НОД по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Л" в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Цель занятия:  познакомить со звуком [Л]  и буквой Л; научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

познакомить детей со звуком Л и буквой Л;

-  научить характеризовать звук Л по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

развивать у детей фонематические процессы;

-  упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;

- упражнять в выделении звука Л в начале, середине и конце слов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_l.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Л»

Цель занятия:  познакомить со звуком [Л]  и буквой Л; научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  познакомить детей со звуком Л и буквой Л;

-  научить характеризовать звук Л по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

-  развивать у детей фонематические процессы;

-  упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;

- упражнять в выделении звука Л в начале, середине и конце слов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность.

Оборудование:  зеркала,   картинка для  звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Л; дидактическое  пособие   «Согласный  звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

1.   Организационный момент.

Логопед:  К нам сегодня прилетел в гости Лунатик- это житель  Луны и он просит нас о помощи. Ему в школе дали домашнее задание и он затрудняется в его выполнении. Поможем ему? (да) В конверте лежат загадки, нам нужно их отгадать и сказать какой звук объединяет все слова- отгадки. А еще Лунатик хочет, чтобы вы рассказали ему всё, что знаете об этом звуке.

  1. Со мной ходи стрелять учиться,

На грядке ты меня ищи.

            Могу попасть я метко в птицу,

А чаще попадаю в щи.  (Лук)

  1. Тихо- тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе ….(лопатой).

      3.   Лейся дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по……(лужам)

Логопед: Ребята, с какого звука начинаются слова:  лук, лопата, лужа?  (дети рассматривают картинки)

Дети: со звука Л. (индивидуальные ответы).

Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы познакомимся со звуком Л и поможем Незнайке выполнить его задания, но сначала немного разомнемся.

2.   Массаж лица.

Поглаживание,   пощипывание,   постукивание, зигзагообразные движения (по общим правилам).

3.   Развитие мимических мышц.

      Мимическая гимнастика "Лунатик" по картинкам:

     Лунатик сердится.

     Лунатик радуется.

     Лунатик напугался.

     Лунатик думает.

   Лунатик плачет.

   Лунатик удивляется.

4.   Развитие артикуляционной моторики.

- Спокойное открывание и закрывание рта.

- Поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы).

- «Лошадки». «Грибок».

5.   Работа над развитием дыхания и голоса.

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.

Работа над голосом: самолет летит близко (громко), далеко (тихо).

6. Объявление темы занятия.

Логопед: Посмотрите на картинку, которая находится на слайде. А теперь представьте, что мы летим на этом большом самолете. Вот как гудит его мотор: л-л-л. Повторите этот звук вместе со мной.

7.   Акустико-артикуляционный образ звука. 

Логопед: Произнесите звук Л все вместе. А теперь ты Ваня, а теперь Ангелина. И т.д.

Дети произносят звук Л, наблюдают за артикуляцией в зеркале и вместе с логопедом проводят подробный акустико-артикуляционный анализ: Давайте вместе произнесем звук (Л). Слегка приоткрываем рот, язычок поднимается наверх и упирается в небо. Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху, на потолке домика и остановиться. (дети произносят звук Л).                                                                              

Логопед: Мы  можем пропеть звук (Л)?                                                        

Дети: Нет, не можем, мешает язык.  (индивидуальные ответы)                                           

 Логопед: Какой звук (Л) гласный или согласный?                                                 

Дети: Согласный. (индивидуальные ответы).                                                              

Логопед: Звук (Л) твердый или мягкий ?

Дети: Звук Л твердый, произносится твердо.(индивидуальные   ответы).

Логопед: Давайте приложим пальчики к горлышку и произнесем звук Л, посмотрим дрожит, звенит ли горлышко.          

Дети: Да, дрожит, значит звук (Л) звонкий?

Логопед:Да, этот звук звонкий. Для характеристики используется пособие «Согласный звук». Повторение характеристики звука несколькими детьми.

8. Связь звуков и буквы.

Логопед: Ребята! Звук Л живет в домике под названием «Буква Л». (Демонстрация буквы Л.) Рассмотрите букву и напишите ее пальчиком: сначала на столе, а затем в воздухе.

«Л» на крышу так похожа,

Да и на стремянку тоже,

Я скажу вам по секрету,

Очень любит буква лето.

9. Развитие фонематического слуха. 

Логопед:   Лунатик хочет рассказать стихотворение про Луну. Послушайте его внимательно и запомните слова со звуком Л, которые встретяться в стихотворении

Там на Луне, на Луне,

На голубом валуне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной

Шар голубой, шар земной

Очень красиво всходит и заходит!

10. Физкультминутка. «Как живёшь?» Выполнение движений по тексту стихотворения.

Логопед:  Расскажем Лунатику как мы живем! Дети, я читаю стихотворение, а вы смотрите на меня и повторяйте все действия за мной со словами: « Вот так!»

           – Как живёшь?      (большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак)

           – Вот так!

           – Как плывёшь?    (изобразить плывущего)

           – Вот так!

           – Как бежишь?      (изобразить бегущего человека)

           – Вот так!

           – Вдаль глядишь? (руки к глазам – вглядываясь вдаль)

           – Вот так!

           – Ждешь обед?      (погладить животик)

           – Вот так!

           – Машешь вслед?  (помахать рукой)

           – Вот так!

           – А как спишь?      (изобразить спящего)

           – Вот так!

           – А шалишь?          (надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним)

           – Вот так!

11. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слога ЛА. Логопед произносит слог ЛА и просит детей ответить на вопросы;

-Сколько звуков вы слышите?

- Назовите первый звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?

-Назовите второй звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?

Далее дети выкладывают схему этого слога из цветных фишек и объясняют, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами.

12. Закрепление звука в словах.

Определение места звука в словах лапа, полка, пол и т.д. (с использованием дидактического пособия «Домик»). Деление слов на слоги.

13. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами из предыдущего задания. Дети составляют и подсчитывают, сколько слов в каждом предложении, а затем рисуют на доске схемы этих предложений.

14. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Почему он согласный?

Молодцы ребята, мы с вами отгадали загадки Лунатика, выяснили какой звук объединяет слова- отгадки. Познакомились с этим звуком и теперь все, что мы знаем об этом звуке узнал и Лунатик. Теперь он может поделиться своими знаниями с жителями Луны.

15. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте на тему:Звуки [Б]- [Бь]. Буква Бб.

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"

План-конспект  занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

Занятие по формированию звукопроизношения и обучению грамоте у детей 6 - 7 летнего возраста в группе компенсирующей направленности "В цирке новая программа. Звуки Б,БЬ, буква Б"

Занятие способствует усвоению программного материала  в игровой форме посещения цирка и знакомства с клоунами Бомом и Бимом....

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Обучение грамоте» на тему: «Звуки [р], [р’], буква «Р» в подготовительной группе»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, социализация, музыка.Виды детской деятельности: коммуникативная, познавате...