Программа по выявлению и развитию у старших дошкольников способностей к обучению чтению «Страна звуков и букв».
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
Конечно важнее ребенка не учить читать, а развивать речь, способность различать звуки, слушать и слышать их.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost_1.docx | 52.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «Страна звуков и букв» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Актуальность проблемы.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
Конечно важнее ребенка не учить читать, а развивать речь, способность различать звуки, слушать и слышать их.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в том, что одним из перспективных направлений развития современного образования, является предшкольная подготовка детей 6-ти лет. Программа направлена на подготовку детей к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е., «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жуковой Н С.. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы.
Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Цель программы:
Подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, учить читать. Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью
и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементам грамоты, что и формирует готовность к школе.
Структура программы
Подготовка к обучению грамоте
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи
-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.
Развитие процессов восприятия, мышления, речи
- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Методами успешной реализации программы является:
• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).
• Наглядный (наблюдение, рассматривание).
•Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»,
ребусы для детей.
Буквы из разрезной азбуки.
Демонстрационный материал: (наличие)
предметные картинки,
карточки для звукового анализа слов ( на магнитах)
фишки: зеленая синяя красная ( на магнитах)
маркеры: синий, зеленый, красный
полотно в клетку для показа как правильно печатать буквы
наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.
Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей 6 – 7 лет с разным уровнем речевой готовности к школе.
Формы и режим занятий.
Проведение занятий планируется 2 раза в неделю, продолжительностью 25-30минут во вторую половину дня с октября по май месяц учебного года (64 занятия)
Групповое 10воспитанников- 1 подгруппа
Ожидаемые результаты.
К концу года дети:
Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению:
- развит фонематический слух и восприятие;
- владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать
названия букв.
- различать гласные, твердые и мягкие согласные.
- правильно ставить ударение в знакомых словах.
- плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
составлять из букв разрезной азбуки слова.
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- развитие связной речи, навыки звукового анализа и синтеза;
- раскрывать смысл несложных слов;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.
Сформированность навыков, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму:
- развито зрительно-пространственные представления
- графо-моторные навыки
- тонкая ручная моторика
Сформированность навыка чтения:
- овладение звуко-буквенными обозначениями;
- овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
- овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
- овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
Формы подведения итогов реализации программы.
Проведение итогового занятия-развлечения с приглашением родителей.
Методическая основа программы.
- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
- непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;
- предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;
- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма.
Этапы изучения буквы
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он проходит следующие этапы их изучения.
Основное направление:
От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).
- Выделение изучаемого звука из слов.
Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).
- Называние буквы.
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы, (вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.)
6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
7.Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
- из каких элементов состоит буква;
- из скольких элементов состоит буква;
- как расположены эти элементы в пространстве.
9. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
- Обведение буквы по трафарету;
- Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
- Обведение буквы по контуру;
- Запись буквы в воздухе;
- Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке
- Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).
10. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.
11.Самостоятельное написание печатной буквы.
Список используемой литературы:
1.Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
2.Гасанова Р.Х. Программа – руководство о предшкольному образованию. Путь к школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.
3.Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
4.Жукова Н. С. Букварь- Пособие по обучению дошкольников правильному чтению.- Москва 2005
5.Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
6.Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
7.Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
8.Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
9.Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.
10.Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.
раздел | тема | Кол-во занятий | кол-во часов | месяц |
1.Вводное занятие (добуквенный период) | 1.Понятие предложение 2.понятие- слово 3.понятие- слог | 2 1 1 | 1час 30мин 30мин (2часа) | Октябрь |
2.Буквенный период (развитие фонетико- фонематических навыков) | 1.Понятие звук и буква Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у]
| 1 | 30мин | |
2. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] Буква А | 1 | 30 мин | ||
3.Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] Буква У у | 1 | 30 мин | ||
\ 4.Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] Буква О о | 1 | 30 мин | ||
Звуки согласные звуки [м] [м`] Буква М м | 1 | 30 мин | Ноябрь | |
Звуки [с] [с`] буква С с | 1 | 30 мин | ||
Составление слогов с изученными буквами | 2 | 1час | ||
Звуки [х] [х`] буква Х х | 2 | 1час | ||
Звуки [р] [р`] буква Р р | 2 | 1час | ||
Звук [ш] буква Ш ш | 1 | 30мин | Декабрь | |
Дифференциация звуков с-ш | 2 | 1час | ||
Звук [ы] Буква Ы | 2 | 1 час | ||
Звуки [л] [л`] Буква Л | 1 | 30мин | ||
Звуки [н] [н`] буква Н н | 2 | 1час | ||
Звуки [к] [к`] буква К к | 1 | 30мин | Январь | |
Повторение изученных звуков и букв | 2 | 1час | ||
Звуки [т] [т`] буква Т т | 1 | 30 мин | ||
Звук [и] Буква И | 1 | 30мин | ||
Звуки [п] [п`] буква П п | 1 | 30 мин | ||
Дифференциация звуков б - п | 2 | 1 час | ||
Звуки [з] [з`] Буква З | 1 | 30мин | Февраль | |
Звук [й`] Буква Й | 1 | 30 мин | ||
Чтение И-Й, ый-ий | 1 | 30мин | ||
Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов | 2 | 1 час | ||
Звуки [г] [г`] буква Г г | 1 | 30мин | ||
Дифференциация звуков г - к | 1 | 30мин | ||
Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов | 1 | 30мин | ||
закрепление парных звуков С-З, Г-К | 1 | 30мин | Март | |
Звуки [в] [в`] буква В в | 1 | 30 мин | ||
Звуки [д] [д`] буква Д д Дифференциация звуков д-т | 1 | 30 мин | ||
Звуки [б] [б`] буква Б б | 1 | 30 мин | ||
Звуки [ж] буква Ж ж | 1 | 30 мин | ||
Йотированные гласные Е , Ё | 1 | 30 мин | ||
Йотированные гласные Ю,Я | 1 | 30мин | ||
Последовательность выделение звуков в односложных словах со стечением согласных | 1 | 30мин | ||
Мягкий знак Ь | 1 | 30мин | Апрель | |
Звуки [ч`] Буква Ч ч | 1 | 30мин | ||
Последовательность выделения звуков | 1 | 30мин | ||
Звук [э] Буква Э э | 1 | 30мин | ||
Звуки [ц] Буква Ц ц | 1 | 30мин | ||
Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф | 1 | 30мин | ||
дифференциация звуков в-ф | 1 | 30мин | ||
Звуковой анализ слов | 1 | 30мин | ||
Дифференциация звуков ч-ц | 1 | 30мин | Май | |
Повторение изученных звуков и букв | 1 | 30мин | ||
Звук [щ`] Буква Щ щ | 1 | 30мин | ||
Дифференциация звуков ш-щ | 1 | 30мин | ||
Твердый знак Ъ, Ъ-Ь | 1 | 30мин | ||
Дифференциация звуков с-щ | 1 | 30мин | ||
повторение изученных звуков и букв | 1 | 30мин | ||
Итоговое занятие. Чтение, задания по карточкам | 1 | 30мин | ||
Учебно - тематический план
Содержание программы
месяц | Тема | Содержание работы | Дидактические игры | Оборудывание | ||
октябрь | ||||||
1.Понятие -предложение | Понятие –предложение Придумывание предложений по картинкам. Выделение слов из предложений состоящих из 2-х .3-х слов. Познакомить с условно – графической схемой предложения. Составления предложения по схеме и наоборот. Анализ | Упр. «Знакомимся с предложением», « Кто внимательный» | Тетрадь, карандаши .предметные и сюжетные картинки, полоски для обозначения предложений, схемы предложений | |||
2.Понятие -предложение | Составления предложений по картинкам 2-3 слов. Выделение слов из предложений. Понятия длинное – короткое предложение. Сравнение схем предложений. Определение места слова в предложении с опорой на схему. | Упр. «Знакомимся с предложением" | Тетрадь, карандаши предметные и сюжетные картинки, полоски для обозначения предложений, схемы предложений | |||
3.Понятие- слово | Выделение слов из предложения Ознакомление с условно – графическим определением слов (слова полоской) Понятие «короткое - длинное» слово. | Упр. « Произнеси слово», «Какое слово потерялось?» | Тетрадь, карандаши предметные и сюжетные картинки, полоски для обозначения слов, схемы . | |||
4.Понятие - слог | Деление слов на слоги ( похлопывать, постукивать), счет слогов. Дифференциация слог – слово. Понятие «короткое - длинное» слово | Упр. « Как Мишка учился говорить», «Телеграф» | Готовые схемы слов, предметные картинки | |||
5. Понятие звук и буква Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] | Звук – произносим, букву – пишем и читаем. Термин – гласный звук. Условное обозначение гласных звуков- фишка красного цвета. Отличительные признаки гласных звуков. Выделение данных звуков среди других звуков ( с показом артикуляции, затем без нее). Выкладываем буквы а, о, у, ы, и из палочек и веревочек. | Упр. « Фотографии звука», «Узнай букву на ощупь» | Предметные картинки, игрушки. палочки, веревочки, касса букв (гласные) . | |||
6. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] Буква А | Знакомство со звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буквы А а. Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Чтение букв. | Упр. « Хлопни если услышишь», «Я назову звук, а ты покажи букву» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв (гласные) Фишки красного цвета. | |||
7. .Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] Буква У у | Закрепить понятия о гласных звуках [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у. Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Чтение букв. | Упр. « Услышишь звук у хлопни в ладоши» « Придумай слова на А и У» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв (гласные) Фишки красного цвет | |||
8. .Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] Буква О о | Гласные звуки. Буква О о (1 з.) Закрепить понятия о гласных звуках [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о. Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов | Упр. « Будь внимательны», « Назови слова на букву О»( игра с мячом» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв (гласные) Фишки красного цвета | |||
ноябрь | 1. Звуки согласные звуки [м] [м`] Буква М м | Понятие согласный звук. Отличительные признаки согласных. Артикуляция. Характеристика звука. Сопоставление с артикуляцией гласных звуков . Твердое и мягкое звучание. Обозначение твердого звука синей фишкой. Чтение слогов, обратные и прямые слоги. | Упр. «Сигнальщик», «Узнай букву на ощупь», « Доскажи словечко» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного и синего цвета | ||
2. Звуки [с] [с`] буква С с | Артикуляция. Характеристика звука Отнесение к согласным, обозначение фишкой синего цвета .Условное обозначение твердости и мягкости звука. Составление слов . Работа в тетрадях. | Упр. « Что изменилось» « Найди в конверте звук С | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
3. Составление слогов с изученными буквами | Определение первого звука в слове( выделяем нужный звук голосом, интонацией и закрепляем символом. Выкладывание слогов из разрезной азбуки.. Условные обозначение согласных и гласных звуков. | Упр. « Где звук» «Чудесный мешочек» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. звуковая линейка. | |||
4. Составление слогов с изученными буквами | Выделение звука в позиции в конце слова. Составление слогов с изученными звуками. Выделение звука из односложных слов. Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных ( дым, дом кот) чтение. Работа в тетрадях. | Упр. «Придумай имя кукле», «Найди звук» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Звуковая линейка. | |||
5. Звуки [х] [х`] буква Х х | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х. Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ. Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. | Упр. « В каком слове спрятался звук» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
6. Звуки [х] [х`] буква Х х | Условное обозначение твердости и мягкости звука, выделение звука в словах. Анализ односложных , двусложных слов без стечения с опорой на схему и без нее. Составление слогов. Учить правильно произносить и читать звук ( букву). | Упр. « Найди место звука в слове»,»Какой звук я выделяю» | предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши | |||
7. Звуки [р] [р`] буква Р р | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р. Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА. Познакомить с буквой Р р и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов. | Упр. « Составь букву из частей» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
8. Звуки [р] [р`] буква Р р | Звук, буква Р. Различие твердых и мягких согласных. Звуковой анализ слов из открытых слогов с опорой и без опоры на готовую схему. Местоположение звука в слове. Чтение по слогам. Работа в тетрадях. | Упр. « Где спряталась буква», «Твердый ,мягкий» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
декабрь | 1. Звук [ш] буква Ш ш | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш. Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС. Познакомить с буквой Ш ш и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов. | Упр. « Звуковая линейка» игра « Хлопушки» | Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв | ||
2. Дифференциа-ция звуков с-ш | Выделение звука (с,ш) в потоке звуков. Позиция звука в слове .Звуковой анализ слова шапка Соотнесение слов с заданной схемой. Нахождение слов с заданным звуком. Работа в тетрадях. | Упр. «Прочитай слоги», « Подбери слово» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
3. Дифференциа-ция звуков с-ш | Деление слов на слоги. Пропедевтика: Составление предложений по картинкам. Дополнение предложения до 4-х слов. Чтение по слогам . Определение звуков в словах. Работа в тетрадях. | Упр. «Рассыпанное слово»,» Что изменилось» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
4. Звук [ы] Буква Ы | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы. Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ. Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов. | Упр. « Где звук» «Чудесный мешочек» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
5. Звук [ы] Буква Ы | Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с тетрадях. Чтение и составление слогов. | Упр. « Подбери не ошибись» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
6. Звуки [л] [л`] Буква Л | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л. Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО. Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов СА-ЛО, СА-ША из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов. | Упр. «Синие, зеленые дорожки» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
2. Звук [й`] Буква Й | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й. Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА. Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов, предложений. | Упр. «Считай слоги», « Назови не ошибись» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
3. Чтение И-Й, ый-ий | Закрепить ранее изученные буквы. Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИНИЙ. Чтение слогов, слов с буквами Ы - Й, чтение предложений. | Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши предметные картинки. | ||||
4. Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов | Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение и составление слогов и слов с данными буквами. Работа в тетрадях. | Упр. «Буквы – путанки», « В каком слове спрятался звук» | Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши предметные картинки. Касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. | |||
5. Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов | Артикуляция звуков. Закрепление понятий гласный и согласный звук, отнесение к ним звуков. Последовательное выделение звуков в односложных и двусложных словах с опорой на схему и без нее. Определение твердости и мягкости звуков. Составление схем. Работа в тетрадях. | Упр. «Считай слоги», « На что похожа буква» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
6. Звуки [г] [г`] буква Г г | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г. Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА. Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов, предложений | Упр. «Найди и подчерни» | Касса букв Фишки красного, синего и зеленого Схемы слогов и слов. . Тетрадь, карандаши предметные картинки. цвета | |||
7. Дифференциация звуков г - к | Соотнесение слов с заданной схемой. Звуковой анализ слов. Нахождение слов с заданным звуком. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Деление слов на слоги. Работа в тетрадях. | Упр. «Услышишь- хлопни» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
8. Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов | Артикуляция звуков. Закрепление понятий гласный и согласный звук, отнесение к ним звуков. Последовательное выделение звуков в односложных и двусложных словах с опорой на схему и без нее. Определение твердости и мягкости звуков. Составление схем. Работа в тетрадях. | Упр. «Рассыпанное слово» | Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши предметные картинки. Касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. | |||
март | 1. закрепление парных звуков С-З, Г-К | Закрепить ранее изученные буквы. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА . Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений. | Упр. «Подбери слово», « Вставь букву» | Касса букв Фишки красного, синего и зеленого Схемы слогов и слов. . Тетрадь, карандаши предметные картинки. цвета | ||
2. Звуки [в] [в`] буква В в | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в. Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА. Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов, предложений. | Упр. « Какой зыук потерялся», «Покажи букву – придумай слово» | Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши предметные картинки. Касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. | |||
3. Звуки [д] [д`] буква Д д Дифференциация звуков д-т | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д. Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ. Познакомить с буквой Д д и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ДОМ, Дима, ТОМ, Тима Работа в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов со звуками Д, Т. Чтение предложений. | Упр. « | Касса букв Фишки красного, синего и зеленого Схемы слогов и слов. . Тетрадь, карандаши предметные картинки. цвета | |||
4. Звуки [б] [б`] буква Б б | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Б б. Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ. Познакомить с буквой Б б и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов, предложений. | Упр. «Подбери слово», « Звуковая линейка» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
5. Звуки [ж] буква Ж ж | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ж ж. Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО. Познакомить с буквой Ж ж и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений. | Упр. «Запомни», « Найди звук» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
6. Йотированные гласные Е , Ё | Гласный звук [е]. Буква Е е [ё]. Буква Ё ё Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Е е ,Ё ё. Характеристика звука. Буква Е, е звуками, которые она обозначает, звуковой анализ слова ЛЕС. Ё ё, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений | Упр. «Отгадай букву», «Сложи букву» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
7. Йотированные гласные Ю,Я | Гласный звук [ю]. Буква Ю ю. Гласный звук [я]. Буква Я я Закрепить понятия о гласных и согласных звуках.. Характеристика звука. Познакомить с буквой Ю ю, звуками, которые она обозначает Буква Я я. Характеристика звука,. Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает, звуковой анализ слова РЕБЯТА Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений. | Упр. «Сосчитай слоги» | Касса букв Фишки красного, синего и зеленого Схемы слогов и слов. . Тетрадь, карандаши предметные картинки. цвета | |||
8. Последовательность выделение звуков в односложных словах со стечением согласных . | . Чтение букв и слогов, слов, предложений. Закрепить ранее изученные буквы. Характеристика звуков. Подбор слова к звуковой схеме . . | Упр. «Сосчитай слоги», « Найди звук» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
апрель | 1. Мягкий знак Ь | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь. Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ. Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений. | Упр. « Найди и подчеркни» | Касса букв Фишки красного, синего и зеленого Схемы слогов и слов. . Тетрадь, карандаши предметные картинки. цвета | ||
2. Звуки [ч`] Буква Ч ч | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч. Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ. Познакомить с буквой Ч ч и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений. | Упр. | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
3. Последовательность выделения звуков | Повторение изученных звуков и букв. Последовательное выделение звуков в односложных и двусложных словах с опорой на схему и без нее. Определение мягкости и твердости согласных звуков. Последовательное выделение звуков в словах ( волк, лиса). Составление схемы односложных и двусложных слов. | Упр. | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
4. Звук [э] Буква Э э | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Э э. Характеристика звука. Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений. | Упр. | Касса букв Фишки красного, синего и зеленого Схемы слогов и слов. . Тетрадь, карандаши предметные картинки. цвета | |||
5. Звуки [ц] Буква Ц ц | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ц ц. Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ. Познакомить с буквой Ц ц и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений. | Упр. | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
6. Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф. Познакомить с буквой Ф ф и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений. | Упр. | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
7. дифференциация звуков в-ф | Нахождение слов с заданным звуком. Соотнесение слов с заданной схемой. Деление слов на слоги. Нахождение слова с заданным звуком. Чтение по слогам. Работа в тетрадях | Упр. « Произнеси четко» | Касса букв Фишки красного, синего и зеленого Схемы слогов и слов. . Тетрадь, карандаши предметные картинки. цвета | |||
8. Звуковой анализ слов | Упр. | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | ||||
май | 1. Дифференциация звуков ч-ц | Нахождение слов с заданным звуком. Соотнесение слов с заданной схемой. Деление слов на слоги. Нахождение слова с заданным звуком. Чтение по слогам. Работа в тетрадях | Упр. | Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв | ||
2. Повторение изученных звуков и букв | Закрепить ранее изученные буквы. Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .Чтение слогов, слов со звуками Ж-З, Б-П. Чтение предложений. | Упр. | предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши | |||
3. Звук [щ`] Буква Щ щ | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Щ щ. Познакомить с буквой Щ щ и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений. | Упр. | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. | |||
4. Дифференциация звуков ш-щ | Нахождение слов с заданным звуком. Соотнесение слов с заданной схемой. Деление слов на слоги. Нахождение слова с заданным звуком. Чтение по слогам. Работа в тетрадях | Упр. « Собери букву» | Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв | |||
5. Твердый знак Ъ, Ъ-Ь | Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ. Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА. Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает. Характеристика звука. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.
| Упр. | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши | |||
6. Дифференциация звуков с-щ | Нахождение слов с заданным звуком. Соотнесение слов с заданной схемой. Деление слов на слоги. Нахождение слова с заданным звуком. Чтение по слогам. Работа в тетрадях. | Упр. « Отгадай последний звук» | предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши | |||
7. повторение изученных звуков и букв | Артикуляция звуков. Закрепить ранее изученные буквы и звуки. Понятие – гласный и согласный звук, Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .Определение мягкости и твердости звуков. Чтение слогов, слов со звуками Чтение предложений. | Упр. | Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов. Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв | |||
8. Итоговое занятие. Чтение, задания по карточкам | Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений. | Упр. « Составь предложение», « Найди звук» | Тетрадь, карандаши предметные картинки, касса букв Фишки красного, синего и зеленого цвета. Схемы слогов и слов предложений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну звуков и букв».
коспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по речевому развитию В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «Наша армия. Звук [т], буква Т, т»
Закрепление представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственно...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте «Страна звуков и букв»
В данном конспекте я постаралась раскрыть интересные приемы по обучению детей навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой....
Программа по выявлению и развитию у старших дошкольников познавательных и физических способностей «Калейдоскоп народных игр».
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх мн...
Программа по выявлению и развитию у старших дошкольников способностей к овладению грамотой «Развивайка».
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой "языковой одаренности", особой восприимчивости к звуковой стороне речи...
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»
Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и прие...