Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Звуки Ж – Ш"
материал по обучению грамоте (старшая группа)

Нелезина Вера Михайловна

Тема: Звуки Ж – Ш.

 Цель: дифференциация звуков Ж – Ш в речи детей.

Образовательные задачи:

— закрепление правильного произношения звуков Ж Ш;

— закрепление зрительного образа букв Ж Ш;

— закрепление умения давать характеристику звуков Ж Ш;

— упражнение в определении места звука в слове;

— упражнение в делении слова на слоги;

— продолжать закрепление навыка звуко – буквенного анализа и синтеза;

— упражнение в чтении слогов, слов с заданными буквами.

  Развивающие задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                  — продолжать развитие фонематического восприятия; продолжать развитие правильного речевого дыхания и голоса.

 Воспитательные задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                — продолжать воспитание самоконтроля, речевой активности, усидчивости, умению слушать и слышать окружающих.

 Интеграция образовательных областей:                                                                                                                                                                                                                                        «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

 Оборудование:                                                                                                                                                                                                                                                                                                 — предметные картинки, содержащие звуки Ж – Ш;                                                                                                                                                                                                                           — карточки для обозначения места звука в слове;                                                                                                                                                                                                                                    — демонстрационная карточка с буквами Ж  Ш;

Ход образовательной деятельности:                                                                                                                                                                                                                        Воспитатель: (приглашает детей на ковер):

Раз – два – три – четыре – пять, начинаем мы играть!

Звуки – буквы изучать!

Но сначала улыбнемся

И за ручки мы возьмемся.

Пропоем мы гласных песню

И за стол присядем  вместе.

(Пропевание гласных звуков шепотом, громко, от тихого к громкому и наоборот)                                                                               

Воспитатель:

Ребята, сегодня, когда я зашла в группу, то увидела на столе этот мешок и записку. Давайте вместе прочитаем, что здесь написано?                                                                              Дети: Жужа. Шуша.

Воспитатель:А теперь давайте заглянем в мешок и узнаем, что же там или кто же там спрятался?! (достаю из мешка игрушечных жука и змею) Здесь жук и змея. Ребята, как вы думаете, кто из них Жужа, а кто Шуша?

Дети: Жужа – жук. Шуша – змея.

Воспитатель: Ребята, а здесь еще одна записка. Здесь сказано: «Не умеет шипеть. Не умеет жужжать». Интересно, кто из наших гостей не умеет шипеть, а кто не умеет жужжать?

Дети: Жук не умеет жужжать. Змея – шипеть.

Воспитатель: Давайте научим наших гостей жужжать.

Итак, мы сегодня с вами будем учить наших гостей правильно произносить и различать звуки [Ш], [Ж].

Дети: Давайте.

 Закрепление акустико – артикуляционного образа звуков.

Воспитатель: Вспомним, что делают наши губки и язычок, чтобы сказать звуки [Ш], [Ж]?

Дети: Чтобы сказать звуки [Ш], [Ж] губки нужно сделать окошком, язычок поднять за верхние зубки (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, я вам открою маленький секрет, чем отличаются звуки [Ш], [Ж]. Когда мы произносим звук [Ш], наш голосок не работает, а когда произносим звук [Ж], голосок работает. Давайте проверим (Дети и воспитатель прикладывают руку к гортани и поочередно произносят звуки [Ш], [Ж], проверяя двигаются или нет голосовые связки).

Воспитатель: Итак, работу голоска мы проверили. При звуке [Ш] голосок не работает, значит  [Ш] – глухой. При звуке [Ж] работает, значит он – звонкий. А теперь давайте дадим характеристику звуков [Ш], [Ж]. Звук [Ш] какой?

Дети: Звук  [Ш] – согласный, всегда твердый, глухой,  обозначаем синим цветом. Звук [Ж] – согласный, всегда твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.

Воспитатель: Молодцы!

 Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Внимательные ушки». Правила вы знаете: услышите звук [Ш] – хлопните один раз в ладоши, услышите звук [Ж] – топните один раз ногой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      В ряду слов: кружечка, блюдце, чайник, чашка, ножик, тарелка, дуршлаг.                                                                                                                                                                                              В ряду слов, отличающихся одним звуком: шар – жар, шаль – жаль, Саша – сажа, Леша – лежа, жест — шест, зашить – зажить, мажет – машет.                                                    Воспитатель: Ребята, а давайте вы сами придумаете слова со звуками [Ш] и [Ж].                                                                                                                                                                           Дети: Жук, каша, ёжик, мишка, чашка. 

 Определение места звука в слове.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на картинки, в названиях которых есть звуки [Ш], [Ж] и карточки для определения места звука в слове. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Где спрятался звук?» Давайте вспомним, где может прятаться звук.

Дети: Звук может прятаться в начале, конце и середине слова.

Воспитатель: Правильно. Берем картинку, в названии которой есть звук [Ж] ( ёжик), выкладываем слово из букв разрезной азбуки и определяем где находится звук [Ж]. (Дети определяют место звука в слове). Ответы детей.

Дети: в середине.  

Тоже самое делаем с картинкой на звук [Ш] (мишка).

Воспитатель: Молодцы! Справились. А теперь поиграем в игру «Звуковой паровозик». Каждый из вас должен поставить свои картинки – вагончики к главному вагону поезда, которыми управляют Жужа и Шуша. (Дети выполняют задание по рядам).

Воспитатель: Теперь проверим друг друга. Если вы согласны – хлопните один раз, если не согласны – ничего не делайте. (Проверка).

Воспитатель: Со звуками [Ж], [Ш] мы наших гостей познакомили. Давайте познакомим и буквами «Ж», «Ш». (Демонстрация букв)  Берем в руки невидимые ручки и начинаем прописывать в воздухе букву «Ж» и букву «Ш». Друг у друга на ладошках тоже прописываем эти буквы.  

Воспитатель: Молодцы! Все справились. Слова с буквами «Ж», «Ш» вы пропечатаете в тетрадях.

 

 Воспитатель: Итак, ребята, наше время игр с Жужой и Шушой подходит к концу. Давайте вспомним, с какими звуками и буквами мы сегодня играли? Чему учили Жужу и Шушу? Что мы сегодня делали?

Дети: Сегодня мы играли со звуками и буквами «Ж», «Ш». Мы учились правильно произносить и различать эти звуки. Мы сегодня пели песню гласных звуков, играли в игру «Придумай сам», выкладывали звуковые схемы слов, делили слова на слоги, определяли место звука в слове.

Оценка речевой деятельности - Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. Вы молодцы и умницы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка».

Тема занятия: «Звуковой анализ слова мак»Основная задача занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада — обучение действию звукового анализа слов.  Под звуковым ана...

Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»Программное содержание. Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ...

рабочая программа для дополнительного образования детей старшей группы кружок "Математика в движении"

Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацелен...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук ЛЬ - буква Л" (старшая группа)

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук ЛЬ - буква Л" (старшая группа)...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: Звуки "К-КЬ".

Цель: 1. Четкое произнесение, различение звуков.           2. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые....

НОД по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Л" в старшей группе компенсирующей направленности

Цель занятия:  познакомить со звуком [Л]  и буквой Л; научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.Задачи:Коррекционно-образовательные:-  познако...