программа "Детско-родительский клуб как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Организация Детско-родительского клуба "Готовимся к школе" в детском саду является интересной формой работы и для родителей, и для детей, и для педагогов. Пользу получают все.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_drk.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 с.Кабанск»
Программа
«Детско-родительский клуб
как эффективное средство подготовки детей
к обучению в школе»
Майорова Л.П.
Педагог-психолог
с.Кабанск
2018г.
Пояснительная записка
В современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с требованиями ФГОС приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому в настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, воспитателей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между имеющимся воспитательным потенциалом семьи и его не достаточным использованием.
Решением данной проблемы может быть создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель».
Решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей, как двух равноправных и равновеликих сторон. Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями происходит более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания детско – родительского клуба «Готовимся к школе». Участие родителей в работе клуба вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Все это способствует формированию высокой самооценки ребенка, его успешности и положительной «Я- концепции».
В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений.
Цель:
организация работы детско – родительского клуба «Готовимся к школе» для создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями;
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психологической готовности детей к обучению в школе;
3. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
Критерии:
- Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
- Инициативность и активность родителей в работе клуба «Готовимся к школе»
- Способность рефлексии родителями собственных возможностей.
Особенностью данной работы является неотъемлемая часть деятельности педагога с детьми в рамках работы клуба «Готовимся к школе». Особую практичную ценность проекта представляют сценарии заседаний клуба, перечень форм работы. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении. В процессе реализации этого проекта будут проведены: анкетирование, созданы газеты и информационные листки с фотографиями мероприятий, проведены съемки заседания клуба. Целесообразно провести анкетирование родителей об удовлетворенности их деятельностью клуба.
3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Клуб «Готовимся к школе» - это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, выпуск памяток, буклетов, консультации, практическое обучение родителей. Заседания клуба «Готовимся к школе» проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 50-60 минут, половина занятия посвящена теоретической части обсуждаемого вопроса с родителями и 30 минут совместное практическое занятие с детьми и родителями. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.
Заседание клуба носит форму нетрадиционного общения с родителями, например: «Круглый стол», беседа, дискуссия, «Педагогическая гостиная», тренинговые занятия. Тема заседаний ставится проблемно, например: «Нужно ли специально готовить ребенка к школе?», «Здоровье ребенка – здоровые отношения» и т.д. Родителям не навязывается готовая точка зрения, проблемная постановка вопроса вынуждает их думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, опираясь на свой опыт. В ходе заседания находится ответ, удовлетворяющий большинство родителей. Данная форма применялась и раньше, однако сегодня изменились принципы, на которых строится общение в триаде «педагог – родитель – ребенок». К ним относится общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. А также нетрадиционные формы общения, которые призваны устанавливать неформальные отношения между педагогом и родителем, и доверительным отношением между родителем – детьми.
Методы
- Метод проблемной постановки вопроса.
- Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. В качестве домашнего задания родителям предлагается проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
- Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
- Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.
- Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба «Готовимся к школе». Беседа, легкий музыкальный фон, атмосфера игр, все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться успехами и трудностями семейного воспитания.
Ожидаемые результаты
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От участия родителей в работе клуба выиграют все. Дети дошкольники будут с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретут опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми и специалистами. Педагоги в процессе общения получат бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Ценный опыт социально-значимого поведения получат дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба, направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи. Благодаря клубу родители станут активными участниками совместного процесса воспитания. Важно помочь родителям понять и почувствовать душу ребенка. Во всем этом и состоит педагогическое мастерство. «У малыша, вырастающего в доброте и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах».
План работы
№ | Тематика занятий | ответственный | сроки |
1 | «Психологическая готовность к обучению в школе» - знакомство (тренинговые упражнения) - деловая игра «Компоненты психологической готовности к обучению в школе» - заполнение дневников «Наши достижения», анкетирование родителей. | Ноябрь | |
2 | «Речевая готовность к школьному обучению» - «Речь как важный компонент готовности к школе» - «Речевые игры в семье» - практическое занятие с детьми и родителями по развитию речи | Майорова Л.П. Сокольникова Г.И. Кашина Е.А. | Декабрь |
3 | «Интеллектуальная готовность к школьному обучению» - Развитие познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста» - практическое занятие с детьми и родителями | Майорова Л.П. Бушкова Т.О. | Январь |
4 | «Коммуникативная готовность к обучению в школе» - «Влияние родительских установок на коммуникативное развитие ребенка» - детско-родительский тренинг «Позитивное взаимодействие в семье» | Сокольникова Г.И. Майорова Л.П. | Февраль |
5 | Развитие мелкой моторики. Формирование творческих способностей детей. Практическое занятие с детьми и родителями по развитию нестандартного мышления, фантазии. «Нетрадиционные техники рисования» | Майорова Л.П. Швейкина Е.А. | Март |
6 | Итоговое занятие. КВН «Готовы ли мы к школе?» | Майорова Л.П., Сокольникова Г.И. | Апрель |
Главным результатом реализации проекта станет удовлетворение запросов родителей, развитие детско – родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
Об эффективности данного проекта можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба, для этого будет проведено анкетирование, по разнообразию тематик выставок, при наличии отзывов в книге « Книга отзывов»
Список литературы:
- Конвенция о правах ребёнка. 26.01.1990г.
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 18)
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации №665 23.11.2009г.)
- Устав МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 7».
- Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М.,1968г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Слушать ребёнка. Как?» Семья и школа. №8, 1997г.
- Дружинин В.Н. «Психология семьи». М., 1996г.
- Жутикова Н.В. «Психологические уроки обыденной жизни». М., 1990г.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.
- Монина Г.Б., Лютова Е.К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006г.
- Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику». М., 1997г.
- Немов Р.С. «Психология» Книга 1. М., 1998г.
- Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. «Развитие и воспитание в играх». М.,2010г.
- Ткачева В.В., Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., 1998г.
- Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» Хрестоматия по возрастной психологи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе. При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. С пер...
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.
Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. такие качества, которые необходимы для д...
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.»
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.» ...
Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению в школе»
Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению в школе»...
Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе
Вид деятельности.Рисование...
Мастер- класс " Конструирование- как средство подготовки детей к обучению к школе". Тема: " Петух - символ 2017 года"
Заитересовать выполнением игрушки к новогоднему празднику, передача опыта путем прямого и комментированного показа....
.Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы ...