Авторские дидактические пособия "Звуковой планшет" и "Сороконожка" как эффективные средства подготовки воспитанников к обучению грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Представленные авторские пособия помогают педагогу формировать звуковую аналитико-синтетическую активность воспитанников старшего дошкольнго возраста как предпосылку к обучению их грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskoe_posobie_pkog.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Звуковой планшет»

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Материал: деревянная основа – «планшет», магнитные карточки, резинки.

Игровое правило: пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста в целях подготовки к обучению грамоте. Применяется как в индивидуальной форме работы с воспитанниками, так и подгрупповой (мини-группы по 2 – 3 человека).  

Данное пособие используется при проведении следующих дидактических игр:

Вариант 1. Дидактическая игра «Звуковые дорожки».

Задачи: учить выделять последовательность звуков в простых словах, определять место звука (начало, середина, конец слова), развивать фонематический слух.

Ход игры: Взрослый-ведущий подбирает и выкладывает на планшете магнитные картинки в определенной последовательности. Затем просит ребенка (детей) соединить с помощью резинок только те картинки с изображенными на них предметами или объектами, которые можно объединить в группу по заданному ведущим общему признаку, например:

  • Соедини слова, в которых звук [К] находится в конце.
  • Соедини слова, которые начинаются на звук [С].
  • Найди и соедини слова, имеющие звуки [М] или [M*].
  • Найди и соедини слова, в середине которых присутствуют звуки [Л] или [Л*] и т.п.

Вариант 2. Дидактическая игра «Слоговые цепочки»

Задачи: формировать умение производить слоговой анализ слов: делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части (ма-ши-на, ко-ры-то и т.д.), определять их количество, упражнять в подборе слов с определенным количеством слогов.

Ход игры: Ведущий просит ребенка соединить на планшете резинками только те слова, в которых 1 (соответственно 2, 3) слогов. Можно предложить произвести выкладку картинок другому ребенку, дав ему задание: «Найди на картинках слова, состоящие из 2 слогов. Выложи их в верхнем ряду (или в верхнем и нижнем ряду).

Вариант 3. Дидактическая игра «Определи ударный слог» 

Задача: учить детей выделять ударный слог в словах, интонировать ударные гласные звуки.

Ход игры подобен вышеописанной игре «Слоговые цепочки»: Ведущий просит ребенка соединить на планшете резинками только те слова, в которых ударение падает на 1 слог (соответственно на 2, 3). Можно предложить также произвести выкладку картинок другому ребенку, дав ему задание: «Найди на картинках слова, в которых ударный слог находится в середине слова (или в конце слова). Выложи их в нижнем ряду (или в верхнем и нижнем ряду).

Дидактическая игра «Сороконожка»

Основное назначение игры:

  • сделать процесс подготовки к обучению грамоте интересным, понятным и доступным детям.
  • создать условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

Дидактические задачи: 

  • учить выделять звуки в простых словах, называть их, развивать фонематический слух;
  • формировать умение различать твердые и мягкие согласные звуки (кит – кот и т.п.), обозначать звуки по цвету (согласный твердый звук – синий цвет; согласный мягкий звук – зеленый цвет; гласный звук – красный цвет);
  • упражнять детей производить слоговой анализ слов: делить слова на части (слоги), определять их количество;
  • развивать мелкую моторику детей;
  • воспитывать желание самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.

Материал: шнуровки, макеты сороконожек (8 штук), «киндер-сюрпризы» (части слова), карточки с рисунками.

Ход игры:

Взрослый-ведущий кладет перед ребенком карточку, предлагая разобрать изображенное на ней слово по частям. Сначала ребенок делит данное простое слово на слоги, нанизывая на одну ногу сороконожки (шнуровку) части – желтые целиковые «киндер-сюрпризы» – слоги. Сколько в слове слогов, столько желтых киндеров будет нанизано на первую шнуровку – ногу сороконожки.

Далее педагог предлагает выделить звуки в каждом из слогов, обозначая их соответствующими цветами, поочередно нанизывая на вторую шнуровку - ногу сороконожки (согласный твердый звук – «киндер» синего цвета; согласный мягкий звук – «киндер» зеленого цвета; гласный звук – «киндер» красного цвета). «Цветные» звуки нанизываются строго под каждым из слогов, чтобы у ребенка складывалось полное представление о том, что слово состоит из слогов, слог – из звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских стихов на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте.

На занятиях по подготовке детей к обучению грамоте мне помогают короткие стихи, которые я люблю сочинять. Занятия проходят живо, интересно и предложенный материал усваивается легко....

программа "Детско-родительский клуб как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе"

Организация Детско-родительского клуба "Готовимся к школе" в детском саду является интересной формой работы и  для родителей, и для детей, и для педагогов. Пользу получают все....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Повышение эффективности обучения русскоязычных детей татарскому языку с использованием авторских дидактических и интерактивных игр средствами ИКТ

В данном материале можно ознакомится  какие авторские и дидактические  игры можно проводить с детьми и как влияет игры на повышение эффективности обучения русскоязычных детей  татарском...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация учителя-логопеда «Развивающие игры В. В. Воскобовича, как средство подготовки дошкольников к обучению грамоте»

Цель: познакомить родителей с развивающими играми В.В. Воскобовича и методикой работы с играми в условиях семейного воспитания; показать варианты использования при подготовке к обучению детей грамоте,...