Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Вопрос серьезный и помочь в этом смогут методические рекомендации по использованию инновационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekomendatsii.docx | 57.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Аленушка»
Методические рекомендации
«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Автор: Мария Серафимовна Колмакова
Жердевка
Пояснительная записка
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам готовности ребенка к овладению грамотой и практика работы с детьми показали, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. У большинства воспитанников дошкольных образовательных учреждений, посещающих группы общего развития, при поступлении в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Поэтому целесообразно уделять внимание проблеме по формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма. Начиная работу по подготовке к обучению грамоте с детьми с 5 лет, можно избежать многих трудностей при начале школьного обучения. Современная школа предъявляет к дошкольнику более высокие требования к усвоению знаний и умений, его интеллектуальным способностям. Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается и не может включиться в общий режим работы. Поэтому в настоящее время при подготовке детей старшего дошкольного возраста к овладению навыкам чтения и письма педагогам дошкольных образовательных организаций целесообразно использовать более действенные, инновационные формы и методы обучения, такие, например, как ТРИЗ-технологии, наглядное моделирование, информационно-коммуникативные, игровые технологии, методы совместного проектирования. Используя современные формы организации подготовки дошкольников к обучению грамоте, можно сформировать обобщенные, систематизированные знания, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач и тем самым помочь дошкольникам легче перейти на школьную ступень усвоения знаний. Поэтому своевременная работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Цель составления данных методических рекомендаций: оказание помощи педагогам-организаторам работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению грамоте и создание положительной динамики готовности к школьному обучению.
Ожидаемые результаты методических рекомендаций: овладение педагогами опытом использования инновационных форм и методов подготовки старших дошкольников к обучению грамоте может способствовать повышению мотивации дошкольников к овладению навыками чтения и письма и обеспечения их психологической готовности к школе.
Основная часть
В последнее время в дошкольных учреждениях внедряются в работу инновационные технологии. Поэтому главная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития дошкольников. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагогов.
При подготовке дошкольников к обучению грамоте целесообразно использовать следующие виды инновационных технологий: ТРИЗ-технологии, наглядное моделирование, интерактивные, информационно-коммуникативные, игровые технологии, проектирование.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология при подготовке к обучению грамоте позволяет воспитывать и обучать у ребенка гибкость мышления. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как подвижность, системность, диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ-технологии при обучении навыкам чтения и письма – это привитие ребенку радость речевых открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
С целью развития психических процессов каждого ребенка с использованием основного вида деятельности дошкольника целесообразно использовать игры ТРИЗ технологии на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Главное слово – подготовка, то есть наличие у ребенка готовности к обучению в школе. Задачи работы педагога: развитие гибкости, подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения слушать и слышать друг друга, работать в паре, команде, навыков самостоятельной деятельности. Для решения поставленных задач можно использовать примерные задания для подготовки к обучению грамоте (Приложение 1).
Интерактивные методы – работа с наглядными видео материалами (презентациями) позволяет решать задачи: активное включение ребенка в процесс усвоения материала. На занятиях целесообразно использовать интерактивные методы обучения:
- работа с наглядными материалами – мультимедийные презентации к играм, с помощью которых дети могут провести самопроверку выполненного задания, для чтения небольших текстов построчно (предложение или его часть) по цепочке, что развивает произвольное внимание и чувство работы команды с целью ознакомления с полным содержанием текста, физкультминутки и гимнастику для глаз;
- работа детей в паре с использованием взаимной проверки (оценки выполнения здания с помощью поощрения фишкой);
Таким образом, использование игр ТРИЗ-технологии и интерактивных методов организации обучения способствует хорошему усвоению представленного материала, развивает мышление, активность, навыки самостоятельной деятельности, Интерактивный метод предъявления информации с использованием презентаций несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, стимулирует познавательную активность.
При обучении детей старшего дошкольного возраста можно рекомендовать метод наглядного моделирования.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.) Использование при обучении чтению и письму наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им с легкостью овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.
При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.
Чаще всего трудности в период обучения грамоте испытывают дошкольники, у которых оказывается не сформирован фонематический анализ, который является одним из главных операций над языком и более высокой ступенью развития фонематической системы.
Освоить фонематический анализ – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Как показывает практика, процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать метод наглядного моделирования который позволяет решить следующие задачи:
- знакомство детей с понятием “слово” и его протяженностью;
- образное представление структуры слова;
- интонационное выделение звука в слове, определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
- умение определять последовательность звуков в слове, количество звуков в слове
- формирование навыков анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
- графическое изображение предложений, придумывание предложений по схеме.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Поэтому применение информационно – коммуникационных технологий в работе по обучению грамоте становится все более актуальным.
Современным ребенком усваивается в большей мере та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близка ему, вызывает положительные эмоции. Компьютер очень положителен во взаимоотношениях с ребенком, создает в процессе обучения грамоте необходимую «ситуацию успеха».
Важной задачей при подготовке к обучению грамоте дошкольников является выработка связной и грамматически правильной речи.
Наряду с традиционными методами обучения эффективным методом подготовки к обучению грамоте являются компьютерные игры, созданные в программе Microsoft Power Point. С их помощью можно сформировать у дошкольников ориентацию в звуковой стороне слова, умение интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики. Большим преимуществом применения игр – презентаций в работе с детьми по овладению грамотой является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить довольно большой объем информации. Такие игры позволяют внести в занятие новизну, развить познавательную активность, улучшить произношение, углубить интерес к языку. Использование компьютерных презентаций, в которых ребенок выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает различные неожиданные эффекты, очень нравятся детям, тем самым позволяя ребенку с легкостью освоить предложенный материал. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка, что в настоящее время является огромным преимуществом (Приложение 2).
Использование игр-презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.
При использовании информационно-коммуникативных технологий повышается мотивационная готовность ребенка, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки.
Практика работы с дошкольниками показывает, что при подготовке к обучению грамоте необходимо использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большую пользу. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
Важную роль при подготовке к обучению грамоте ребенка дошкольного возраста принимают на себя игровые приемы и методы.
Педагогический опыт показывает, что в последнее время увеличилось число детей с речевыми нарушениями и недостаточно сформированными фонематическими процессами. Поэтому главная цель использования игровых технологий - повышение качества подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Самой главной задачей при обучении дошкольников является организация образовательной деятельности таким образом, чтобы детям было интересно, ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием обучаются тому, что им интересно.
Как же сделать процесс подготовки к обучению грамоте желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, получили положительный эмоциональный настрой?
Для этого необходимо:
- разработать систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут подготовить детей к обучению грамоте;
- создать условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки детей к обучению грамоте;
- побуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей.
При подготовке старших дошкольников к обучению грамоте целесообразно использовать слоговые таблицы, карточки по звуковому анализу слов; игры, как фабричного производства, так и изготовленные собственными руками, кассы букв, мини-азбуки, в которых могут быть размещены слоги или короткие слова для чтения.
В процессе организованной образовательной деятельности по обучению грамоте детей подходят такие формы организации образовательной деятельности, как занятия-путешествия, занятия-экскурсии, КВН (Приложение 3).
С помощью игр можно открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями.
Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте значительно повышает качество подготовки детей к обучению грамоте, позволяет эффективно решать поставленные задачи, строить интересный педагогический процесс.
Игровые технологии способствуют сенсорному и умственному развитию дошкольников, помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.
Особую важность при подготовке детей к школьной ступени в последнее время приобретает использование таких методов, приемов, способов, которые являются наиболее эффективными для прочного запоминания и грамотного написания словарных слов.
Сегодня в образовательном процессе особое место отводится проектной деятельности воспитанников. Проектный метод - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Метод проектов в большей мере ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную или групповую, которую они выполняют в течение какого-либо промежутка времени.
Метод совместного проектирования педагога и воспитанников помогает решить определенные дидактические задачи, то есть, прежде всего, задачи взрослого. Проектная деятельность, как показывает опыт работы с дошкольниками, помогает организовать образовательное пространство каждого ребенка.
Учебный проект при подготовке к обучению грамоте позволяет обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, например, обучения написанию букв, выявление основных причин, препятствующих успешному усвоению «трудных» букв.
Изучив метод проектирования при обучении детей 5-7 лет грамоте, и, применив их на практике, можно прийти к выводу, что проблема усвоения и написания букв может быть решена.
Проектная деятельность дошкольников - сфера, где необходимо соединить знания и умения, теорию и практику. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в старшем дошкольном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Совместная работа педагога и детей увлекает практически каждого ребенка. Дошкольник старается относиться к ее выполнению творчески, с интересом “добывает” материал, исследует его. Это позволяет не только развивать умения и навыки, но и тренировать память, внимание, воображение, чистоту речи, делает ребенка уверенным в собственных силах.
Проведённые наблюдения при работе с дошкольниками позволяют утверждать, что работа проектной деятельности при подготовке к обучению грамоте при усвоении букв и звуков действительно перспективна и должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей старших дошкольников.
Проектный метод способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.
Все вышеперечисленные технологии, используемые при подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет позволяют достичь более значимых результатов, помочь ребенку овладеть навыками чтения и письма и тем самым успешно адаптироваться к новым школьным формам обучения в дальнейшем.
Заключение
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным средством приобщения ребенка к культурным ценностям, а также необходимым условием воспитания и обучения. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста закладывает основы успешного обучения в школе.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Как показывает практика, использование современных технологий при подготовке дошкольников к усвоению навыков чтения и письма позволяет подготовить их к школьному обучению, создать правильный эмоциональный настрой.
Следовательно, инновационные технологии – это положительная динамика при подготовке дошкольников к обучению грамоте, сбалансированное чередование специально организованных занятий с обучением в различных видах деятельности, среди которых преобладающей выступает игра, совершенствование структуры занятия подвижностью, использование информационно-коммуникативных технологий, наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций.
К концу дошкольного возраста дети в результате систематического обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Таким образом, у детей к концу обучения в подготовительной группе сформируется комплекс необходимых навыков в сочетании темпа и ритма речи с движениями глаз и руки, что позволит им более успешно адаптироваться к требованиям школьной программы.
Предложенные технологии при подготовке к обучению грамоте позволят разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.
Работа по данному вопросу - это один из методов личностно-ориентированного подхода к обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и положительное отношение к процессу учения.
Список рекомендуемой литературы
- Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. «Занимательное обучение чтению», Издательство «Учитель» 2008 год.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Кузнецова Е.В., Тихонова Е.В. //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От Ф до Я» Колесникова Е.В. -М.:Издательство «Ювента», 2001.-80с.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
- Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Приложение 1
- «Четвертый лишний» - научить видеть лишнее – букву, слог, слово, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение: по количеству слогов, букв (звуков), наличию мягких согласных и т.д;
- «Да-нет» - развивать системное мышление, усвоение различных понятий звук – буква – слог – слово. Например: педагог дает неправильную характеристику звуку или называет место слова в слоге. Ответ НЕТ предполагает необходимость дать правильный ответ ;
- «Шифры» - развивать умение из набора букв составлять слова, зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту мыслительных процессов. Упражнять в чтении (одм-дом);
- «Волшебное письмо» - развивать зрительное восприятие, закреплять представления о гласной и согласной букве;
- «Веселые истории» - активизировать мыслительную деятельность, закреплять понятия слово-предложение: (ДОМ – Дима остановил машину);
- «Путаница» - учить подбирать по смыслу слова в предложении, убирая лишнее: Иду по ровной реке (дороге) ;
- «Допиши букву, слог, слово» - учить видеть образ буквы (слова) по одной его части, закреплять понятия слог, слово; развивать ассоциативное мышление: , РО-, МО-;
- «Составь слово из слогов» - учить составлять новые слова из первых, (последних) слогов слов (картинок): МОЛОКО, БЕРЕЗА – КОЗА;
- «Вычитание букв» - развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в печатании и чтении: РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА,БЫК;
- "Прочитай наоборот" – развивать зрительное восприятие, закреплять образ букв : ЛОТС, ТНИВ – СТОЛ, ВИНТ;
- «Угадай имя» - развивать быстроту мыслительных операций, умении печать и читать слова: ПЕ ТА РИ ТЯ - ПЕТЯ, РИТА.
- «Проверь меня» - воспитатель выполняет задание, а дети проверяют его выполнение.
Приложение 2
Игра – презентация «Найдите друга»
Игра рекомендуется для детей 5 лет.
Цель: учить дошкольников интонационно выделять в словах первый звук и находить слова с одинаковыми первыми звуками.
Ход игры. Педагог объясняет, что слова, как и дети могут подружиться. Слово ищет себе друга по одинаковому первому звуку.
Сначала дети называют слова в первой колонке по порядку (сверху – вниз):
Чайник Кот
Петух Слон
Жук Лук
Лейка Жираф
Собака Чашка
Курица Песня
Педагог предлагает найти слову «чайник» «друга» во второй колонке. Кто нашёл, тот щелкает по картинке. Слово – картинка «чайник» передвигается к слову – картинке «чашка», слова подружились. Игра продолжается, пока дети не найдут всем словам – картинкам друзей.
Игра-презентация « Отгадай загадки»
Игра рекомендуется для детей 5-7 лет.
Цель: учить дошкольников находить общий звук в предложенных словах.
Ход игры. Педагог предлагает отгадать загадки, представленные на слайдах. Например,
1.Косоглазый, маленький
В белой шубке, в валенках (заяц).
2.Круглый, полосатый
с огорода взятый,
Сахарный и алый стал –
кушайте, пожалуйста (арбуз).
После того, как дети называют отгадки, на слайде появляются рисунки-отгадки и общий звук. Игра позволяет в более интересной форме закрепить звуки и умение интонационно вычленять их.
Приложение 3
Сценарий игры-квн в подготовительной группе по обучению грамоте «Умники и Знайки».
Цель: обобщение и закрепление знаний по изученным темам.
Задачи:
1.Развитие фонематического слуха, творческой активности, воображения, быстроты реакции.
2.Закрепление умения детей составлять слоги, читать по слогам;
3. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, логики мышления;
4. Воспитание дружелюбия, коллективизма, духа соревнований.
Оборудование: мультимедийная презентация, 2 мольберта, квадратики для звукобуквенного анализа, конверты со слогами.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро вы пойдете в школу. Очень долго вы занимались в стенах нашего детского сада: учились правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, составлять интересные рассказы. Вы научились читать, писать, думать и находить правильные ответы на самые трудные вопросы. Сегодня у нас интересная и необычная игра-КВН, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.
Воспитатель: Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН. Сегодня в нем участвуют две команды. Приветствуем участников игры. Команда «Умники» и команда «Знайки».
Воспитатель: Работу наших команд будут оценивать компетентное жюри: наши любимые родители!
Первый конкурс «Приветствие»
Первыми приветствует соперников команда «Умники»,
с ответным словом выступает команда «Знайки».
Второй конкурс «Разминка»
Буквы- значки, как бойцы на парад
в чётком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё (алфавит) .
Сколько букв в русском алфавите?
(Тридцать три)
Сколько гласных? (Десять) .
Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ, Ь) .
Айболиту все сперва
Говорили букву … (А)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква … (О)
Давно известно детям всем:
Корова знает букву … (М)
Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву. (Б)
Разделять всех он мастак,
Безголосый … (твёрдый знак)
Для шипенья хороша
В алфавите буква. (Ш)
Узнаешь сразу ты её -
С двумя глазами буква. (Ё)
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха! » -
Так хохочет буква … (Х)
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква … (Ы)
Не получится борща,
Если нет в нем буквы … (Щ)
Безголосый он добряк,
Всё смягчает … (мягкий знак)
Мы запомнили легко:
Номер первый - буква. (не О, а А)
Кусок от бублика я съел,
И получилась буква … (не Л, а С)
Круглой формы голова,
Той же формы буква … (не А, а О)
Скажешь ты наверняка,
На турник похожа. (не К, а П)
Слово вкусное УХА
Начинает буква … (не Х, а У)
Буква первая, друзья,
В алфавите - это … (не Я, а А)
Алфавитную семью
Возглавляет буква … (не Ю, а А)
Это вовсе не враньё:
Звука нет у буквы … (не у Ё, а у Ь или Ъ)
Дальше всех, совсем в конце,
В алфавите буква … (не Ц, а Я)
Третий конкурс «Собери слово»
От каждой команды по 2 ребенка сложат слова
1)Кукла
Дом
2)Ложка
Мак
(задание выполняется не кто вперед, а кто правильно соберет слова, перед тем как сложить слово, определить с детьми количество слогов.)
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
Выполняем упражненье
Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Четвёртый конкурс «Найдите общий звук»
На слайде появляются картинки, дети находят общий звук в них.
Воспитатель: Прежде чем начать следующий конкурс давайте вспомним:
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- А согласные делятся? (на твердые и мягкие, ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ)
- Квадратиками какого цвета обозначаются гласные звуки? Согласные твердые? Согласные мягкие?
Пятый конкурс «Придумайте слова по схеме»
(конкурс капитанов)
Шестой конкурс «Что лишнее»
На слайде представлены ряды букв, нужно найти лишнюю в каждом ряду (гласная, согласная, свистящая, шипящая)
Воспитатель: Ребята! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на все вопросы. Вы были дружные, сообразительные, находчивые!
- Вам понравилась игра?
- Задания были трудные?
Воспитатель: А пока жюри подсчитывает баллы, у нас музыкальная пауза! (Поют песню «Вместе весело шагать»).
Воспитатель: А сейчас наступает самый приятный и волнующий момент. Предоставляем слово жюри.
Жюри объявляет итоги, обосновывает их, побеждает дружба!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Важным этапом в жизни каждого дошкольника является подготовка к школе, поэтому главной задачей воспитателей становится оказание помощи детям в переходе на следующую ступень обучени...
мастер-класс "Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ"
трансляция опыта работы...
Использование Лего-технологии при подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОВЗ.
В материале подобраны игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего....
Выступление на тему: « Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Выступление на тему:« Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»...
Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников.
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации ...