Конспект логопедического занятия по обучению грамоте на тему "Звуки Ы-И" в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте на тему "Звуки Ы-И" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_zvuki_y-i.docx | 11.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуки [ы] - [и]» (Конспект №20)
Цели:
Коррекционно - образовательные:
- закрепить знания о механизме образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях;
- закрепить понятия "звук", "слог", "слово", "предложение";
- совершенствовать навыки различения смешиваемых букв.
Коррекционно - развивающие:
- развивать речевую моторику, фонематический слух, слуховое внимание, совершенствовать навыки различения звуков [ы]-[и];
- закрепить правильное произношение звуков в самостоятельной речи (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
- совершенствовать навыки звукового анализа;
- научить различать буквы ы-и, делать правильный выбор в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного;
- научить образовывать форму множественного числа существительного, составлять предложение с заданными словами; обогащать словарный запас.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к изучению родного языка, аккуратность.
Оборудование: картинка "Лунтик", картинка"Буквы", карточки с буквами Ы, И по количеству детей, картинки для игры "Один-много", картинки-подсказки слова-паронимы, 2 корзинки, наборное полотно, бубен для подачи сигнала, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Недавно я познакомилась с необычным героем. Хотите узнать, кто это?
Послушайте про него загадку.
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты —
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок. (Лунтик)
Появляется картинка Лунтик
Логопед: Ребята, Лунтик хочет, чтобы вы помогли ему выполнить сложные задания.
Но сначала мы должны сделать артикуляционную гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика-считалка.
Раз - скорее улыбнись.
(Широко улыбаться, растягивая губы)
Два - язык опустим вниз.
(Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородк)
Три - язык наверх потянем.
(Рот открыть. Тянуться высунутым языком к носу)
На четыре - позеваем.
(Широко открыть рот и закрыть его)
Пять - варенье облизать.
(Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться "обнять" языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать)
Шесть - по нёбу постучать.
(Держать рот широко открытым. Стучать языком по нёбу (верхним резцам), произнося "д-д-д-д-д")
Семь - лошадка скачет звонко.
(Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку)
Восемь - гриб на ножке тонкой.
(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку)
Девять - можно поболтать.
(Широко открыть рот. "Болтать" языком, проводя им вперёд-назад по верхней губе: "бл-бл-бл-бл-бл...")
Десять - нужно отдыхать.
(Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту)
3. Основная часть
Логопед: Сегодня на занятии мы научимся различать звуки. Попробуйте угадать, какие это звуки.
Логопед: Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.
Кошка ловила ….(мышку).
Нине купили плюшевого (мишку).
Логопед: Какие похожие слова встречаются в этих предложениях ? Какими звуками они отличаются?
Звуками [ы]-[и].
Логопед: На занятии мы узнаем, чем отличаются звуки [ы]-[и]. научимся определять, когда в слове надо писать букву ы, а когда букву и.
Логопед:А теперь послушайте, как я произнесу эти звуки: ы-ы-ы, и-и-и.
Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?
Логопед: Гласные. Их можно петь, тянуть, нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык.
Дети произносят: ы-ы-ы, и-и-и
Логопед: Оба звука гласные. Похожи по звучанию? Да.
А чем же они отличаются?
[ы] – язык глубоко во рту, губы чуть-чуть улыбаются;
[и] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.
4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Запомните и четко повторите слоговые цепочки:
ти-ти-ты
пи-пы-пи
би-бы-би
сы-си-си
5. Игра «Наоборот». Упражнения на дифференциацию звуков Ы - И в слоге
Игра с мячом
Мы – (ми)
Бы – ( би)
Вы – ( ви)
Лы – (ли)
Зы – (зи)
Ды – (ди)
Логопед: Молодцы, научились различать звуки. А теперь мы должны научиться различать буквы.
На доске выставляются буквы ы-и.
Логопед: Чем похожи? Чем отличаются?
6. Игра "Найди правильную букву".
Логопед: Лунтик тоже хочет научиться различать буквы. Он написал много букв, но не знает, какие из них правильные.
Дети подходят и показывают "правильные" буквы.
Логопед: Послушайте слоги: мы, ты, бы, вы, ды, лы. Какой гласный звук вы услышали?
Логопед: Какую букву выберем?
Логопед: А теперь другие слоги: би, ви, ди, ли, ми, ти. Какой гласный звук вы услышали?
Логопед: Какую букву выберем?
От чего это зависит?
Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после мягких согласных – звук [и] (буква и).
7. Игра "Выбери букву". Поднять букву, обозначающую звучащий звук в слоге:
Пы, ти, ри, бы, кы, ди, би, ми, сы, ты, мы, ки, ды, пи.
в слове:
Пыль, пил, кит, сын, мыть, ты, мы, Дима, липа, дым.
Дети слушают слова и поднимают соответствующую карточку.
8. Игра "Один и много".
На столе две корзинки, на которых буквы ы-и.
Детям раздаются картинки с изображением одного предмета. Они должны назвать слово во множественном числе и поместить картинку в зависимости от конечного звука, (буквы) в одну из корзинок.
Поможем Лунтку собрать слова в корзинки. Но среди карточек есть "сюрпризы", которые никуда не подходят.
Мячи, бабочки, курицы, ведра, самолёты, флажки, слоны, яблоки, платья, чайники, машины, собаки.
9.Физкультминутка.
Вот и Лунтика зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.
10. Игра "Поможем Лунтику правильно выбрать слово".
На доске картинки, расположенные парами.
пыли-пили
дыма-Дима
выли-вили
мыла-Мила
Педагог начинает предложение, а дети заканчивают.
На шкафу много ... . Дети молоко ... .
Из трубы идет много ... . Мальчика зовут ...
Птицы гнездо ... . Волки в лесу ... .
Мама посуду ... . Девочку зовут... .
11. Итог занятия.
Чему мы научились? Мы научились различать звуки [ы]-[и], и буквы ы-и.
Все молодцы. Мне очень понравилось, как вы занимались. Лунтик дарит всем угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуками [T]-[T'] и буквой Т, помогая ...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"
Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....
Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуком [Ш] и буквой Ш, помогая героям современн...
Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».
На занятии ведётся работа по развитию лексико-грамматического строя речи, осуществляется подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи. Образовательные задачи данно...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Гг».
Цель занятия: Знакомство с новой буквой Гг. Звуком [Г].Программное содержание.Коррекционно – образовательные задачи: Совершенствование навыка звукового, слогового анализа. Совершенствовани...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
Конспект занятия с использованием разработанных и общепринятых опорных символов и схем....
Открытое логопедическое занятие по обучению грамоте "Спешим на помощь гномикам" (старшая группа)
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе "Спешим на помощь гномикам"Презентация к занятию: https://disk.yandex.ru/d/UfyYhrjCDIL52g...