птичку и букву получайте.
Логопед: Вы на карточку взгляните, неправильно напечатанную букву одной чертой зачеркните.
Дети выполняют задание.
Логопед: А теперь буквы, которые обозначают гласные звуки двумя чертами зачеркните.
Дети выполняют задание.
Логопед: А какая буква у нас в правом верхнем квадрате расположена? Какая буква в правом нижнем квадрате расположена? А какая буква у нас в левом верхнем квадрате расположена? Какая буква в левом нижнем квадрате расположена?
Ответы детей.
Логопед. Ребята, а вот и буква появилась. Название какой птички начинается на букву Ж? (журавли) Давайте, её в азбуку вернём. ( Ж )
Ой, а что это у нас под листочками спрятано?
Ответы детей.
Логопед. Ребята, а давайте поиграем с волшебными птичками .
Игры «Покажи , где птичка?» ; «Назови, что делает птичка?»
Сначала логопед показывает карточки с предлогами и дети размещают игрушку - птичку в клетке, на клетке, за клеткой…
Затем логопед с помощью игрушки-птицы изображает действие , а дети называют его.
Логопед. Итак, птицы могут: летать, влетать, улетать, вылетать, облетать, залетать, перелетать, подлетать... Вот видите, ребята, как, совсем немного изменив слово «летать», мы получили столько новых слов и узнали о разнообразных возможностях птиц. Способность птиц летать позволяет им каждую осень покидать насиженные места и отправляться в тёплые края.
Лягушка: Что бы следующую птичку угадать – надо ребус разгадать.
Дети составляют слово – аисты.
Логопед: Вы к комодикам подойдите, звуковую схему слова аист соберите.
Дети выкладывают схему слова. Появляются аисты. Букву А возвращают в азбуку.
Лягушка: Второй ящик открываем : буквы собираем, из букв название птички получаем.
Дети выполняют задание.
На экране появляются цапли. Букву Ц возвращают в азбуку.
Логопед: Ребята, а лягушечка то наша спряталась. Как вы думаете , почему?
Беседа «Птицы , живущие у воды»
Лягушка: А давайте, наловим рыбки для птиц. Они подкрепятся и улетят.
Дети «ловят рыбу» и раскладывают картинки в разные ведёрки со звуками [ р ], [ р '], [ л ], [ л ']
Птицы улетают.
Логопед: Посмотрите, птички улетели, а пёрышки остались. Давайте, их рассмотрим.
Беседа «Какие бывают пёрышки?»
Логопед: На берег посмотрите – кто прилетел определите…
Раз, два, три, четыре, пять – лебеди с нами хотят поиграть.
Игра малой подвижности Т. В. Куликовская «Осень»
Появляется буква Л.
Логопед: Вы к комодику подойдите, в третьем ящичке картинки , схемы и слова друг к другу подберите…
Дети выполняют задание. На экране появляются гуси и буква Г.
Лягушка: Из четвёртого ящичка «карточки - слова» возьмите и предложение соберите.
Ответы детей.
На экране появляются утки и буква У.
Лягушка: Вот спасибо, вам , друзья. Все буквы в азбуку вернули.
Ребята, а вы знаете как называются утки, гуси и лебеди? (водоплавающие)
А вы знаете, чем они отличаются от других птичек?
Беседа «Особенности водоплавающих птиц»
У многих взрослых птиц есть пуховые внутренние перья, которые помогают сохранять тепло. Они находятся под другими, более крепкими перьями, которые покрывают их гладким, непроницаемым слоем. Птицы вырабатывают специальный жир железами у хвоста и с помощью клюва распределяет его по перьям, так что вода стекает с них. Это помогает водоплавающим птицам держаться на воде. Наличие перепонок на лапках помогает птицам легко нырять и плавать. А добывать пропитание в воде птицам помогает широкий клюв.
Лягушка: Ребята, спасибо вам большое за помощь. А мне пора с утками улетать…
- Заключительная часть
Логопед: Ну что ж, и нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось наше путешествие? Гуляя, посмотрите на небо, может быть, вы сегодня увидите, стаю уток, или клин журавлей, улетающих на юг. Пожелайте им лёгкого перелёта и возвращения весной.
А чтобы нам вернуться в группу мы тоже с вами превратимся в уточек.
Дети выполняют упражнение на согласование речи с движением
Мы уточки, мы уточки,
Руки прижаты к туловищу, ладони в стороны.
Мы топаем по улочке,
Шагают «вперевалочку» на месте.
Шагаем вперевалочку
И крякаем считалочку:
Ладошки сложены «клювиками».
Кря-кря-кря, Кря-кря-кря!
Открывают и закрывают «клювики».
Что нам реки и моря,
Волнообразные движения руками.
Раз, два, три, четыре, пять
Загибают пальцы по порядку.
Нас водой не испугать.
Разводят руки в стороны.
Список литературы:
1.Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994
2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
3.Кирилова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. СПб.: Детство-пресс,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506688-1414247683.jpg)
Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе №4
Соревнования команд Буратино и Винни Пуха...
Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Цветик – семицветик»
Представленное занятие является плодом многолетней и плодотворной работы в детском саду по теме "Использование игровых развивающих технологий в работе по подготовке к обучению грамоте детей старшего д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-65900-1378428128.jpg)
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310892-1381172115.jpg)
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамотев подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»ЦЕЛЬ: Формирование представлени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-1338647-1634196855.jpg)
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звук, слог, слово.»
Конспект занятияпо развитию речи и подготовке к обучению грамоте«Звук, слог, слово.»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/02/picture-1155068-1706885606.jpg)
Конспект ООД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 6-7 лет «Как Колобок Бабу Ягу перехитрил»
Конспект открытой образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 6-7 лет «Как Колобок Бабу Ягу перехитрил»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/31/picture-1432146-1667239904.jpg)
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте на тему: «Весна-Красна» для детей подготовительной группы
Цель: активизировать развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.Задачи:Образовательные: -активизировать и расширить словарный запа...