Программа по выявлению и развитию у старших дошкольников способностей к овладению грамотой «Развивайка».
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой "языковой одаренности", особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в возрасте 4,5-5 лет. Обучение в этом возрасте направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_razvivayka_5-7_let.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
I Блок: Обучение грамоте
Для овладения грамотой, то есть первоначальными
навыками чтения и письма,
прежде всего необходимо достаточное развитие
фонематического слуха произносительной
стороны речи, что служит основой овладения
навыками звукобуквенного анализа.
А.Р. Лурия
Пояснительная записка
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (для знакомства их с буквенной символикой).
Детство - это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, поступивший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу "Обучение грамоте", не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности, и следовательно, ребенок уже не хочет учиться в школе. В программе учтены передовые технологии по проблеме обучения детей грамоте в дошкольном возрасте ( Поваляева М.А., 2000г., Филичева Т.Б., Чевелѐва Н.А.,1991г., Каше Г.А., 1985г., Журова Л.Е., 1974г., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 1999г., Галкина Г.Г., 2003г., Агранович З.Е., 2004г., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., 2008г., Лиманская О.Н., 2009 г.)
Дети, поступающие в первый класс, должны быть хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.
Навыком звукового анализа слов ребенок должен овладеть до начала его обучения грамоте или на самых начальных этапах такого обучения. В школе для этой цели специально отведен так называемый добукварный период. Однако этот период очень короткий. Поэтому, если ребенок придет в школу совершенно не подготовленным к сложному процессу звукового анализа слова, то он неизбежно встретится на этом пути с большими трудностями. Отсюда и возникает необходимость развития у него еще в дошкольном возрасте хотя бы самых простых форм такого анализа.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой "языковой одаренности", особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в возрасте 4,5-5 лет. Обучение в этом возрасте направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.
В возрасте 5-6 лет дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
В возрасте 6-7 лет дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Цели данной программы: Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений, обучение первоначальному чтению, предупреждение нарушений устной и письменной речи, предупреждение дисграфии.
Основными задачами данной программы является:
- Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
- Обучать детей звуковому анализу слова.
- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
- Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.
- Развивать умение называть слова с определѐнным звуком в определѐнной позиции: в начале, середине, конце слова.
- Учить обследовать звуковую структуру слова.
- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.
- Научить детей различать звуки: гласные, согласные, твѐрдые, мягкие, глухие, звонкие.
2. Ознакомление со слоговым строением слова.
- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.
- Ознакомление со словесным составом предложения.
- Научить детей различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
4. Подготовка руки к письму. Профилактика дисграфии.
- Научить детей обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Принципы реализации программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей , построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Содержание курса «Обучение грамоте»
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов.
1.Звуки:
Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному обозначению:
- Акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные);
- Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- Звуковой анализ состава слогов и слов;
- «Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений.
- Ускорение процесса фонемообразования и подготовка детей к усвоению грамоты.
- Слоги:
Раскрывается понятие «слог»:
- слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов;
3. Слова:
- выявление различий в звуковом ( слоговом ) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов;
- из первых ( последних) звуков или слогов в названии картинок;
- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
- Связная устная речь:
- Обучение ответам на вопросы диалогической речи;
- Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
- Обучение подробному пересказу текста;
- Обучение составлению рассказа - описания по сюжетной картинке, по серии картинок;
- Целенаправленная работу по развитию мышления, внимания, памяти
- Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
- Выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- Выделение лишнего предмета;
- Объединение различных предметов в группы;
- Выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе.
Начальный период обучения грамоте — это формирование нового отношения к речи. Предметом сознания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Ребенок должен переключить внимание от семантики слова к его звуковому составу, т.е. к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.
С самого начала обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического слуха проводится одновременно с развитием анализа звукового состава речи. Соответствующие упражнения помогают решить две задачи — ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.
Как уже говорилось выше, в разработанной программе обучения грамоте предполагается развитие фонематического слуха; формирование предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучение детей первоначальному чтению. Условно в ходе обучения грамоте можно выделить три периода: подготовительный, буквенный, послебуквенный.
В подготовительный период в игровой форме дети знакомятся с такими понятиями, как: звук, слог, слово, предложение; слова - предметы, слова - признаки, слова - действия; слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"
В буквенный период дети знакомятся с буквами по блокам: гласные вводятся парами: "А" - "Я", "О" - "Е".., затем согласные, далее "Ь" и "Ъ" знаки. Дети ведут тетради, в которых выполняют графические диктанты, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; свободно говорить перед взрослыми и сверстниками; отвечать на вопросы; формулировать и задавать вопросы; пересказывать услышанное (прочитанное). Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток (динамических пауз) и различных подвижных и дидактических игр; использование игрового материала; для занимательного прочтения слогов; чтение сказок о звуках и буквах; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использование дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные вывод, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.
Как уже говорилось выше, особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения. На каждом занятии используются стихотворные формы, использование считалок и загадок для выделения по смыслу каждого слова, чистоговорки и скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи, игры и упражнения со звучащим словом, речевая игра "Живое слово" по принципу дошкольной дидактики "От простого к сложному": от совместного с педагогом составления предложения из 2-3х слов до самостоятельных и осознанных практических действий ребенка по составлению предложений; от простых приемов составления и анализа предложения до вербальных приемов замены одних слов другими, наиболее подходящими по смыслу; от составления простых предложений до вычленения предложений из текста, определяя количество слов и их смысловую последовательность. Данная методика является так же средством подготовки детей к обучению чтению и используется в работе не только с предложением, но и при решении задач по работе со словом, слогом и звуком. Используемые приемы работы - материализации и вербальные. Материализация: графическое изображение предметов; использование схем-моделей; хлопки, приседания, шаги и пр.; физкультминутки по теме занятия - эти приемы способствуют заинтересованности и активности детей. Вербальные: составление предложений с заданным словом; заданное слово в предложении должно быть вторым; составление предложения про предмет, сделанный из бумаги и пр.; нахождение ошибки в предложении и исправление; прослушивание предложения и повторение его, вместо последнего слова придумать свое; отчетливое проговаривание предложений с паузой после каждого слова. Так же игровые упражнения на внимание, дидактические речевые игры: "Назови слово", "Какой звук?", "Назови пару", "Поймай окончание и продолжай", "Скажи, как я", "Кто у кого?", "Кто внимательный", "Назови первый звук", "Назови братца", "Перекличка", "Строительство дома", "Мамина сумка"" "Какой звук гласный?", "Угадай-ка", "Поищи слово", "Назови ударный звук", "Гласный-согласный", "Цепочка", "Летит по небу шар", игры с мячом.
Задачи и содержание работы первого года обучения грамоте дошкольников 5-6 лет
Основная задача обучения грамоте детей 5-6 лет - формирование общей ориентировки в звуковой системе русского языка, обучение их звуковому анализу слова. А также:
- Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
- Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
- Формирование приемов умственных действий анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
- Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
- Развитие умений говорения и слушания.
- Развитие интереса внимания к слову, собственной речи и речи окружающих.
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря: развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка.
- Развитие умения оперировать единицами языка: звукам, слогам, словом, словосочетанием, предложением.
- Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. Рисунок - предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будет заполнены не все клеточки - и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведение звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в лове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ и т.п.). Это мешает им при различении твердых и мягких согласных.
После того, как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками, затем с согласными. Сравнение звуков про их произнесению в занимательной форме игры помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками. Дети узнают, что у звуков есть "братцы", различают большого и малого "братцев", поэтому сразу вводятся названия твердых и мягких согласных звуков: большим братцем называется твердый согласный звук (синий цвет), а маленьким - мягкий согласный звук (зеленый цвет).
В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки "ж", "ш" не имеют мягкой пары, а у звуков "й", "ч" нет твердой пары.
В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дети переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава (роза, слон, лист, аист, паук...). После освоения умения полностью различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить детей с ударением, научить выделять в лове ударный слог и ударный гласный звук. Ударение помогает представить слово единым целым. Именное правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит ребенку преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.
Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа слова. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове. Закрепление звукового анализа слова осуществляется на материале слов типа мишка, слива, замок и т.п. В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2-4 слов, Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении. В методике значительное место занимают дидактические игры с сохранением свойственной дошкольному возрасту развлекательного и эмоционального характера.
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
Письмо (печатание):
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;
– рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
Задачи и содержание работы второго года обучения грамоте дошкольников 6-7 лет
При обучении грамоте детей 6-7 лет решаются следующие задачи:
обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомство со всеми буквами русского алфавита, усвоение некоторых правил орфографии, выкладывание слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладение посильным для дошкольника слоговым и слитным способом чтения.
Членение предложения на слова.
Дети учатся членить предложения на слова (определять количество слов), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения.
В качестве основного методического приема, как и с детьми 5-6 лет, предлагается составлять предложения с использованием "живой модели", когда сами дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.
Звуковой анализ слов.
В данном возрастном периоде такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв. Особое внимание уделяется правильному определению звуков: "гласный звук", "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук". В работу обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения. Предлагаются специальные задания по определению ударения в словах: педагог произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка - ударный гласный звук "у"); или педагог предлагает детям назвать слова с определенным ударным гласным звуком.
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ѐ, ю, и - после мягких согласных. По ходу проведения звукового анализа слова дети узнают, что звуки "ч", "щ", "й" - всегда мягкие согласные, не имеют твердой пары, а звуки "ж", "ш", "ц" - всегда твердые согласные, не имеют мягкой пары; а буквы я, ѐ, ю, е - в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: "йа", "йо", "йу", "йэ". Основой ознакомления с йотированными гласными является звуковой анализ слова, при котором дети обозначают все звуки только фишками. Н-р, анализируя слово яма, дети говорят, что 1-й звук "й" - мягкий согласный, 2-й звук "а" - гласный, третий звук "м" - твердый согласный и 4-й звук "а" - гласный. Все звуки последовательно обозначаются соответствующими фишками (зеленой, красной, синей, красной), что приводит к убеждению, что в заданном слове четыре звука. После это педагог предлагает послушать, как произносятся два первых звука друг за другом и "вводит" правило: если в слове рядом слышатся два звука "й" и "а", то пишется буква я. Таким же образом дети узнают, что и буквы е, ю, ѐ могут в ловах обозначать два звука.
Ознакомление с согласными буквами и буквами Ъ, Ь
В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слова) (к концу года выучивание стихотворения с движениями "Алфавит", слова И.Резника) со строгим выдерживанием единого принципа введения каждой новой согласной буквы.
Согласная буква, за некоторым исключением, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые вводятся. Каждую новую введенную букву дети рассматривают (естественно в игровой занимательной форме с использованием вышеупомянутых приемов), высказывают развернутые предположения, на что она похож; знакомятся как с маленькой, так и заглавной буквами.
Для того, чтобы дети усвоили, что одна буква может обозначать два звука (твердый и мягкий согласный), им дается задание назвать несколько слов сначала с твердым согласным, затем с мягкой его парой. После того, как дети знают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, ш), их знакомят с буквой ь. С этой целью предлагается выкладывать два слова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком (н-р, мел и мель), которые отличаются звуками "л" и "ль". Дети на слух хорошо дифференцируют твердые и мягкие согласные звуки и поэтому при выкладывании слова мель они, как правило, не ставят букву л, а заменяют ее зеленой фишкой. Дети, зная, что буквы я, ѐ, ю, е обозначают мягкость стоящего перед ними согласного звука, пробуют ставить эти буквы за буквой л. После этого вводится правило, что кроме букв я, ѐ, ю, е, которыми обозначается мягкость согласных звуков, есть еще буква - мягкий знак, которая не обозначает никакого звука, а ставится для того, чтобы показать, что предшествующий согласный звук мягкий. Дети так же узнают, что для обозначения мягкости согласного звука мягкий знак может стоять не только в конце, но и в середине слова (пальто, коньки и т.д.).
С разделительной функцией твердого знака и мягкого знаков детей следует ознакомить только тогда, когда они узнают все буквы русского алфавита. Естественно, что со всеми правилами и функциями звуков и написания букв детей знакомят в занимательной стихотворной легко запоминающейся форме (н-р, "Он очень вежлив, Мягкий знак, не любит споров он и драк. Он в слове "мать" и в слове "дочь". И в тихом лунном слове "ночь". Чтоб никого не огорчить, он все старается смягчить!") и т.п. Знакомясь с согласными, дети выкладывают из букв разрезной азбуки не только слова, но и предложения. Наряду с этим усваиваются правила: предложение начинается с большой, заглавной буквы; слова располагаются на расстоянии друг от друга, а буквы в словах рядом; в конце предложения ставится точка.
Обучение чтению.
При обучении чтению выделятся три задачи:
1. обучение словоизменению;
2. формирование слогового чтения;
3. формирование слитного чтения.
Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. В дошкольном возрасте речь идет о посильном для каждого ребенка слитном чтении! Сложность состоит в том, что в русском алфавите букв меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой. Читающему на то, как нужно прочесть букву, указывает следующая за ней гласная буква. Таким образом, ребенок должен сначала посмотреть на гласную букву, а затем перевести взгляд на согласную и читать. А начинающий читать ребенок это действие быстро произвести просто не может физиологически. Именно так и происходит во время обучения словоизменению.Следует помнить, что не в овладении слитным чтением состоит главная задача обучения дошкольников грамоте, а в оперировании звуковой стороной родного языка, овладение которым в полной мере, включая развернутую свободную речь дошкольника с применением творческих возможностей, и приведет ребенка к воссозданию звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели, т.е. к осознанному чтению. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствующий развитию активной мыслительной творческой деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– строить сложные предложения разных видов;
– составлять рассказы по серии картин;
– находить слова с определенным звуком;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
Письмо (печатание):
– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
– составлять схемы слов;
– выполнять письменные задания у доски;
– списывать с настенной доски слова, предложения;
– осваивать общий темп записи;
– умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
– соблюдают пробел между словами;
– умеют определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию у дошкольников способностей к творческой деятельности
Программа по выявлению и развитию у дошкольников способностей к творческой деятельности...
Программа по выявлению и развитию у дошкольников творческих способностей «Правополушарное рисование».
Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейз...
программа по выявлению и развитию музыкальных способностей дошкольников "Дорожка к музыке"
программа по выявлению и развитию музыкальных...
Программа по выявлению и развитию у старших дошкольников способностей к обучению чтению «Страна звуков и букв».
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.Конечно важнее ребенка не учить читать, а развивать речь, способность различать ...
Программа по выявлению и развитию у старших дошкольников познавательных и физических способностей «Калейдоскоп народных игр».
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх мн...
Рабочая программа по выявление и развитию познавательных способностей старших дошкольников «Самый умный»
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка &la...