Конспект логопедического занятия по обучению грамоте на тему "Звуки Ы-И" в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мартынова Елизавета Александровна

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте на тему "Звуки Ы-И" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_zvuki_y-i.docx11.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки [ы] - [и]» (Конспект №20)

Цели:

Коррекционно - образовательные: 

- закрепить знания о механизме образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях;

- закрепить понятия "звук", "слог", "слово", "предложение";

- совершенствовать навыки различения смешиваемых букв.

Коррекционно - развивающие: 

- развивать речевую моторику, фонематический слух, слуховое внимание, совершенствовать навыки различения звуков [ы]-[и];

- закрепить правильное произношение звуков в самостоятельной речи (изолированно, в слогах, словах, предложениях);

- совершенствовать навыки звукового анализа;

- научить различать буквы ы-и, делать правильный выбор в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного;

- научить образовывать форму множественного числа существительного, составлять предложение с заданными словами; обогащать словарный запас.

Коррекционно - воспитательные: 

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к изучению родного языка, аккуратность.

Оборудование: картинка "Лунтик", картинка"Буквы", карточки с буквами Ы, И по количеству детей, картинки для игры "Один-много", картинки-подсказки слова-паронимы,  2 корзинки,  наборное полотно, бубен для подачи сигнала, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Недавно я познакомилась с необычным героем. Хотите узнать, кто это?

Послушайте про него загадку.

Знают взрослые и дети,

Что упал с другой планеты —

Фиолетовый зверек,

Детям маленьким дружок. (Лунтик)

Появляется картинка Лунтик

Логопед: Ребята, Лунтик хочет, чтобы вы помогли ему выполнить сложные задания.

Но сначала мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика-считалка.

Раз - скорее улыбнись.

(Широко улыбаться, растягивая губы)

Два - язык опустим вниз.

(Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородк)

Три - язык наверх потянем.

(Рот открыть. Тянуться высунутым языком к носу)

На четыре - позеваем.

(Широко открыть рот и закрыть его)

Пять - варенье облизать.

(Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться "обнять" языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать)

Шесть - по нёбу постучать.

(Держать рот широко открытым. Стучать языком по нёбу (верхним резцам), произнося "д-д-д-д-д")

Семь - лошадка скачет звонко.

(Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку)

Восемь - гриб на ножке тонкой.

(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку)

Девять - можно поболтать.

(Широко открыть рот. "Болтать" языком, проводя им вперёд-назад по верхней губе: "бл-бл-бл-бл-бл...")

Десять - нужно отдыхать.

(Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту)

3. Основная часть

Логопед: Сегодня на занятии мы научимся различать звуки. Попробуйте угадать, какие это звуки.

Логопед: Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

Кошка ловила ….(мышку).

Нине купили плюшевого (мишку).

Логопед: Какие похожие слова встречаются в этих  предложениях ? Какими звуками они отличаются?

Звуками [ы]-[и].

Логопед: На занятии мы узнаем, чем отличаются звуки [ы]-[и]. научимся определять, когда в слове надо писать букву ы, а когда букву и.

Логопед:А теперь послушайте, как я произнесу эти звуки: ы-ы-ы, и-и-и.

Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?

Логопед: Гласные. Их можно петь, тянуть, нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык.

Дети произносят: ы-ы-ы, и-и-и

Логопед: Оба звука гласные. Похожи по звучанию? Да.

А чем же они отличаются?

[ы] – язык глубоко во рту, губы чуть-чуть улыбаются;

[и] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.

 4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Запомните и четко повторите слоговые цепочки:

ти-ти-ты

пи-пы-пи

би-бы-би

сы-си-си   

5. Игра «Наоборот». Упражнения на дифференциацию звуков Ы - И в слоге

Игра с мячом

Мы – (ми)

Бы – ( би)

Вы – ( ви)

Лы – (ли)

Зы – (зи)

Ды – (ди)

Логопед: Молодцы, научились различать звуки. А теперь мы должны научиться различать буквы.

На доске выставляются буквы ы-и.

Логопед: Чем похожи? Чем отличаются?

6. Игра "Найди правильную букву".

Логопед: Лунтик тоже хочет научиться различать буквы. Он написал много букв, но не знает, какие из них правильные.

Дети подходят и показывают "правильные" буквы.

 

Логопед: Послушайте слоги: мы, ты, бы, вы, ды, лы. Какой гласный звук вы услышали?

Логопед: Какую букву выберем?

Логопед: А теперь другие слоги: би, ви, ди, ли, ми, ти. Какой гласный звук вы услышали?

Логопед: Какую букву выберем?

От чего это зависит?

Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после мягких согласных – звук [и] (буква и).

7. Игра "Выбери букву". Поднять букву, обозначающую звучащий звук в слоге:

Пы, ти, ри, бы, кы, ди, би, ми, сы, ты, мы, ки, ды, пи.

в слове:

Пыль, пил, кит, сын, мыть, ты, мы, Дима, липа, дым.

Дети слушают слова и поднимают соответствующую карточку.

8. Игра "Один и много".

На столе две корзинки, на которых буквы ы-и.

Детям раздаются картинки с изображением одного предмета. Они должны назвать слово во множественном числе и поместить картинку в зависимости от конечного звука, (буквы) в одну из корзинок.

Поможем Лунтку собрать слова в корзинки. Но среди карточек есть "сюрпризы", которые никуда не подходят.

Мячи, бабочки, курицы, ведра, самолёты, флажки, слоны, яблоки, платья, чайники, машины, собаки.

9.Физкультминутка.

Вот и Лунтика зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.

10. Игра "Поможем Лунтику правильно выбрать слово".

На доске картинки, расположенные парами.       

пыли-пили
дыма-Дима
выли-вили
мыла-Мила

Педагог начинает предложение, а дети заканчивают.

На шкафу много ... . Дети молоко ... .

Из трубы идет много ... . Мальчика зовут ...

Птицы гнездо ... . Волки в лесу ... .

Мама посуду ... . Девочку зовут... .

11. Итог занятия.

Чему мы научились? Мы научились различать звуки [ы]-[и], и буквы ы-и.

Все молодцы. Мне очень понравилось, как вы занимались. Лунтик дарит всем угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуком  [Ш]  и буквой Ш, помогая героям современн...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

На занятии ведётся работа по развитию лексико-грамматического строя речи, осуществляется подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи. Образовательные задачи данно...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Гг».

Цель занятия: Знакомство с новой буквой Гг. Звуком [Г].Программное содержание.Коррекционно – образовательные задачи: Совершенствование навыка звукового, слогового анализа. Совершенствовани...

Открытое логопедическое занятие по обучению грамоте "Спешим на помощь гномикам" (старшая группа)

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе "Спешим на помощь гномикам"Презентация к занятию: https://disk.yandex.ru/d/UfyYhrjCDIL52g...