Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье ставится задача рассмотреть условия эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laputina_n.a.-statya.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.37
Н.А. Лапутина
магистрант СмолГУ,
г. Смоленск, РФ
Е-mail: laputina.natalya@yandex.ru
УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, элементарные навыки чтения и письма, условия результативной подготовки к обучению грамоте.
В статье ставится задача рассмотреть условия эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма.
Проблема подготовки к школьному обучению, несмотря на многоаспектное ее рассмотрение в литературе, не теряет своей актуальности и значимости. Наибольший интерес у исследователей вызывают вопросы формирования готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Среди воспитанников указанной категории серьезные трудности при овладении элементарными навыками чтения и письма испытывает достаточно многочисленная и разнородная по своим проявлениям группа – это дошкольники с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
Для детей с ОНР характерны отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, неустойчивое внимание, замедленность процесса овладения языковым анализом и синтезом, недоразвитие тонкой моторики кистей и пальцев рук, недостаточная сформированность пространственно-временных представлений, особенности проявления которых оказывают влияние на эффективность коррекционно-развивающего обучения этих дошкольников.
Одной из приоритетных задач комплексного психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР является осуществление подготовки к овладению элементарными навыками чтения и письма. [2, с.4].
В современных исследованиях, посвященных проблемам письменной речи, подчеркивается, что письмо и чтение представляют собой сложноорганизованные когнитивные навыки интегративного характера, «… объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические познавательные функции – внимание, восприятие, память, мышление и т.п.». Характеризуя уровневую организацию навыка письма (чтения), М.М. Безруких определяет начальную его ступень как уровень элементарного письма (чтения) соответственно и формулирует ряд условий, обеспечивающих результативность процесса формирования элементарных навыков письма и чтения:
- достаточный уровень сформированности базовых познавательных функций;
- учет педагогом индивидуальных особенностей развития ребенка;
- выбор соответствующей методики обучения;
- адекватность требований и критериев оценки формирования навыка;
- раннее выявление предрасположенности к нарушениям письма и чтения. [1, с. 44].
Итак, большинство из перечисленных условий определяет оптимальные сроки начала обучения грамоте (6-7 лет) и указывает на обязательное соблюдение методических подходов к организации работы в данном направлении.
Далее подробнее рассмотрим перечисленные нами условия.
Первое условие гласит, что для эффективного овладения элементарными навыками чтения и письма, необходим достаточно сформированный уровень базовых познавательных функций (память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, интеллектуальные навыки, регуляция поведения). Трудности в обучении наблюдаются, если какой-либо из этих компонентов недостаточно развит.
Как показывают исследования А. Н. Корнева, М. З. Кудрявцевой, Т. А. Ткаченко [3, с.152], у большинства дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте существенно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это связано со значительными отклонениями от нормы фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.
Также, согласно определению М. Е. Хватцева, фонематический слух представляет собой «способность воспринимать звуки речи как смысловые единицы, которая является основным качеством человеческого слуха» [4, с.38]. Это означает, что правильное и полноценное восприятие звуков речи и смысла отдельных слов возможно только при наличии фонематического слуха. В свою очередь, фонематический слух является основой фонематического восприятия как анализа звукового состава слова, что в дальнейшем благотворно влияет на овладение элементарными навыками чтения и письма.
У детей с трудностями формирования элементарных навыков письма и чтения нередко отмечается выраженная неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления), дисгармония в развитии отдельных интеллектуальных функций.
Следующим условием является учет педагогом индивидуальных особенностей развития ребенка в процессе обучения и воспитания. Одним из важных принципов обучения и воспитания является индивидуальных подход. К.Д. Ушинский заложил научные основы индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания, в своей работе «Человек как предмет воспитания» «Для того, чтобы всесторонне воспитать человека, его нужно узнать во всех отношениях». [5, с. 64 ]. Индивидуализация в развитии ребенка позволяет педагогу улучшить качество подготовки к обучению грамоте, так как учитывается принцип доступности и посильности обучения. Учитывается реальный запас знаний, умений и навыков; показатели подготовки к обучению грамоте; уровень развития дошкольника; особенности процессов восприятия, мышления, воображения, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.
Выбор соответствующей методики обучения должен соответствовать естественным возможностям и потребностям ребенка. Необходимо учитывать степень сформированности познавательных функций и механизмов организации деятельности ребенка на определенном этапе возрастного развития. Одним из важных условий для выбора методики для детей с ОНР является учет состояния психофизиологических механизмов и закономерностей формирования этих сложных когнитивных навыков в процессе обучения.
Это означает, что при обучении, прежде всего, необходимо исключить принцип механического копирования, форсирования скорости и вести обучение с самых начальных этапов осознанно.
Важно подобрать методику обучения так, чтобы несовершенная (несформированная) техника письма и чтения не тормозила развитие письменной речи – умения письменно выражать свои мысли. А само «письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы может быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев» [Выготский 1983: 196].
Выбранную методику для обучения грамоте, необходимо адаптировать применительно к особенностям структуры развития детей с ОНР.
В противном случае, дети данной категории неизбежно столкнутся с серьезными трудностями, выражающимися в неспособности полноценно овладеть навыками чтения и письма.
Методика подготовки к обучению грамоте может включать комплексное всестороннее развитие дошкольников, а так же направленная на развитие конкретных навыков и умений.
Для того чтобы адекватно оценить сформированность навыков у дошкольников, необходимо иметь представление о возрастных особенностях психологических компонентов, закономерности развития, хорошо знать специфику структуры дефекта при ОНР. Для определения уровня сформированности навыков у дошкольников можно предложить схему наблюдения. Схема отображает качественный и количественный анализ уровня сформированности навыков у дошкольников. В схеме представляются основные параметры. Определяющие сформированность навыков в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина [6, с.74].
Отечественные исследователи (Корнев А. Н., Грибова О. Е., Бессонова Т. П., Спирова Л. Ф. и др.) отмечают значимость своевременного выявления предрасположенности дошкольников к нарушениям чтения и письма. Данная предрасположенность основывается на обнаружении отклонений в психическом, речевом и моторном развитии детей с ОНР, которые в дальнейшем препятствуют эффективному овладению элементарными навыками грамоты. В настоящее время подтверждена генетическая склонность (наследственная отягощенность по дислексии и дисграфии) к патологическому овладению письмом и чтением. В связи с этим, при обследовании ребенка, необходимо выявить наличия аналогичных нарушений у его ближайших и дальних родственников.
Раннее выявление предрасположенности к дислексии и дисграфии позволит провести пропедевтическую работу по предотвращению возможных трудностей обучения или снизить их.
Таким образом, проанализировав все условия для успешного овладения элементарными навыками чтения и письма, можно сделать вывод о том, что отсутствие любого из этих компонентов не просто затрудняет обучение детей с ОНР, а также делает ее формальной и малоэффективной.
© Н.А. Лапутина,2017
Список используемой литературы:
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009.– 464 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. – М., 1998.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей - СПб.:
МиМ, 2004. - 286 с.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко.-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2008.-248с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II / К.Д. Ушинский – М.: Книга по Требованию,
2014.– 628 с.
- Эльконин Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989. Гл.8 «Период детства» 560 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Проблема подготовки детей к овладению грамоты в старшем дошкольной возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике....
Статья на тему: "Особенности обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи".
В статье говорится о проблемах дошкольников старшего возраста с диагнозом общее недоразвитие речи при обучении грамоте и путях их преодоления в системе коррекционной логопедической работы....
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...
Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....
- Мне нравится (1)