Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Знайки» (для детей от 5 до 7 лет)
рабочая программа (старшая группа)
В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать, и самостоятельно приходить к нужным решениям. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей при организации игр, используется основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znayki.docx | 54.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад №15 «Аистёнок»
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детский сад №15 «Аистёнок»
И.А.Полякова
«___»____________2020г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Знайки»
(для детей от 5 до 7 лет)
Разработчик программы:
Темченко Ирина Николаевна
Пушкино, 2020г.
Пояснительная записка
В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать, и самостоятельно приходить к нужным решениям. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей при организации игр, используется основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации игра.
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Неоценима роль моделирования в умственном развитии детей. Изготавливая то или иное техническое изделие, учащиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и значением. Получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные поделки.
Программа направлена на развитие интереса дошкольников к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение обучающимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями. Дети познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Цель программы:
Вовлечь дошкольников в техническое творчество и повышение их интереса к конструированию и моделированию.
Основные задачи программы
1.Развивать научно-технические способности (критический, конструктивистский и алгоритмический стили мышления, фантазию, зрительно-образную память, рациональное восприятие действительности);
2.Формирование ИКТ-компетентности дошкольников; формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ.
Виды деятельности:
- Блок: конструирование из бумаги;
- Блок: конструирование с использованием строительного деревянного конструктора;
- Блок: конструирование с использованием конструктора Лего;
- Блок: конструирование с использованием металлического конструктора;
- Блок: занимательный компьютер.
Ожидаемые результаты:
- Умение следовать словесной инструкции педагога;
- Умение самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- Приобретение новых конструктивных умений: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливать основу для перекрытий.
- Умение собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу, создавать собственные проекты;
- Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
- Знание техники безопасности при работе с компьютером и образовательными конструкторами;
- Знание основных компонентов конструкторов, виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе;
- Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления и речи.
Категория обучающихся: 5-7 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Форма реализации программы – занятия, которые проводятся 1 раз в неделю, длительностью:
- 25 минут в старшей группе;
- 30 минут в подготовительной группе.
Форма подведения итогов: итоговые проекты воспитанников выносятся на выставки.
ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛИ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
СЕНТЯБРЬ | Цикл «Конструирование из бумаги» | ||
| Познакомить с работой кружка; познакомить с видами и свойствами бумаги | 1 | |
| Познакомить с техникой безопасности. Познакомить с игрой «Танграм»; изготовить игру самостоятельно; формировать умение составлять фигуры из деталей танграма; самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике | 1 | |
| Познакомить с искусством оригами; познакомить с видами оригами; знакомство с основными базовыми формами оригами; формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы | 1 | |
| Продолжить знакомство с выполнением работ в технике оригами; научить детей изготавливать простые по форме изделий в технике оригами; развитие мелкой моторики рук; развитие внимания, мышления, аккуратности | 1 | |
ОКТЯБРЬ |
| Научить поэтапному складыванию лягушки; продолжить знакомство с оригами; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиями; развивать творческие способности | 1 |
| Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус | 1 | |
| Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер | 1 | |
| Закреплять умение сгибать лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба; развивать память, внимание, мелкие мышцы пальцев рук | 1 | |
НОЯБРЬ |
| Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук | 1 |
Итоговое коллективное занятие | Обучать детей бережному общению с книгой, формировать понимание того, что книга источник знаний. Формирование умения подбирать соответствующий материал для заготовок; Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в паре, микрогруппе | 1 | |
Цикл «Конструирование из строительного материала» | |||
| Закрепить знания детей о всех видах грузового транспорта. Вспомнить правила строительства машины (показать иллюстрацию), закрепить названия деталей для строительства. Вспомнить правила движения на дороге для водителя и пешеходов | 1 | |
| Дать представление детям о стройплощадки, что там из технике бывает и зачем. Закреплять знания детей о строительном материале. Пластины, кирпичи, цилиндры, кубики, конусы, арки. Что из этого нам понадобиться для строительства стройплощадки | 1 | |
ДЕКАБРЬ |
| Выяснить у детей, что такое заправка и зачем она нужна. Закрепить знания детей о частях заправки: колонка, парковка, касса, магазин и т.д. Выяснить из каких частей и деталей мы будем это строить | 1 |
2. Гараж для грузовой машины | Дать понятие детям, чем отличает гараж грузового автомобиля от гаража легкового (высотой и размером). Научить выбирать строительный материал для этого строительства. Соотносить размер машины и делать постройку более устойчивой | 1 | |
3. Автомастерская | Закрепляем знания детей об автомастерских, что там делает и кто. Зачем нужны такие автостанции. Учить правильно называть предметы, находящиеся в автомастерской: яма, верстак, шкаф с инструментами, подъемник | 1 | |
| Вспомнить знания детей о мостах или показать картинки разных мостов. Дать понятия подвесной, на сваях и перекидной мост. Научить строить перекидной мост, правильно выбираем детали для строительства | 1 | |
ЯНВАРЬ |
| Познакомить детей с таким видом транспорта, как паром. Объяснить, зачем он нужен и где работает. Какие детали выбирать для строительства парома и станции, которая встречает и отправляет пассажиров. Объяснить, из каких частей состоит паром (борт, корма, каюта, капитанский мостик, палуба, труба) | 1 |
| Познакомить с понятием грузовые перевозки по воде. Выяснить с детьми, что можно и что перевозят на кораблях. Как называются грузовые корабли: сухогруз, танкер. Алгоритм постройки: корпус корабля, верхняя палуба, корма, капитанский мостик и трубы | 1 | |
Итоговое занятие | Закрепить знания детей о еще одном виде наземного транспорта поезд. Объяснить детям части, из которых состоит поезд и вся железная дорога. Объяснить алгоритм сборки поезда: рельсы, шпалы, колеса, дно вагона, стены, крыша и токоприемник | 1 | |
Цикл « Лего-конструирование» | |||
ФЕВРАЛЬ |
| Повторение формы и цвета ЛЕГО-деталей, формы и размера деталей; варианты скреплений. Конструирование на свободную тему | 1 |
| Познакомить с плоскостным конструированием; развивать внимание, мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук | 1 | |
| Учить строить мостик; развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; учить доводить дело до конца; развивать терпение | 1 | |
| Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук | 1 | |
МАРТ |
| Закреплять знания о водном транспорте; закреплять навыки конструирования | 1 |
| Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы); совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части; обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт» | 1 | |
| Рассказать о водном транспорте; учить строить корабли; развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук | 1 | |
| Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу | 1 | |
АПРЕЛЬ |
Итоговое коллективное занятие | Продолжить учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая модель, определять назначение частей предметов; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; уточнить и расширить представления детей об водном транспорте; формировать коммуникативные навыки | 1 |
Цикл «Конструирование из металлического конструктора» | |||
| Обучение техники конструирования; учить собирать качели с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества; учить соединять детали между собой; учить закручивать гайки | 1 | |
| Учить собирать самолет с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества | 1 | |
| Учить собирать танк с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества | 1 | |
Цикл «ИКТ» | |||
МАЙ |
| Познакомить с компьютером, с основными его составляющими и возможностями; познакомить с профессией – программист. Познакомить с играми и приложениями, которые обучают дошкольника базовым основам программирования в интересной и доступной форме. Развивать алгоритмический тип мышления (умение планировать и организовывать свою деятельность); развивать математические способности и абстрактное мышление | 1 |
| Знакомство с программой. Учить пользоваться программой Paint; рисовать героев сказки, используя геометрические фигуры | ||
| Познакомиться с процессом создания мультфильма, видами мультфильма; снять мультипликационный фильм | 1 | |
Итоговое занятие | Представить результаты своей работы | 1 |
ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ЛИТЕРАТУРА
- Букина С. Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих. – СПб: Питер, 2016
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
- Зайцева А. Модульное оригами: самый полный и понятный самоучитель. – М.: Эксмо, 2014
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2016
- Перевертень Г. И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей нач. классов по внеклас. Работе. – М.: Просвещение, 1983
- Петрова И. М « Волшебные полоски». – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. Методическое пособие для воспитателей. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Фешина Е.В. лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017
«Согласованно»
«Согласованно» Руководитель РМО
Методист МБУ ДПО МЦ ______________________
_________________________ «____»_____________2020г.
«____» ____________ 2020 г.
«Согласованно»
Старший воспитатель МБДОУ
детского сада №15 «Аистёнок»
__________________________
«____»____________2020г
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу
№ | Критерии оценки качества рабочей программы | Анализ рабочей программы |
1. | Введение | |
1.1. | Название рецензируемого материала | «Знайки» - технической направленности |
1.2. | Автор (разработчик) | воспитатель Темченко Ирина Николаевна |
1.3. | Адресность | дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) |
1.4. | Цель и вид экспертизы (первичная, повторная) | Первичная |
2. | Основная часть | |
2.1. | Соответствие закону «Об образовании»,общеобразовательной программе, учебному плану МБДОУ, другим нормативным документам | Соответствует |
2.2. | Новизна, в отличие от существующих, значимость | Вовлечение дошкольников в техническое творчество и повышение их интереса к конструированию и моделированию; Развивать научно-технические способности (критический, конструктивистский и алгоритмический стили мышления, фантазию, зрительно-образную память, рациональное восприятие действительности); Формирование ИКТ-компетентности дошкольников; формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ. |
2.3. | Обоснованность отбора изучаемого материала | Материал доступен детям старшего дошкольного возраста и является дополнением к основной общеобразовательной программе дошкольного образования |
2.4. | Реализация принципа дидактики (систематичность, доступность, наглядность, логичность, последовательность изложения материала) | Все принципы дидактики реализованы |
2.5. | Оптимальность объема содержания | Общее количество занятий –69, по 1 занятию в неделю: - длительностью 25 мин. с детьми 5-6 лет; - длительностью 30 мин. с детьми 6-7 лет. |
2.6. | Соблюдение общепринятой терминологии и символики | Соблюдается |
2.7. | Учет возрастных особенностей | Все особенности возраста учтены. |
2.8. | Обеспечение возможности реализации новых педагогических технологий | Программа допускает внедрение новых педагогических технологий и использование их в рамках учебно-тематического плана. |
2.9. | Другое ( на Ваш взгляд необходимо отметить) | |
3 | Заключительная часть (выводы, замечания и предложения по усовершенствованию программного материала) | |
Выводы: -(не)…рекомендовать к использованию -материалы требуют доработки по замечаниям | Программа рекомендована к использованию |
Члены экспертной группы:
- Е.Л.Егорова
- Л.Н.Судакова
- Е.А.Зиновьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Знайки» (для детей от 5 до 7 лет)
В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗНАЙКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Пояснительная запискаВ дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Знайки» (для детей от 5 до 7 лет)
В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Знайки" (для детей от 5 до 7 лет)
В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а...