ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
проект по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).
Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.
Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).
Дидактические игры по обучению грамоте
Консультации: "Подготовка детей к обучению грамоте", "Учимся говорить выразительно".
Беседа с родителями "Как обучаю детей звуковому анализу слов».
Анкета для родителей: "Подготовка детей к обучению грамоте" (старшие и подготовительные группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 322.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Теремок» с. Красная Башкирия
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Содержание
Конспекты НОД по речевому развитию (обучение грамоте) 4
Открытое занятие для родителей 8
Дидактические игры по обучению грамоте 13
Пояснительная записка
Актуальность: Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять слоги и звуки в слове, определять последовательность звуков в слове, членить предложение на слова. На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти представления в общие понятия, находить между ними сходные и различные признаки, сливать их в одно общее суждение»
Игра – один из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. Интерес к обучению в значительной степени повышает прочность знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, памяти и других процессов. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.
Цель – подготовка дошкольников подготовительной группы к обучению грамоте посредством дидактических игр.
Задачи:
- Составление программы по подготовке детей к обучению грамоте.
- Систематизация дидактического, игрового материала по подготовке детей к обучению грамоте.
- Составление предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Подборка серии консультаций для родителей по развитию речи, подготовке детей к обучению грамоте.
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)
Тема: Уточнение артикуляции и произношения звука [т]. Буква Т.
Цели:
Образовательная:
- Повторить с детьми изученные ранее звуки речи.
- Автоматизация звука [т] в словах.
- Изображение буквы Т графически.
Развивающие:
1. Развитие мелкой моторики, общей моторики.
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
4. Развитие функции словоизменения.
5. Развитие связной речи.
Воспитательные:
Воспитывать чувство юмора и доброжелательное отношение к окружающим.
Ход занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Организационный момент. Объявление темы занятия: звук [т]. БукваТ. | Дети рассаживаются по местам. |
2. Введение в тему. - Характеристика звука (согласный – не поется, глухой – произносится без голоса, твердый, зубной). - «Найди картинку» На доске – картинки, в названии которых встречается не только твердый звук [т], но и мягкий звук [т']. Знакомим детей с «младшим братцем» звука [т] – звуком [т'], подчеркивая его артикуляцией и ласкательной интонацией. 3. Беседа по теме • «Повтори чистоговорку». Дифференциация звуков [т] и [т']: таки-таки-тяк – ах, какой пустяк; токи-токи-тек – котик наутек; туки-туки-тюк – тепленький упог; тыки-тыки-тик – часики тик-тик. • «Хлопни в ладоши». Дифференциация звуков [т] – [д] – [к] в словах: дом, том, ком, топ, док, стук, дуб, дым, танк, парк, удочка, уточка. • «Придумай слово» Та... (релка), та... (ракан), та... (почек), тык... (ва), ут... (ка), ут... (ро), туф... (ли), тру... (ба), таб... (летка), так... (си), трам... (вай), мет... (ла), курт... (ка). • «Четвертый лишний». Произносим четыре слова, одно из которых не похоже по звучанию на остальные. • «Богатые снова». Определить место звука [т] в словах, в которых он встречается дважды: топот, таблетка, танкетка, танкист, штангист, турист, твист, турникет. 4. Знакомство с буквой Т На что похожа буква Т? (На молоток.) • Повторение правила Звуки и буквы». Заучивание правила «Звуки и буквы» (произнося правило, дети указательным пальцем показывают: рот, ухо, глаз, воздух): Звуки мы произносим и слышим, А буквы мы видим и пишем. • Чтение звукокомплексов: ат, ит, аут, уитп, уип, иаот, ауиот. • Преобразование слов: поп – топ – том – тот – пот- мот – мат. • Анализ и графическая схема слов: том, аут. | Дети повторяют чистоговорку Дети хлопают в ладоши на нужный звук Дети придумывают слова Дети выделяют слово, а потом произносят слова-друзья: петруш-ка – ватрушка – топор – катушка; танкист – пилот – машинист – штангист. И т. д. Дети обводят по контуру, печатают ее пальцем на столе, составляют из палочек, отыскивают в алфавите. |
4. Итог занятия: Какую букву мы сегодня с вами изучали? Воспитатель ещё раз показывает букву, чтобы дети смогли её запомнить. | Ответы детей |
Тема: Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д
Цели:
Образовательная:
- Познакомить детей со звуками речи.
- Автоматизация звука [д] в словах.
Развивающие:
1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
2. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
3. Развитие связной речи.
Воспитательные:
Воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей.
Ход занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Организационный момент. Объявление темы занятия: звук [д]. Буква Д. | Дети рассаживаются по местам. |
2. Введение в тему. Характеристика звука (согласный – не поется, твердый, звонкий – произносится с голосом с помощью языка и зубов). • «Найди картинку». В разных местах помещения расставлены картинки (Наглядный материал 1). • «Добавь "да "»: прав., крив., бе…, во…, яго…, гнёз…, посу…, боро…, ерун…, прово…, ябе…, никог…, звез... и т. д. Игру можно усложнить делением слов на слоги с помощью мяча. • «Дружные звуки» Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки. [Д], [о], [м]; [д], [у], [б]; [д], [в], [а]; [д], [ы], [м]; [д], [у], [г], [а]; [д], [р], [о], [в], [а]. Что получилось? • «Какой звук пропущен?» Употребление предлога под. Воспитательпроизносит предложения, в каждом из которых в каком-либо слове пропущен звук [д]. ...орога проходит под мостом. Под деревом стоит маленький ...омик. Таня положила по...арок под подушку. Под дубом вырос ...убок. Мой ...руг живет под Москвой. Ласточка свила гнез...о под крышей. Под навесом лежат ...рова. И т. д. 3. Физкультминутка 4. Знакомство с буквой Д. На что похожа буква Д? • Чтение слогов: -зда-, -здо-, -зду-, -зды-. • Чтение слов: дуб – дубы, сад – сады, вода – воды и т. д. - Чем отличаются пары слов? • Преобразование слов. У каждого ребенка – лист бумаги. - Какая общая часть во всех словах? (-ом) • Сопоставление слов: дудка – будка, сода – вода и т.д. - Чем отличаются пары слов, что общего? • «Играем в школу». Составление, чтение и анализ предложений. Составление графических схем предложений (длинная полоска для предложения, короткие полоски для слов и слогов, красные и синие квадратики для гласных и согласных букв). Предложения: «Вот два дома. Тут сад и дубы». | Дети должны найти и принести только те, в названии которых есть звук [д]. Ответы детей: дом, дуб, два, дым, дуга, дрова. Дети определяют, какой звук пропущен и повторяют предложение целиком. Дети встают за спинку стула и играют с пальчиками: пальчики здороваются друг с другом, крепко прижимаясь подушечкой к подушечке; при этом проговариваются слоги. Обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Ответ: на домик. Дети рисуют предметы и печатают слова под каждым рисунком: дом - сом - ком - том - лом. |
4. Итог занятия: Какую букву мы сегодня с вами изучали? Воспитатель ещё раз показывает букву, чтобы дети смогли её запомнить. | Ответы детей |
Наглядный материал 1
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по речевому развитию (обучение грамоте)
Цель – развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения грамоте (подготовительная группа).
Задачи:
Образовательная:
1. Способствовать созданию непринуждённой творческой обстановки во время НОД;
2. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова, используя цветные фишки и интонационную дифференциацию звуков в слове.
3. Воспитывать умение внимательно выслушивать высказывания сверстников, замечать и доброжелательно исправлять речевые и логические ошибки.
4. Поддерживать интерес к самостоятельному чтению слов.
Развивающие:
1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
2. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
3. Развитие связной речи.
Воспитательные:
Воспитывать чувство юмора и доброжелательное отношение к окружающим.
Методы и приёмы:
- создание игровой проблемной ситуации
- наглядный
- вопросы к детям /активизирующие, уточняющие/
- хоровые ответы
- образец ответа воспитателя
- метод упражнения
- поощрение
- положительная оценка деятельности детей.
Материалы и пособия:
- 2 магнитных мольберта с набором магнитов;
- Мартышка /игрушка/;
- Фломастеры;
- Карточки с написанными вразброс буквами алфавита;
- Подносы с фишками 3-х цветов, карточки с 2-мя полосками;
- Демонстрационные панно: вазы красная и синяя, блюдо с «бананами»;
- Наборы цветов с написанными в центре буквами /гласные и согласные/;
- Карточки со слогами слов: машина, кукла, игра, книга, мячик, кубики;
- Прозрачное панно с карманами для карточек;
- Демонстрационные и раздаточные карточки с ребусами слов: ПИРОГ, ЁЛКА, РЫБАК, МАСКАРАД, КОТЛЕТА, БУСЫ.
Предварительная работа:
- д/и: «Подбери слово», «Скажи иначе», «Буквенный город»
- разгадывание кроссвордов и ребусов
- заучивание чистоговорок, вместеговорилочек
- игры со звучащими словами, придумывание рифмованных слов.
Ход НОД
Действия воспитателя | Действия детей |
1. Организационный момент Дети вместе с воспитателем встают в круг. Предлагаю начать занятие с проговаривания «вместеговорилочки»: Воспитатель предлагает поиграть в игру «Мартышка». В конце игры представляю детям нашу гостью – мартышку. Зовут её Чита! А вы для знакомства, пожалуйста, вот на этих карточках обведите в кружочек буквы,из которых состоит ваше имя. Вам понятно задание? А теперь, когда вы познакомились, приглашаю вас в гости к мартышке. 2. Основной этап. Вот здесь у нас будет место для Читы, А здесь её любимые бананы. Вы сегодня будете выполнять разные задания и получать за это от Читы в наградубананы. Начнём? Перед вами 2 вазы: красная и синяя. У каждого из вас есть цветы для этих ваз. Определите, какой звук изображен на вашем цветке, гласный или согласный, и прикрепите магнитом свой цветок к соответствующей вазе. Давайте начнём с Маши. Какой у тебя звук? -В какую вазу ты его «поставишь»? Правильно! Проверяю правильность выполнения задания и вручаю детям первый банан, прикрепляя магнитом в верхнюю часть мольберта. А теперь поупражняемся в составлении схем слов, используя наши цветные фишки. Ваши фишки каких цветов, Камилла? Напомните мне, что они обозначают? Лиза! А синие, Света? Каких, уточни, пожалуйста! Молодец! Даша, а для чего нам нужны зелёные фишки? Прошу детей составить схему слова «ЛУК»(слайд 1) Дети анализируют звуковой состав слова, Помогаю им соблюдать логику и алгоритм звукового анализа слова. Предлагаю составить следующую схему: слово «ЛЮК».(слайд 2) -Пожалуйста, произнесите это слово! Чем отличаются полученные схемы? Какое ещё слово может подойти к нашей схеме? Маруся! Молодец! Предлагаю детям составить схему для имени мартышки – ЧИТА!(слайд 3) Объясняю, что звук «ч» во всех словах будет мягким и всегда на схемах его нужно отмечать зелёной фишкой. Проверим? Молодцы! И с этим заданием вы справились! Получайте банан! 3. Предлагаю детям отдохнуть. Физкультминутка: (слайд 4) Мы – весёлые мартышки! Мы играем громко слишком! Мы в ладоши хлопаем! Мы ногами топаем! Надуваем щёчки! Скачем на носочках! Оттопырим ушки! Возьмёмся за макушки! Как скажу я слово «три», Все с мордашками замри! А теперь хорошо бы у нас навести порядок! Вот здесь перепутанные слоги знакомых Вам слов. Пожалуйста, наведите порядок и Соберите правильно слова. Потрудились хорошо! Заработали ещё один банан! У вас на столах есть карточки с зашифрованными словами. Пожалуйста, Вместе подумайте и назовите мне эти слова. Задание проверяем вместе: показываю демонстрационную карточку с ребусом, дети отвечают.(слайд 5 - 10) А теперь последнее задание! Вы должны придумать и сказать слова, которые звучат одинаково. Как это называется, Алиса? Правильно! Весы… Утка.. Рябина.. Рак.. Медаль… Соль.. Матрёшка… Рубашка… Банан… 4. Подведение итогов Хорошо у вас получилось! Сколько же вам удалось заработать сегодня бананов? Ого! Я даже не знаю, как вас похвалить? А знаете, что? Похвалите-ка вы себя сами! Показываю детям карточки с поощрительными словами. | Дети выбирают себе пару. Дети импровизируют во время игры, представляя себя и называя своё имя. Дети подходят к столам и выполняют задание. Дети проходят к столам, Садятся. Да! Маша: - «Д», он согласный. - в синюю. Дети выполняют задание, по очереди подходя к мольбертам. Красные, сини и зелёные. Красные – для обозначения гласных звуков, -для обозначения согласных звуков. -для обозначения твёрдых согласных. Они обозначают мягкие согласные звуки. Дети работают с цветными фишками, составляя схемы и анализируя слово. - лююк! Дети интонационно дифференци-руют мягкий звук «ЛЬ», поочерёдно произнося: «луук» - «лююк». Лёд! Мел!... Дети выполняют, помогая друг другу. Дети придумывают и произносят слова со звуком «ч»: чайник, человек, чашка, мячик… Дети хором произносят текст, сопровождая его соответствующими действиями. Дети выходят к мольбертам и выполняют задание. Дети работают в парах, разгадывая ребусы. - Рифма! Усы, часы Дудка Корзина Мак Педаль Роль Гармошка Ромашка Барабан Дети считают. Дети по желанию читают предложенные слова: МОЛОДЦЫ! УМНИЦЫ! УМНИКИ! ВЫ МЕНЯ ПОРАДОВАЛИ! СПАСИБО! |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
1.Выделение звука на фоне слова
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Где звук?» | Развитие умений определять, где находится звук. | Карточки № 1, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) | Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук. |
«Где спрятался звук?» | Развитие умения устанавливать место звука в слове. | У воспитателя - набор предметных картинок (картотека № 1); а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове. (Карточка № 2) | Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах. |
«Узнай звук» | Развитие умений находить слова с изучаемым звуком. | Карточки со словами для воспитателя (картотека № 1). | Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком. |
«Выдели звук» | Развитие умений выделять первый звук в слове. | Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка. | Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку. |
Картотека № 3
Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь, | На жарком солнышке подсох, |
Любит прыгать и летать, Хлеб и зёрнышки клевать, Вместо “Здравствуйте” привык Говорить всем: “Чик-чирик”. (воробей) | Подбирает он проворно Кинутые ему зерна И гнездится на карнизе Наш любимый … (голубь) |
Кто на елке, на суку | Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (лук) |
Мы на хлеб его намажем И добавим к разным кашам. Кашу не испортят точно Бело-жёлтые кусочки. (масло) | Над рекой остановился Шар воздушный, золотой. А потом за лесом скрылся, Покачавшись над водой. (солнце) |
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, Вкусный даже подгорелый. (хлеб) | Маленькая собачка, свернувшись, лежит - |
Резинка Акулинка, | Внутри — пустой, |
Зубы есть да не жует, А жевать другим дает…(Вилка) | В центре комнаты стоит |
Сердитый недотрога, | За деревьями, кустами, |
Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило. (Мышка) | Кто на свете ходит в каменной рубахе? |
Кто на свете ходит в каменной рубахе? | Что за коняшки - на всех тельняшки. |
Катится клубочек совсем без иголок, вместо ниточки триста колючек. | Сер, да не волк, |
Когда он в клетке, то приятен, | Гладишь - ласкается, |
Не шагом ходит, не бегает, а прыгает. | Летом, в болоте, вы ее найдете. |
Заплелись густые травы, | Ежик вырос в десять раз, |
Кто на себе свой дом носит? | Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать дает. |
Он ходит, голову задрав, | Они крикуны ужасные, на ножках ласты красные. |
Она, как змейка, в траве мелькает. | По реке плывет бревно. |
2. Дифференциация гласных и согласных.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Найди место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка. Карточка № 4 | Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки. |
«Кто больше» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов. | |
«Найди предмет» | Закрепление знаний о гласных звуках. | У воспитателя – предметные картинки. Карточка № 1 | У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют. |
«Лото» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки. Карточка № 1 | Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает. |
«Найди картинке место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам. |
Карточка № 4
3. Постановка ударения.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Соберем урожай» | Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины. Карточка № 5 | Детей разделить на две команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. Первая команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай. |
Карточка № 5
Карточки с изображением овощей и фруктов
4. Выделение ударного слога
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Цветы» | Развитие умение определять количество слогов в слове. | Предметные картинки (цветы). Карточка № 6 | На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов. |
«Зоопарк» | Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов. | Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных. | Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек. |
«Купи игрушку» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики. | Воспитатель раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку. |
«Молчанка» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка). | Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. |
5. Слог, как часть слова (для читающих детей).
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Перевертыши» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами у каждого ребенка. | Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет какие два слова получились. |
«Собери слова» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами. | Воспитатель показывает детям, например, слог «ва» и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к фланелеграфу и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. В конце игры детям дается задание: назвать запомнившиеся слова. |
«Цепочка» | Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. | Один ребенок называет слово, например: окно, и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультации
Подготовка детей к обучению грамоте
Лучше, если занятия будут проходить в форме игры, можно играть в дороге. Очень важно не перегружать ребёнка, чтобы на корню не отбить желания учиться – если заметите, что малыш стал отвлекаться, пусть займётся чем – то другим. А для того, чтобы вы успевали закончить игру – занятие, оно должно быть коротким, не более 5 – 10 минут. Постепенно увеличивайте время занятий до 15 – 20 минут.
1) Называйте ребёнку слова, в которых есть какой-либо одинаковый звук (гласный или согласный). Поначалу произносите этот звук утрированно. Ребёнок должен услышать и назвать этот общий звук. Как вариант, можно подобрать картинки, в которых есть одинаковый звук, тогда ребёнок сам называет, то, что там нарисовано, и называет общий звук. Это могут быть какие – то предметы, например, на кухне: стул, стол, кастрюля; в комнате: книга, окно, шкаф и т.д. Придумывайте свои варианты этой игры.
2) Когда ребёнок начнёт уверенно определять наличие звука в слове, предложите ему более сложный вариант. Называете ему слова с одинаковым звуком, например: шуба, кошка, мышь, просите назвать этот общий звук, а потом попросите определить в какой позиции этот звук находится в каждом слове, в начале, в середине или в конце.
3) Поиграйте с ребёнком в «Эхо». Вы произносите комбинацию звуков или слогов, а Ваш малыш должен повторить всё в точности. Сначала в ваших комбинациях должно быть не более 2-3 звуков или слогов, затем, по мере развития способностей ребёнка, звуковые (слоговые) ряды становятся длиннее.
4) Усложните эту игру. Произнесите звуковой или слоговой ряд, ребёнок повторит за вами. А затем, повторите тот же ряд, «потеряв» при этом какой – то звук или слог, пусть ваш ученик догадается, что вы забыли произнести.
5) Игра «Посчитай звуки». Произносите короткое слово, например: дым, и просите ребёнка сосчитать, сколько в нём звуков. Вариант игры: показываете картинку, и просите выложить под ней столько кружочков (фасолинок, семечек, конфет и др.), сколько звуков в изображении на картинке. Или наоборот, вы выкладываете аппликацию из кружочков, или из того, что вам нравится, а ребёнок ищет картинку с подходящим по звуковому составу словом.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Учимся говорить выразительно
- Дети шестого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда – формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной.
- Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся.
- Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чём думает, почему он решил вам довериться.
- От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций.
- В этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того, чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения.
- Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:
- Кто сломал в лесу малину? - Кто таскал наш мёд из улья?
- Тонко заяц пропищал. Дружно пчёлы прожужжали.
Ушки зайца шевелились, Что же бедным пчёлам думать-
Он от страха весь дрожал. Съеден мёд, а кем – не знают.
- Кто болото взбаламутил? - Кто тут чем-то недоволен?
Громко квакнула лягушка.Грозный рык в лесу раздался.
Изводы болотной мутной. - Я поел малинки вволю!
Чуть видна её макушка На полянке я топтался!
7. Предложите ребёнку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворение, используя разные интонации:
Проснулся утром Вадик. Когда они поели,
И поспешил узнать, То Вадик стал играть.
Намаму хитро глядя: Сказал, закончив дело:
- Пойдём с тобой гулять? - Пойдём с тобой гулять!
И Мама отвечала:
-Ну что ж, не будем ждать.
Уж коли обещала -
Пойдём с тобой гулять!
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
«Как обучаю детей звуковому анализу слов»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
• определение количества звуков в слове;
• фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
• определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук - мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта нс встречает преграды, (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, неба.
Гласных звуков шесть: А У О И 3 Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие - зеленым.
Примерные игровые задания.
1. Игpa«Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий - зеленый (Снег, зима, лыжи и др.).
2. Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова)
3. Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова)
4. Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
5. Игра «Место звука в слове
Как проводится звуковой анализ слова?
Выложить схему слова КОТ.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] - согласный, твердый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
- Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
- Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят ее название, а нс звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаст дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к.... Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия - нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счетных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовка детей к обучению грамоте
(старшие и подготовительные группы)
- Знаете ли Вы требования программы по подготовке детей к обучению грамоте?
- Да – нет – не интересуюсь
- Насколько важно, по Вашему мнению, занятия с детьми по подготовке к обучению грамоте?
- Важно – неважно
- Как Вы считаете, созданы ли условия в ДОУ для обучения детей грамоте?
- Да – нет – не интересуюсь
- Часто ли ваш ребенок в домашних условиях проявляет интерес к обучению грамоте?
- Часто – редко – не проявляет
- Что Вы делаете, для того что бы поддержать этот интерес?
- __________________________________________________________________________________________________________________________________
- Может ли Ваш ребенок подобрать слова с заданным звуком? Например: назови слова, в которых есть звук Т.
- Может самостоятельно подобрать 10 и более слов.
- Может самостоятельно подобрать 6 – 9 слов.
- Может назвать самостоятельно 3-5 слов.
- Называет 1-2 слова.
- Может ли Ваш ребенок определить место звука в слове: начало, середина, конец.
- Может, выполняет задание самостоятельно.
- Определяет при помощи взрослого.
- Не понимает задание.
- Умеет ли Ваш ребенок давать характеристику звуков русского языка?
А – гласный, Б - согласный, звонкий, твердый.
- Умеет, самостоятельно выполняет задание.
- Может самостоятельно дать характеристику некоторых звуков.
- Дает характеристику под руководством взрослого
- Не понимает задание
- Умеет ли Ваш ребенок выполнять звуковой анализ 3-х, 4-х звуковых слов. Например: назвать звуки в слове по порядку, обозначить каждый звук квадратом – символом, составить схему слова?
- Да умеет и самостоятельно делает.
- Может выполнить при небольшой помощи взрослого
- Допускает ошибки, требуется дополнительное объяснение и повторение.
- Не понимает задания.
- Умеет ли Ваш ребенок делить слова на слоги?
- Да умеет, делит на слоги слова любой сложности
- Да умеет, правильно делит слова с простыми слогами (машина, кошка, черепаха)
- Затрудняется в словах со стечением согласных (тигр, крошка, строчка и т.д.)
- Делит на слоги короткие слова из 1-2 слогов, более длинные затрудняется.
- Не умеет делить слова на слоги.
- Может ли Ваш ребенок подобрать слово с заданным количеством слогов? Придумай слово из 2 (1, 3) слогов.
- Может, легко называет 3-5 слов
- Может придумать 1 слово
- Ошибается с количеством слогов, но может исправиться сам после предложения подумать.
- Не может подобрать слова.
- Имеется ли в вашей группе наглядная информация по обучению детей грамоте?
- Да – нет – затрудняюсь ответить
- Требуется ли вам помощь от воспитателя в решении данной проблемы?
- Да, требуется
- Нет, не требуется
- Затрудняюсь ответить
Заключение
В ходе проектной работы была рассмотрена актуальная на данный момент тема: «Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)».
Актуальность этой проблемы заключается в возросших требованиях школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
В ходе работы нами была показана работа с родителями (консультации, анкеты, папки-передвижки, пособия и т.д.), подобраны дидактические игры и наглядный материал, разработаны конспекты занятий.
В своей деятельности были учтены образовательные потребности,интересы и мотивы воспитанников:
• специфика национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
• выбор парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям педагогического коллектива;
• сложившиеся традиции организации.
При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом поставленные цели и задачи решаются, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Список литературы
- Богатырева, А.В. Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста / А.В. Богатырёва// Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №2. – С. 55-58.
- Волина, В.В. Занимательное Азбуковедение / В.В. Волина. – М. Просвещение, 2011. – 368 с.
- Гадасина, Л.Я. Звуки на все руки. 50 логопедических игр / Л.Я.Гадасина, О.Т. Ивановская. – С-Пб: Детство-Пресс,2008. - 114 с.
- Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 2003. – 271 с.
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстов. М.: Просвещение, 2007. – 208 с.
- Комарова,Н. Словесные игры в подготовке детей к школе / Н. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 27 – 29.
- Кудина, Е. Е. Рекомендации родителям и учителям по подготовке детей к школе / Е. Е. Кудина [Электронный ресурс]:- Режим доступа: URL: http://www.b17.ru.
- Наумова Э.Д.Игротека речевых игр. Выпуск 6. В мире животных и птиц: игры на развитие навыков звуко-буквенного анализа и лексико-грамматических категорий на материале тем «Птицы», «Животные» для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями / Э.Д. Наумова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 36 с.
- Речевые секреты / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе. При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. С пер...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Олимпийские игры» (интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация»)
В конспекте представлена беседа об Олимпиаде. загадки о зимних видах спорта, физминутки, план составления рассказа по схемам....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Звуки Л и Л*», «Буква Л» (подготовка к обучение грамоте)
Знакомство детей с новой буквой и звуком. В НОД используется интерактивная доска, для презентации и игр....
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.
Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. такие качества, которые необходимы для д...
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.»
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.» ...
Открытое занятие по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной школе группе "Звуки (Н - НЬ) и буквы Н н "
Звуки (Н -НЬ) и буквы Н н...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов....