Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Узорье» для детей 5-7 лет
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Рассмотрено на заседании педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» Протокол №______ от «____»_________ 201__г | Утверждаю Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ярсалинский детский сад «Солнышко» __________ Чечикова О.Е. «___»_____________20__г Приказ №____________ |
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Узорье»
для детей 5-7 лет
срок реализации программы 1 учебный год
Музыкальный руководитель Латкина Ирина Васильевна
Яр-Сале 2019
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Цель, задачи
- Принципы и педагогические подходы в реализации программы
- Возрастные особенности детей группы
- Планируемые результаты (целевые ориентиры)
- Срок реализации программы. Объём образовательной нагрузки
- Содержательный раздел
- Учебно - тематический план
- Содержание образовательной деятельности
- Формы подведения итогов
- Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение
- Методическое обеспечение
- Список литературы
Приложение
- Календарно-тематическое планирование
- Примерное расписание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что формирование художественно-эстетических и, в частности, музыкальных навыков является частью общего развития ребенка. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образного, абстрактного, логического мышления, краткосрочной и долгосрочной памяти. Поэтому занятия с детьми носят комплексный характер.
В данной программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребёнка. Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей.
Содержание программы включает все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, художественное слово, музыкальные игры-драматизации. Музыкальные занятия строятся на взаимосвязи музыки, движения и слова. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развивается фантазия, интеллект, воображение, артистичность, формируются коммуникативные отношения. Маленький ребёнок полон неистребимого любопытства, жажды познания, жизнерадостности и оптимизма. Именно этот период самый благоприятный для приобщения к миру прекрасного! У детей в этом возрасте формируется эмоциональное, психическое и интеллектуальное развитие, и неважно, какие природные способности есть у детей, каждый из них уникален и неповторим.
Предлагаемая программа построена на основе обучения, которое носит развивающий характер, что способствует эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей.
Практический материал преподносится в виде игровых упражнений, с которыми можно работать как в изложенном порядке, так и в каком-либо другом. Музыкальный руководитель может применять те или иные упражнения для коррекции уже имеющихся у учащихся навыков.
Программа составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
- Актуальность
Народное песенное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Детские народные песни, попевки и колыбельные предлагают детям обширный круг поэтических ассоциаций, которые становятся основой формирования системы художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, к родной речи, к Родине. Народные песни, частушки, хороводы, календарные праздники и развлечения, входящие в жизнь детей в соответствие с датами народного земледельческого календаря, делают жизнь более эмоционально насыщенной.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.
- Цель, задачи
Цель:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в
детском возрасте, приобщая их к истокам русской культуры, создавая условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с русским народным поэтическим, песенным и танцевальным творчеством.
- знакомить с традиционными праздниками.
- формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
- обогащать словарный запас
Развивающие:
- развивать самостоятельность, инициативу, творческие и импровизационные способности у детей.
- развивать любознательность и интерес к музыкальным жанрам.
- способствовать развитию активного восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
- развивать певческие навыки, умение петь индивидуально, в ансамбле и хоре.
- закреплять навык инсценирования и драматизации песенного фольклора.
Воспитательные:
- формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
- создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа.
- воспитывать чувство патриотизма.
- воспитывать дружелюбие, самооценку, честность и чувство справедливости.
- воспитывать внимание, выдержку и терпение.
- воспитывать в детях толерантность.
- Принципы и педагогические подходы в реализации программы
- Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь в музыкальном искусстве.
- Принцип деятельностного подхода - обучение осуществляется не как простая подача готового материала, а через самостоятельное познание и открытие, способствует формированию интереса к музыкальному обучению, мотивирует, учит ребенка самостоятельности в получении знаний.
- Принцип культуросообразности основан на ориентации ребёнка на общечеловеческие ценности в соответсвии с особенностями поликультурной среды.
- Принцип последовательности предусматривает постепенное усложнение поставленных задач .
- Принцип системности - непрерывность и регулярность занятийдисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.
- Принцип интеграции -музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач.
- Принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообрзующих факторов, но и обеспечивающая переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью
- Принцип вариативности- предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
- пение песни с полузакрытым ртом;
- пение песни на определенный слог;
- проговаривание согласныхв конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
- настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
- остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
- анализ направления мелодии;
- использование элементов дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- оценка качества исполнение песни
- Возрастные особенности детей группы
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
- Планируемые результаты (целевые ориентиры)
5-6 лет
- Уметь петь попевки, заклички, колыбельные песни, интонировать в пределах терции.
- Знать название музыкальных инструментов и отличать на слух.
- Владеть навыком инсценирования.
- Владеть элементарными способами игры на них (ложки, бубен, колокольчик, дудочка).
- Уметь находить пару, и ходить парами друг за другом по кругу.
- Выполнять притопывание ногами на месте и с продвижением вперёд.
- Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
- Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
- Разыгрывать и инсценировать русские народные песни.
- Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
- Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.
- Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Колядки, Святки, Масленица).
- Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
- Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
- Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
- Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
- Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
- Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Проявлять внимание и заботу к близким.
- Передавать полученные знания малышам.
6-7 лет.
- Уметь импровизировать.
- С желанием участвовать в любом виде деятельности.
- Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
- Петь интонационно чисто, правильно передавая мелодию и ритм песен, уметь пользоваться дыханием.
- Самостоятельно используя элементы инсценирования, согласовывать движения с текстом.
- Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.
- Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,
«ниточка с иголочкой».
- Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).
- Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
- Передавать полученный опыт малышам.
- Срок реализации программы. Объём образовательной нагрузки
Программа вокального кружка «Узорье» предназначена для детей
5 – 7 лет. Предполагается 60 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май, два раза в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия 20 – 30 минут.
- Содержательный раздел
- Учебно - тематический план
Месяц | Количество занятий | Тема |
Октябрь | 8 занятий | «Осенины» Календарные попевки, песни об осени и осенних приметах. Осенние хороводы и игры. |
Ноябрь | 8 занятий | «Делу время – потехе час» Музыкальный фольклор развлекательного характера: потешки, попевки, пляски, хороводы, игры, наигрыши с использованием музыкальных инструментов. |
Декабрь | 8 занятий | «Здравствуй, зимушка – зима» Зимние забавы. Зимние хороводы, игры. |
Январь | 4 занятия | «На пороге – коляда» Календарные песни, игры. |
Февраль | 8 занятий | «Масленица» Народные приметы, попевки, заклички, хороводы, символы окончания зимы. |
Март | 8занятий | «Грач на горе, весна на дворе» Народные весенние приметы. Календарные песни. Весенние хороводы и игры.
|
Апрель | 8 занятий | «На зелёном, на лугу». Самостоятельная музыкальная деятельность детей: импровизации, пантомимы, инсценирование, основанные на знакомом фольклорном материале. |
Май | 8 занятий | «В хороводе были мы» Хороводы, хороводные игры. |
- Содержание образовательной деятельности
месяц | тема | цель |
октябрь | «Осенины» | |
1 занятие | «Милости просим!» | Вызвать интерес и желание приходить на занятия. Рассказать детям о особенностях русского гостеприимства. Освоить русский поклон. |
2 занятие | «Русская изба» | Расширять представления детей о русской избе, знакомить с новыми предметами в устройстве избы: горница, сени, ставни.Разгадывать загадки фольклорной тематики. |
3 занятие | «Осенние хлопоты» | Воспитывать трудолюбие и взаимовыручку. |
4 занятие | «Что летом родится – зимой пригодится» | Расширять представления детей о огородных работах, урожае, средствами пословиц и поговорок. |
5 занятие | «Сентябрь – листопадник» | Пополнять словарный запас народных названий. |
6 занятие | «Осень – сноп последний косим» | Расширять знания детей об осенних праздниках и сельхоз работах. |
7 занятие | «Всякому делу своя пора». | Продолжать знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями. |
8 занятие | «Сделал дело - гуляй смело» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. |
ноябрь | «Делу время – потехе час» | |
1 занятие | «Делу время – потехе час» | Познакомить детей с малыми формами фольклора, с прибаутками, с жанром считалка. Использовать на занятии считалки при проведении игр. Разучить русскую народную круговую игру Учить, точно передавать хлопками и притопами простой ритмический рисунок. |
2 занятие | «На золотом крыльце сидели» | Знакомить с формой проведения народных праздников – посиделки. |
3 занятие | «Маленькие помощники» | Познакомить детей с предметами обихода в русской избе: коромысло, ведра, корыто. |
4 занятие | «Трудно жить без посиделок» | Продолжать знакомить детей с обрядом русских посиделок. |
5 занятие | «Небылицы в лицах» | Слушать небылицы и распознавать, что быль, а что небыль. |
6 занятие | «Шутку шутить – людей насмешить» | Развивать чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность. |
7 занятие | «Золотые ворота» | Освоить танцевальное движение «воротце», подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов. |
8 занятие | «Потешные посиделки» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. |
декабрь | «Здравствуй, зимушка – зима» | |
1 занятие | «Здравствуй, зимушка – зима» | Знакомить детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами. |
2 занятие | «Зима – не лето, в шубу одето» | Расширять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок. |
3 занятие | «Валенки не подшиты, стареньки» | Познакомить детей в зимней обувью – валенками и процедурой их изготовления. Знакомить с танцевальными движениями «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»). |
4 занятие | «Зимние забавы» | Обогащать знания детей о зимних забавах, народных зимних приметах. |
5 занятие | «Живет в народе песня» | Рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, обрядные, календарные). |
6 занятие | «Песня – душа народа» | Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить исполнять песню без аккомпанемента. |
7 занятие | «Ходит сон близ окон» | Расширять представление детей о колыбельной песне и пестушке. Учить детей петь колыбельные напевно, протяжно, ласково. Развивать навык пения без аккомпанемента. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами: колыбель, люлька, зыбка. |
8 занятие | «Новый год у ворот» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. |
январь | «На пороге – коляда» | |
1 занятие | «Пришла Коляда - отворяй ворота» | Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями. |
2 занятие | «Хороши зимние праздники» | Учить исполнять колядки, правильно проговаривая фольклорные обороты. |
3 занятие | «Народные обычаи: гадания и приметы» | Рассказать о такой традиции как гадания, познакомить с жанром «подблюдные» песни |
4 занятие | «Русская Зима» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. |
февраль | «Масленица» | |
1 занятие | «Народные наигрыши» | Знакомиться и осваивать игру на народных музыкальных инструментах: коробочке, трещотке, дудочке. |
2 занятие | «Народный оркестр» | Формировать ритмический слух и музыкальную память. Учить, правильно извлекать звук в игре на металлофоне, ударных и ритмических инструментах. |
3 занятие | «Умельцы - мастера» | Рассказать о народных промыслах в русских селениях, о мужском труде. |
4 занятие | «Не перевелись на Руси богатыри русские…» | Рассказать детям о войнах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Учить поговорки о храбрости, смелости. |
5 занятие | «Масленичный переполох» | Рассказать о особенностях праздника Масленица. |
6 занятие | «Госпожа, честная Масленица» | Рассказать о масленичных лакомствах. |
7 занятие | «Встреча Масленицы» | Рассказать о первом дне, который называют «встречей Масленицы», который сопровождался молодёжным гуляньем, а начиналось оно с изготовления чучела. Продемонстрировать соломенное чучело. |
8 занятие | «Проводы Масленицы» | Рассказать о традициях сжигания чучела Масленицы. |
март | «Грач на горе, весна на дворе» | |
1 занятие | «При солнышке – тепло, при матушке – добро» | Воспитывать уважительное отношение к матери, бабушке, женщине. |
2 занятие | «Бабушка – рассказушка» | Закрепить знание фольклорных произведений о матери, эмоционально передавать их содержание. Создать атмосферу радости общения с мамами. |
3 занятие | «Кличим Матушку-Весну» | Познакомить детей с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны. |
4 занятие | «Весна, весна, поди сюда!» | Продолжать знакомство с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны. |
5 занятие | «Жаворонушки» | Рассказать с использованием ярких иллюстраций о том, что в народном календаре есть день прилёта птиц. Когда по традиционному обычаю выпекались из теста фигурки в виде птичек «жаворонки» и когда ребятишки выбегали на улицу, то поднимали его высоко к небу и громко закликали птиц. |
6 занятие | «Птицы летите, весну несите» | Продолжать знакомить с весенними попевками, закличкам, которыми зазывали птиц прилетать из тёплых стран и приносить с собой весну. |
7 занятие | «Поскорей подрастай, да к работе поспевай» | Дать представление о весенних земельных работах, привлечь детей к посадке семян. Разучить пословицы о труде. Побеседовать с детьми о взаимосвязи в жизни птиц с явлениями, происходящими в природе весной. Воспитывать бережное отношение к птицам. |
8 занятие | «Весенняя ярмарка» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. |
апрель | «На зелёном, на лугу» | |
1 занятие | «На зелёном, на лугу» | Продолжать знакомство с малыми формами фольклора –потешки, прибаутки… |
2 занятие | «Дудочка – дуда» | Знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Разучивание русской народной песней «Пастушок» с музыкальными инструментами: ложками, трещоткой, дудочкой и свистульками. |
3 занятие | «Во долине- луговине» | Продолжать разучивание русской народной песней «Пастушок» с музыкальными инструментами: ложками, трещоткой, дудочкой и свистульками. Учить правильно извлекать звук на дудочке, а так же работать над ритмическим рисунком. |
4 занятие | «Гармошечкаговорушечка» | Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – гармошка. |
5 занятие | «Не лопата, не совок, что захватит – то в роток» | Знакомить с историей создания деревянной ложки и приемами игры на них. |
6 занятие | «Русская народная игрушка» | Познакомить с деревянной игрушкой – Матрешкой, историей ее создания, вариантах росписи. |
7 занятие | «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут» | Рассказать о характерных признаках частушки. |
8 занятие | «Весела была беседа» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. |
май | «В хороводе были мы» | |
1 занятие | «В хороводе были мы – лучше русской нет игры» | Рассказать о многообразии русских хороводов. |
2 занятие | «Закружись наш хоровод». | Пение песен в хороводе, отрабатывать переменный шаг. |
3 занятие | «У наших ворот всегда хоровод» | Учить, неторопливо двигаться в хороводе спокойного напевного содержания в умеренном темпе, спокойным и размеренным шагом. |
4 занятие | «Родной матушки платок по середочке цветок» | Познакомить с платочными узорами. Вызвать восхищение красотой павлопосадских платков. Обучать хороводному шагу и перестроениям с платками. |
5 занятие | «Чудо - балалайка» | Узнавать балалайку по тембру. |
6 занятие | «Развесёлый хоровод» | Учить передавать в движении весёлый, задорный характер хороводных игр, согласовывая движения с содержанием песни. |
7 занятие | «Как у наших у ворот» | Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах и играх. |
8 занятие | «Приходите в гости к нам» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. |
3. Формы подведения итогов
-Занятия интегрированного типа
-Развлечения
-Театрализованные представления, концерты.
-Календарные праздники
-Конкурсы
-Видео и фотоматериалы
-Отзывы родителей, педагогов детского сада
III. Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение
Музыкальный зал, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, игрушки, народные костюмы,фортепиано,музыкальный центр,ноутбук, мультимедийное оборудование, микрофоны, CD диски – фонограммы.
- Методическое обеспечение
Сборник музыкально - дидактических игр, сборник вокальных упражнений, сборник устного и музыкального фольклорного материала, презентации - для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями и т.д., сценарии концертов и праздников.
- Список литературы
- Будем песни петь / Сост. П. Сорокин. – М., 1998.
- Гармошечка – говорушечка. Песни, пьесы, инсценировки для детских садов города и села / Сост. С. Мерзлякова. – М.: Музыка, 1983.
- Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 год обучения. – М.: Родникъ, 1996.
- Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 3 / Сост. Г. Науменко. – М.: Советский композитор, 1984.
- Заинька, попляши. Русские народные песни для детей / Сост. К. Савастру. – Киев: МузичнаУкраiна, 1983.
- Мельникова Л., Зимина А. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. – М.: Гном-Пресс, 2000.
- Музыкальный фольклор и дети. Песни Алтая: Учебное пособие / Сост. О. Щербакова. – М., 1997.
- Музыка в детском саду / Сост. Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова – М.: Музыка, 1988.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс – 2000.
- НауменкоГ.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988.
- Поёт и играет «Медуница»: Учебно-творческий репертуар детского фольклорного объединения «Медуница»: Методическое пособие / Сост. О. Щербакова., О. Голомидова. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2008.
- Учите детей петь: (песни и упражнения для развития голоса у детей). Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина.- М.: Просвещение, 1986.
Приложение
- Календарно-тематическое планирование
месяц | тема | цель | Музыкальный репертуар |
октябрь | «Осенины» | ||
1 занятие | «Милости просим!» | Вызвать интерес и желание приходить на занятия. Рассказать детям о особенностях русского гостеприимства. Освоить русский поклон. | Коммуникативная игра «Приветствие» Пляска «Начинаем перепляс» |
2 занятие | «Русская изба» | Расширять представления детей о русской избе, знакомить с новыми предметами в устройстве избы: горница, сени, ставни.Разгадывать загадки фольклорной тематики. | Пляска «Начинаем перепляс» «Как у наших у ворот» плясовая |
3 занятие | «Осенние хлопоты» | Воспитывать трудолюбие и взаимовыручку. | «Как у наших у ворот» плясовая |
4 занятие | «Что летом родится – зимой пригодится» | Расширять представления детей о огородных работах, урожае, средствами пословиц и поговорок. | «Яблочко» лирическая |
5 занятие | «Сентябрь – листопадник» | Пополнять словарный запас народных названий. | Хоровод «Осень- гостья годовая» «Яблочко» лирическая |
6 занятие | «Осень – сноп последний косим» | Расширять знания детей об осенних праздниках и сельхоз работах. | Хоровод «Осень- гостья годовая» |
7 занятие | «Всякому делу своя пора». | Продолжать знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями. | Прибаутка «Барашеньки – крутороженьки» |
8 занятие | «Сделал дело - гуляй смело» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. | Знакомый репертуар |
ноябрь | «Делу время – потехе час» | ||
1 занятие | «Делу время – потехе час» | Познакомить детей с малыми формами фольклора, с прибаутками, с жанром считалка. Использовать на занятии считалки при проведении игр. Разучить русскую народную круговую игру Учить, точно передавать хлопками и притопами простой ритмический рисунок. | Считалка «Сорока» Игра «Пошла коза по лесу» |
2 занятие | «На золотом крыльце сидели» | Знакомить с формой проведения народных праздников – посиделки. | Считалка «На золотом крыльце сидели» Прибаутка «Скок, скок» |
3 занятие | «Маленькие помощники» | Познакомить детей с предметами обихода в русской избе: коромысло, ведра, корыто. | Прибаутка «Скок, скок» «Пошла млада за водой» хороводная |
4 занятие | «Трудно жить без посиделок» | Продолжать знакомить детей с обрядом русских посиделок. | «Пошла млада за водой» хороводная «Дрема» игровая |
5 занятие | «Небылицы в лицах» | Слушать небылицы и распознавать, что быль, а что небыль. | Небылица «Рано утром, вечерком» «Дрема» игровая |
6 занятие | «Шутку шутить – людей насмешить» | Развивать чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность. | Коммуникативная игра-приветствие «Буратино» |
7 занятие | «Золотые ворота» | Освоить танцевальное движение «воротце», подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов. | Игра «Золотые ворота» |
8 занятие | «Потешные посиделки» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. | Знакомый репертуар |
декабрь | «Здравствуй, зимушка – зима» | ||
1 занятие | «Здравствуй, зимушка – зима» | Знакомить детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами. | «Уж, ты, зимушка-зима» хороводная |
2 занятие | «Зима – не лето, в шубу одето» | Расширять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок. | «Уж, ты, зимушка-зима» хороводная |
3 занятие | «Валенки не подшиты, стареньки» | Познакомить детей в зимней обувью – валенками и процедурой их изготовления. Знакомить с танцевальными движениями «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»). | Пляска «Валенки» |
4 занятие | «Зимние забавы» | Обогащать знания детей о зимних забавах, народных зимних приметах. | Игра «Как у дяди Трифона» |
5 занятие | «Живет в народе песня» | Рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, обрядные, календарные). | «Как на тоненький ледок» плясовая |
6 занятие | «Песня – душа народа» | Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить исполнять песню без аккомпанемента. | «Как на тоненький ледок» плясовая |
7занятие | «Ходит сон близ окон» | Расширять представление детей о колыбельной песне и пестушке. Учить детей петь колыбельные напевно, протяжно, ласково. Развивать навык пения без аккомпанемента. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами: колыбель, люлька, зыбка. | «Котя, котенька - коток» колыбельная |
8 занятие | «Новый год у ворот» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. | Знакомый репертуар |
январь | «На пороге – коляда» | ||
1 занятие | «Пришла Коляда - отворяй ворота» | Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями. | «Ходила Коляда» календарная |
2 занятие | «Хороши зимние праздники» | Учить исполнять колядки, правильно проговаривая фольклорные обороты. | «Коляда» календарная |
3 занятие | «Народные обычаи: гадания и приметы» | Рассказать о такой традиции как гадания, познакомить с жанром «подблюдные» песни | «Будем песни петь» |
4 занятие | «Русская Зима» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. | Знакомый репертуар |
февраль | «Масленица» | ||
1 занятие | «Народные наигрыши» | Знакомиться и осваивать игру на народных музыкальных инструментах: коробочке, трещотке, дудочке. | «Во саду ли в огороде» русская народная мелодия |
2 занятие | «Народный оркестр» | Формировать ритмический слух и музыкальную память. Учить, правильно извлекать звук в игре на металлофоне, ударных и ритмических инструментах. | «Во саду ли в огороде» русская народная мелодия «Во кузнице» плясовая |
3 занятие | «Умельцы - мастера» | Рассказать о народных промыслах в русских селениях, о мужском труде. | «Во кузнице» плясовая «Посмотрите ка у нас-то в мастерской» плясовая |
4 занятие | «Не перевелись на Руси богатыри русские…» | Рассказать детям о войнах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Учить поговорки о храбрости, смелости. | «Посмотрите ка у нас-то в мастерской» плясовая |
5 занятие | «Масленичный переполох» | Рассказать о особенностях праздника Масленица. | «А мы масленицу дожидаем» календарная |
6 занятие | «Госпожа, честная Масленица» | Рассказать о масленичных лакомствах. | «Блины» плясовая |
7 занятие | «Встреча Масленицы» | Рассказать о первом дне, который называют «встречей Масленицы», который сопровождался молодёжным гуляньем, а начиналось оно с изготовления чучела. Продемонстрировать соломенное чучело. | «А мы масленицу дожидаем» календарная |
8 занятие | «Проводы Масленицы» | Рассказать о традициях сжигания чучела Масленицы. | «Блины» плясовая «Ты прощай, прощай» календарная |
март | «Грач на горе, весна на дворе» | ||
1 занятие | «При солнышке – тепло, при матушке – добро» | Воспитывать уважительное отношение к матери, бабушке, женщине. | «Барыня ты моя» «Купим мы бабушка» шуточная |
2 занятие | «Бабушка – рассказушка» | Закрепить знание фольклорных произведений о матери, эмоционально передавать их содержание. Создать атмосферу радости общения с мамами. | «Купим мы бабушка» шуточная |
3 занятие | «Кличим Матушку-Весну» | Познакомить детей с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны. | Прибаутка «Тук-тук» «Солнышко-ведрышко» календарная |
4 занятие | «Весна, весна, поди сюда!» | Продолжать знакомство с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны. | «Солнышко-ведрышко» календарная |
5 занятие | «Жаворонушки» | Рассказать с использованием ярких иллюстраций о том, что в народном календаре есть день прилёта птиц. Когда по традиционному обычаю выпекались из теста фигурки в виде птичек «жаворонки» и когда ребятишки выбегали на улицу, то поднимали его высоко к небу и громко закликали птиц. | «Жаворонушки прилетели» календарная |
6 занятие | «Птицы летите, весну несите» | Продолжать знакомить с весенними попевками, закличкам, которыми зазывали птиц прилетать из тёплых стран и приносить с собой весну. | «Жаворонушки прилетели» |
7 занятие | «Поскорей подрастай, да к работе поспевай» | Дать представление о весенних земельных работах, привлечь детей к посадке семян. Разучить пословицы о труде. Побеседовать с детьми о взаимосвязи в жизни птиц с явлениями, происходящими в природе весной. Воспитывать бережное отношение к птицам. | «Мак-маковистый» игровая-хороводная |
8 занятие | «Весенняя ярмарка» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. | Знакомый репертуар |
апрель | «На зелёном, на лугу» | ||
1 занятие | «На зелёном, на лугу» | Продолжать знакомство с малыми формами фольклора –потешки, прибаутки… | «На зеленом лугу» потешка Игра «Пастух и стадо» |
2 занятие | «Дудочка – дуда» | Знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Разучивание русской народной песней «Пастушок» с музыкальными инструментами: ложками, трещоткой, дудочкой и свистульками. | «Пастушок» хороводная |
3 занятие | «Во долине- луговине» | Продолжать разучивание русской народной песней «Пастушок» с музыкальными инструментами: ложками, трещоткой, дудочкой и свистульками. Учить правильно извлекать звук на дудочке, а так же работать над ритмическим рисунком. | «Пастушок» хороводная |
4 занятие | «Гармошечка говорушечка» | Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – гармошка. | «Как под наши ворота» плясовая |
5 занятие | «Не лопата, не совок, что захватит – то в роток» | Знакомить с историей создания деревянной ложки и приемами игры на них. | Пляска «Расписные ложки» «Как под наши ворота» плясовая |
6 занятие | «Русская народная игрушка» | Познакомить с деревянной игрушкой – Матрешкой, историей ее создания, вариантах росписи. | «Матрёшечки- румяные» частушки |
7 занятие | «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут» | Рассказать о характерных признаках частушки. | «Матрёшечки- румяные» частушки |
8 занятие | «Весела была беседа» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. | Знакомый репертуар |
май | «В хороводе были мы» | ||
1 занятие | «В хороводе были мы – лучше русской нет игры» | Рассказать о многообразии русских хороводов. | «Вейся, вейся капустка» игровая |
2 занятие | «Закружись наш хоровод». | Пение песен в хороводе, отрабатывать переменный шаг. | «Вейся, вейся капустка» игровая «Рано на зорюшке» хороводная |
3 занятие | «У наших ворот всегда хоровод» | Учить, неторопливо двигаться в хороводе спокойного напевного содержания в умеренном темпе, спокойным и размеренным шагом. | «Рано на зорюшке» хороводная Хоровод «Россия» |
4 занятие | «Родной матушки платок по середочке цветок» | Познакомить с платочными узорами. Вызвать восхищение красотой павлопосадских платков. Обучать хороводному шагу и перестроениям с платками. | Хоровод «Россия» |
5 занятие | «Чудо - балалайка» | Узнавать балалайку по тембру. | Игра «Трынцы-брынцы» |
6 занятие | «Развесёлый хоровод» | Учить передавать в движении весёлый, задорный характер хороводных игр, согласовывая движения с содержанием песни. | «Как у наших у ворот» шуточная Игра «Трынцы-брынцы» |
7 занятие | «Как у наших у ворот» | Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах и играх. | «Как у наших у ворот» шуточная |
8 занятие | «Приходите в гости к нам» | Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. | Знакомый репертуар |
- Примерное расписание
Вторник 16.30 – 17.00
Пятница 16.30 – 17.00
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая радуга".
Рабочая дополнительная программа по рисованию для детей 4-7 лет....
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рисование».
Рабочая дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленности«Креативное рисование» для детей 5-7 лет....
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)
Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию....