Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читайка» для детей 5-7 лет
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ахряпова Марина Владимировна

Программа представляет собой систему проведения специально организованных занятий  направленных на полноценное овладение навыком осознанного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahryapova_m.v._divanovskaya_o.v.programma_chitayka.docx57.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25»  

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете

от   12.09.2019 г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Детский сад №25»

_________________ Е.В.Деева

Приказ от «____» ____________ 2019г.

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Читайка»

для детей 5-7 лет
(срок реализации 2 года, 2 занятия  в неделю)

Авторы: Марина Владимировна Ахряпова,
учитель–логопед

Дивановская Ольга Владимировна,

учитель-дефектолог

Северск – 2019

Содержание.

 1.       Целевой раздел……….……………………………………………………3

1.1     Пояснительная записка……………………………………………………3

  1.     Цель, основные задачи, принципы…………………………………….….6
  2.     Целевые ориентиры……………………………..…………….……….…...7
  3.     Мониторинг……………………………………………………………...…8
  1.     Содержательный раздел………………………………………….………10
  1.     Этапы работы…………………...…………………………………..……..10
  2.     Учебно– тематический план………………………..………………….…12
  1.    Организационный раздел…………………………………………………12
  1.   Объем образовательной нагрузки…………………………………………12
  2.   Учебный план……………..…………………………………………......…12
  3.    Методическое обеспечение программы…………………….……...……12
  4.    Средства обучения и воспитания, материально-техническая база…….13

    1.5    Список литературы……………………………...…………………………14

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 7 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения. В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому  грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки в письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом. Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности,  в процесс которой  входит  способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.

       Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует  формированию навыков языкового  анализа и синтеза,  обогащению  словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.  Чтение выступает одним из  способов получения информации и возможности использовать её.

  Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует  успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного  чтения зависит успешность обучения в школе.

 Программа разработана на основе методики Н.А. Зайцева, адаптированная к работе с детьми 5-6 лет с речевой патологией. Обучение детей данной группы проходит в более короткие сроки, и результаты более яркие. К этой же категории относятся и дети, поступившие в логопедическую группу с диагнозом общее недоразвитие речи 2-3-го уровня, имеющие вторичные психомоторные задержки развития, такие как задержка психического развития (ЗПР), легкая форма ДЦП, заикание легкой степени, а также дети с диагнозом гиперактивность с дефицитом внимания как следствие основного нарушения.

В процессе обучения по методике, разработанной Н.А. Зайцевым, у ребенка:

  • формируются межанализаторные и межполушарные связи,
  • реализуется интегративная функция мозга,
  • максимально реализуются способности и творческие возможности ребенка.

Таким образом, решается проблема несформированности процессов чтения и письма, причиной которой является несформированность связи между анализаторными системами: слухо-моторной, слухо-зрительной, оптико-про- странственной и т.д.

Работая по данной системе, логопед  осуществляет процесс обучения чтению и на материале различных лексических тем. Это способствует:

  1. расширению словарного запаса, в том числе по лексической теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях;
  2. развитию речевого дыхания (при регулярном пропевании песенок по таблицам и кубикам);
  3. развитию зрительно-моторной координации (при манипуляциях с кубиками и работе с таблицами);
  4. развитию ритмико-интонационной стороны речи;
  5. развитию фонематического слуха и формирование таких операций, как фонематический анализ и синтез;
  6. автоматизации и дифференциации звуков;
  7. профилактике дисграфии и дислексии;
  8. закреплению навыков словообразования и словоизменения.

       Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой. Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности  и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности,  осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

      В содержание программы заложена возможность  реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического мониторинга, информационно-коммуникационных технологий.

     Предназначена программа для логопедов и педагогов дошкольного образования. Она направлена на повышение уровня готовности старших дошкольников к начальному школьному  обучению.

        Нормативно-правовая база

      Подготовка детей к школе по программе дополнительного образования разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации». Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003г., письмом Министерства образования РФ от 22.06.1997г. № 990-14-15 «О подготовке детей к школе», методическим письмом Министерства образования РФ от 17.02.2004 года № 14-51-36/13 «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе», письмом Министерства образования и науки РФ от 25.12.2006г. № 03 –2998 «О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста».

       Учебная   и  развивающая  нагрузка сочетается   с   отдыхом,   релаксацией.

Создание   и  поддержание  в  ходе   занятия   эмоционально-позитивного  фона.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время   проведения).

Особенностью программы является использование технологии Н.А.Зайцева для обучения детей дошкольного возраста.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1.2  Цель: формирование навыка осознанного грамотного чтения на принципе чтения по складам.

Задачи:

  • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.
  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
  • Развивать психологические процессы.
  • Развивать графомоторные навыки.
  • Формировать  навык самоконтроля.
  • Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

В основе  программы лежат следующие принципы:

  • Принцип научного подхода: подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к   каждому воспитаннику;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
  • Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
  • Принцип демократизации предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым.
  • Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий   соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с   санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога   направлена на оздоровление детей.
  • Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности.

         

1.3 Целевые ориентиры

По окончании обучения дети должны уметь:

1. Вид деятельности – ПИСЬМОЧТЕНИЕ – последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.

  • Уметь легко ориентироваться в кубиках.
  • Легко отыскивать нужную букву.
  • Уметь составлять и разбирать различные слова по образцам.
  • Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их.
  • Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой) взрослый: показывать своим пальчиком или указкой, одновременно прочитывая их.
  1. Вид деятельности – ПОИСК. Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти малыша. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах. Поиск — основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет осуществлять:

Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам

Поиск места объекта по заданным ориентирам

  1. Вид деятельности - ОЗВУЧИВАНИЕ или пропевание складов — ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени. Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.
  2. Ребенок может:
  • Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору).  Озвучить кубик, на который указал взрослый (большой деревянный, маленький железный двойной и т. д.).
  • Озвучивать таблицы.
  • Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз («Таблица № 1»), по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»).
  • Озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1» сверху вниз: верхний столбик, потом нижний столбик и т. д.
  • Озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз.
  • Озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок.

Ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под наблюдением взрослого.  

  1. Вид деятельности - КЛАССИФИКАЦИЯ — это распределение кубиков на отдельные группы. Ребенок умеет классифицировать:
  • По размеру.
  • По цвету.
  • По цвету и звучанию.
  • По размеру, цвету и звучанию.
  • По гласным буквам.
  • По согласным буквам.

Владеет основными этапами классификации: 

  • Выбор кубика из числа других кубиков.

Выбираем нужный кубик из двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков.

Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков.

  • Сотрудничество со взрослым.

Ребенок действует вместе со взрослым.

Ребенок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.

  • Основные варианты деления больших групп кубиков.

Из двух кучек — шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие двойные кубики = серые (железные), коричневые (деревянные) и желтые (золотые) кубики.

Из трех кучек — шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные) кубики + все желтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В «серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими — маленькие двойные.

Важным достоинством этой методики является то, что все происходит в движении, ненавязчиво.

  1.    Педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год. В начале обучения, чтобы выявить знание и умение ребенка. В конце, подвести итог чего достиг ребенок. По трёх бальное системе:

  1. низкий уровень,

2-средний уровень,

3-высокий уровень.

Фамилия, Имя

 ребенка

Произношение звуков

Деление слов на слоги

Чтение слогов.

в начале

в конце

в начале

в конце

в начале

в конце

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

     1.1   Содержание программы представляет собой систему проведения специально организованных занятий  направленных на полноценное овладение навыком осознанного чтения.

Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа

Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме «неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает написанное.

Результат: у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.

Второй этап: воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом.

Результат: ребенок полностью овладевает навыком складового чтения.

Эффективность  работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми:

  • организация приятной атмосферы занятия
  • организация учебной среды – размещение пособий
  • ритмизация деятельности ребенка и многократное повторение материала.

Каждое занятие, включает задачи  направленные на развитие:

  1. расширение словарного запаса, в том числе по лексической теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях;
  2. развитие речевого дыхания (при регулярном пропевании песенок по таблицам и кубикам);
  3. развитие зрительно-моторной координации (при манипуляциях с кубиками и работе с таблицами);
  4. развитие ритмико-интонационной стороны речи;
  5. развитие фонематического слуха и формирование таких операций, как фонематический анализ и синтез;
  6. автоматизацию и дифференциацию звуков;
  7. профилактику дисграфии и дислексии;
  8. закрепление навыков словообразования и словоизменения.

Планирование занятий  включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый.

Цель подготовительного этапа: привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.

Цель основного этапа: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам.

Цель итогового этапа: научить всех детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а также научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге и мелом на доске. Для сильной подгруппы: учить письму слов и предложений карандашом на листах бумаги формата А4.

Итоговый этап обучения может продолжаться дольше, чем предыдущие, поскольку предлагаемый материал является достаточно сложным для детей с речевыми нарушениями.

1.2 Учебно-тематический план.

Тематическое планирование

2 занятия в неделю, всего 64 занятия (сентябрь – май)

 №п\п

Наименование раздела

Количество занятий

1

Введение. Знакомство с кубиками и таблицами. Песенка кубиков. Озвучь кубик.

2

2

«Королевское имя».

3

3

Классификация

14

4

Игры

15

5

Поезда

8

6

Чтение слов по таблице

12

7

Собери слова

10

Итого:

64

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1.1 Объем образовательной нагрузки

Возрастная группа

 Количество занятий в неделю

Продолжительность

одного занятия

5-6 лет

2

25-30

6-7 лет

2

30-35

     

    Данная программа направлена на предупреждение ошибок в чтении и письме.

   Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Количество занятий – 2 раза неделю.    Продолжительность – 30-35 минут.

Работа проводится подгруппами, во вторую половину дня. Количество детей в подгруппе 4 - 5.

   Форма построения занятий:

  • Организационный момент.
  • Классификация кубиков.
  • Озвучивание кубиков и таблиц.
  • Поиск.
  • Письмо и чтение слов.

1.2 Учебный план

форма проведения

количество занятий в год

количество занятий в неделю

Обучение чтению

подгрупповая

64

  1. занятия

1.3 Методическое обеспечение программы

1. Игровой метод. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

2. Наглядные методы и приемы.

Метод демонстрации:

  • показ предметов;
  • показ образца;
  • показ способа действий;
  • демонстрация таблиц

4. Использование ТСО. На занятиях используется компьютер,  аудиозаписи. Всё это делает учебный процесс более привлекательным.

5. Словесные методы и приемы.

  • Объяснение
  • Рассказ.
  • Чтение.

6. Практические методы обучения применяются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.

Практические методы:

  • метод упражнений;
  • метод практических работ.

1.4  Средства обучения и воспитания, материально-техническая база.

Обеспечение программы

Дидактическое обеспечение

  •  «Кубики Зайцева»
  • Таблицы демонстрационные складовые
  • Дидактические игры
  • Складовые картинки

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Компьютер.

Экранно-звуковые пособия

  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Оборудование класса

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский с тумбою.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  • Держатели для схем и таблиц и т. п.

1.5  Список литературы.

  1. Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счет / Н.А. Зайцев. - СПб. : Лань, 1997.

  1. Пятибратова Н.В. Учусь читать и писать. Игровой комплект.- ООО «Издательство Робинс», 2012.
  2. Пятибратова Н.В. Изучаю и запоминаю буквы. Игровой комплект с картинками-ассоциациями. .- ООО «Издательство Робинс», 2012.
  3. Шарикова Е. Пальчиковые игры. – М.: Стрекоза.
  4. Хворостовцев А. Умные ручки : пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет . – Новосибирск, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Патриотическое воспитание детей 3-7 лет»

Цель программы: воспитание у детей патриотического отношения к своей семье, городу, природе, культуре, стране, формирование гражданской позиции, в соответствии с их возрастными возможностями....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Знайки» (для детей от 5 до 7 лет)

В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Знайки» (для детей от 5 до 7 лет)

В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...