Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
статья по обучению грамоте на тему
Предварительный просмотр:
Тема: подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
[1] Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии российской академии образования, показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6-7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его.
[2] Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребёнка. Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который примет наших детей в 1 класс.
[3] Не менее важен он и для самого воспитанника, потому что этот процесс влечет за собой его развитие.
[4] Обучая грамоте, мы осуществляем пропедевтику дислексии и дисграфии, что поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок (из 10 будущих первоклассников у 4-х в нашей группе имеются нарушения речи).
[5] Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе. Кроме того, по новым стандартам дошкольное образование является уровнем общего образования, этим утверждается необходимость преемственности.
[6] Важность речевого развития подчёркивают и новые стандарты, где этому развитию посвящён целый раздел.
Подготовка к обучению грамоте – довольно сложный предмет для дошкольников. Одной из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении является формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Пяти-шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. И здесь на помощь воспитателям приходит игра – один из древнейших и, тем не менее, актуальных методов обучения.
[7] Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому моя основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным. В совместной деятельности с детьми я использую различные формы организации педагогического процесса: развлечения, путешествия, соревнования, открытые вопросы, проблемные ситуации.
[8] Для успешного развития детей в группе создан уголок. В нём представлены различные виды дидактических игр, которые носят обучающий и развивающий характер, помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Многие игры изготовлены мною и родителями, большое количество пособий приобретено администрацией учреждения.
[9] Игры и игровые задания я использую не только в непосредственно образовательной деятельности по каждому направлению, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности.
Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий русского языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Подготовка к обучению грамоте начинается в старшем дошкольном возрасте, так как у этих детей особое «чутье» к языку. Они обладают чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи.
[10] Процесс обучения грамоте становится легким, ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, потому что все дидактические игры и пособия красочно оформлены и имеют эстетический вид.
[11] Подготовка к обучению грамоте посредством дидактических игр и развивающих упражнений позволяет мне и моим воспитанникам добиваться следующих результатов. Мы активные участники различных интернет конкурсов. В 2013-2014 учебном году мои воспитанники приняли активное участие в Международном конкурсе-игре по русскому языку "Ёж" (заняли 6 первых мест), во Всероссийской занимательной викторине «Спорт. Сочи. Победа!» (7 первых, 1 второе), Всероссийской занимательной викторине "Сказки Андерсена" (21 первое место), Всероссийской занимательной викторине "Удивительные растения" (результаты обрабатываются). В наших планах принять участие во Всероссийской занимательной викторине «Стихи С.Я. Маршака».
[12] Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая всё-таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат!
Только стремящихся ждёт успех. Так успеха нам всем в такой нелёгкой, но такой прекрасной работе. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр....
Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье ставится задача рассмотреть условия эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...
конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"
Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....
Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуаль...
«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Важным этапом в жизни каждого дошкольника является подготовка к школе, поэтому главной задачей воспитателей становится оказание помощи детям в переходе на следующую ступень обучени...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством математических игр, как одно из необходимых условий успешной подготовки к школе.
В статье раскрываются пути и способы развития логического мышления старших дошкольников посредством математических игр с примерами для использования их и родителями и педагогами....
«Мотивационная готовность дошкольника как условие успешной адаптации к обучению в школе»
Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, ...