НОД по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Л" в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель занятия: познакомить со звуком [Л] и буквой Л; научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком Л и буквой Л;
- научить характеризовать звук Л по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;
- упражнять в выделении звука Л в начале, середине и конце слов.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_l.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква Л»
Цель занятия: познакомить со звуком [Л] и буквой Л; научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком Л и буквой Л;
- научить характеризовать звук Л по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;
- упражнять в выделении звука Л в начале, середине и конце слов.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Л; дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: К нам сегодня прилетел в гости Лунатик- это житель Луны и он просит нас о помощи. Ему в школе дали домашнее задание и он затрудняется в его выполнении. Поможем ему? (да) В конверте лежат загадки, нам нужно их отгадать и сказать какой звук объединяет все слова- отгадки. А еще Лунатик хочет, чтобы вы рассказали ему всё, что знаете об этом звуке.
- Со мной ходи стрелять учиться,
На грядке ты меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А чаще попадаю в щи. (Лук)
- Тихо- тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе ….(лопатой).
3. Лейся дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по……(лужам)
Логопед: Ребята, с какого звука начинаются слова: лук, лопата, лужа? (дети рассматривают картинки)
Дети: со звука Л. (индивидуальные ответы).
Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы познакомимся со звуком Л и поможем Незнайке выполнить его задания, но сначала немного разомнемся.
2. Массаж лица.
Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения (по общим правилам).
3. Развитие мимических мышц.
Мимическая гимнастика "Лунатик" по картинкам:
Лунатик сердится.
Лунатик радуется.
Лунатик напугался.
Лунатик думает.
Лунатик плачет.
Лунатик удивляется.
4. Развитие артикуляционной моторики.
- Спокойное открывание и закрывание рта.
- Поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы).
- «Лошадки». «Грибок».
5. Работа над развитием дыхания и голоса.
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.
Работа над голосом: самолет летит близко (громко), далеко (тихо).
6. Объявление темы занятия.
Логопед: Посмотрите на картинку, которая находится на слайде. А теперь представьте, что мы летим на этом большом самолете. Вот как гудит его мотор: л-л-л. Повторите этот звук вместе со мной.
7. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Произнесите звук Л все вместе. А теперь ты Ваня, а теперь Ангелина. И т.д.
Дети произносят звук Л, наблюдают за артикуляцией в зеркале и вместе с логопедом проводят подробный акустико-артикуляционный анализ: Давайте вместе произнесем звук (Л). Слегка приоткрываем рот, язычок поднимается наверх и упирается в небо. Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху, на потолке домика и остановиться. (дети произносят звук Л).
Логопед: Мы можем пропеть звук (Л)?
Дети: Нет, не можем, мешает язык. (индивидуальные ответы)
Логопед: Какой звук (Л) гласный или согласный?
Дети: Согласный. (индивидуальные ответы).
Логопед: Звук (Л) твердый или мягкий ?
Дети: Звук Л твердый, произносится твердо.(индивидуальные ответы).
Логопед: Давайте приложим пальчики к горлышку и произнесем звук Л, посмотрим дрожит, звенит ли горлышко.
Дети: Да, дрожит, значит звук (Л) звонкий?
Логопед:Да, этот звук звонкий. Для характеристики используется пособие «Согласный звук». Повторение характеристики звука несколькими детьми.
8. Связь звуков и буквы.
Логопед: Ребята! Звук Л живет в домике под названием «Буква Л». (Демонстрация буквы Л.) Рассмотрите букву и напишите ее пальчиком: сначала на столе, а затем в воздухе.
«Л» на крышу так похожа,
Да и на стремянку тоже,
Я скажу вам по секрету,
Очень любит буква лето.
9. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Лунатик хочет рассказать стихотворение про Луну. Послушайте его внимательно и запомните слова со звуком Л, которые встретяться в стихотворении
Там на Луне, на Луне,
На голубом валуне
Лунные люди смотрят, глаз не сводят,
Как над Луной, над Луной
Шар голубой, шар земной
Очень красиво всходит и заходит!
10. Физкультминутка. «Как живёшь?» Выполнение движений по тексту стихотворения.
Логопед: Расскажем Лунатику как мы живем! Дети, я читаю стихотворение, а вы смотрите на меня и повторяйте все действия за мной со словами: « Вот так!»
– Как живёшь? (большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак)
– Вот так!
– Как плывёшь? (изобразить плывущего)
– Вот так!
– Как бежишь? (изобразить бегущего человека)
– Вот так!
– Вдаль глядишь? (руки к глазам – вглядываясь вдаль)
– Вот так!
– Ждешь обед? (погладить животик)
– Вот так!
– Машешь вслед? (помахать рукой)
– Вот так!
– А как спишь? (изобразить спящего)
– Вот так!
– А шалишь? (надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним)
– Вот так!
11. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слога ЛА. Логопед произносит слог ЛА и просит детей ответить на вопросы;
-Сколько звуков вы слышите?
- Назовите первый звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?
-Назовите второй звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?
Далее дети выкладывают схему этого слога из цветных фишек и объясняют, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами.
12. Закрепление звука в словах.
Определение места звука в словах лапа, полка, пол и т.д. (с использованием дидактического пособия «Домик»). Деление слов на слоги.
13. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений со словами из предыдущего задания. Дети составляют и подсчитывают, сколько слов в каждом предложении, а затем рисуют на доске схемы этих предложений.
14. Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Почему он согласный?
Молодцы ребята, мы с вами отгадали загадки Лунатика, выяснили какой звук объединяет слова- отгадки. Познакомились с этим звуком и теперь все, что мы знаем об этом звуке узнал и Лунатик. Теперь он может поделиться своими знаниями с жителями Луны.
15. Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте на тему:Звуки [Б]- [Бь]. Буква Бб.
Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
Занятие по методике О.Г.Молчановой....
План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"
План-конспект занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...
Занятие по формированию звукопроизношения и обучению грамоте у детей 6 - 7 летнего возраста в группе компенсирующей направленности "В цирке новая программа. Звуки Б,БЬ, буква Б"
Занятие способствует усвоению программного материала в игровой форме посещения цирка и знакомства с клоунами Бомом и Бимом....
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Обучение грамоте» на тему: «Звуки [р], [р’], буква «Р» в подготовительной группе»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, социализация, музыка.Виды детской деятельности: коммуникативная, познавате...