МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»
методическая разработка по логопедии
Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и приемы работы с детьми по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 17 «Непоседы»
МАСТЕР-КЛАСС
для педагогов
Методы и приемы обучения грамоте
старших дошкольников с ОНР
«Путешествие по стране звуков и букв»
Провела:
Учитель-логопед
Фёдорова И.А.
28.10. 2022 г.
г. Долгопрудный
Мастер-класс для педагогов
«Путешествие по стране звуков и букв»
Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и приемы работы с детьми по данному направлению.
Оборудование: 5-ть мячей от маленького до большого со звуками (репка), пирамидка со звуками (сказка, книга), схема – действия, предлог, палочки.
Ход.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте по теме. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
-Начнем с того, что огромную роль в становлении речи играет фонематический слух. Фонематический слух это, своего рода, смысловая сторона речи. В норме фонематический слух полностью формируется к 2,5 годам. Недостаточность развития фонематического слуха ведет к нарушению развития речи в целом.
- Нарушению звукопроизношения;
- Нарушению лексико – грамматического строя речи;
- Нарушению связной речи.
Последствиями нарушения фонематического слуха могут являться: дислексия-нарушение процесса чтения и дисграфия- нарушение процесса письма.
- Я хочу сегодня предложить Вам поиграть со мной и оказаться на месте детей. Во время нашей совместной работы я Вам продемонстрирую несколько приемов, игр используемых в коррекционной работе по обучения грамоте.
ИГРА «Половинки»
Для игры берем мяч, игрок говорит слог и бросает мяч другому игроку, он должен закончить слово. н/р ру -..ка, но…,го …, мы …, ли .., му ..,ры .. , ша …
ИГРА « Рассыпанное слово»
Ваша задача расставить мячики от большого к маленькому.
На каждом мячике есть звук, расставив правильно, получится слово.
Слово « РЕПКА». Как вы думаете, сколько слогов, частей в слове «РЕПКА». Правильно два. А как узнали? Можно отхлопать слово. А еще – сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Сколько? Назовите их. Другие звуки, буквы в нашем слове согласные. Согласные бывают твердыми и мягкими т.е. большими или маленькими (Демонстрация картинок на звуки).
Вам нужно выложить слово РЕПКА кружочками обозначающими звук.
- Как Вы различаете, что это звуки гласные, это согласные?
ИГРА «Мир звуков»
Нужно встать в круг, ведущий называет звуки, при этом гласные машут руками, согласные приседают (а, р, у, и, н, в, м, ф, ё, ю).
ИГРА «Собери пирамидку»
Тем самым у нас сложилось еще слово – СКАЗКА, КНИГА.
Теперь пора вспомнить наши знаки (слово – действие, предлог В)
А теперь из этих слов мы составим предложение. Что такое предложение? ( Предложение – это слова связанные между собой по смыслу).
Вначале проговорим, и выложим из палочек, чтоб посчитать, сколько слов в нашем предложении.
У Саши живет добрая собака - 5 слов.
Можно спросить ребенка: какое слово последнее или третье. Для того чтоб понять насколько ребенок усвоил понятие слово, предложение.
Работа с памятками «Последовательность работы с новым звуком», «Последовательность работы с буквой».
Рефлексия.
Большое спасибо, мне понравилось, как вы работали. Скажите, что Вам понравилось, запомнилось? Чем мы сегодня занимались?
А теперь ВЫ снова взрослые, хотелось бы услышать Ваше мнение, с чем согласны, с чем не согласны? Мне было приятно видеть живой интерес в ваших глазах.
Ответы педагогов.
Спасибо за внимание.
ПАМЯТКА
«ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ЗВУКОМ»
1. Послушайте слова и назовите звук, который повторяется в этих словах (или первый звук в слове).
2. Анализ артикуляции звука:
- что делают губы?
- как расположены зубы?
- как расположен и что делает язык?
- как работают голосовые связки?
- какая воздушная струя?
Выделение акустических признаков звука:
Гласный – согласный, Звонкий – глухой, Твердый – мягкий. Если воздух, при произнесении звука выходит свободно, то это гласный звук. Если при произнесении звука, встречаются препятствия – это звук согласный.
3. Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
4. Звуко-буквенный анализ слова с использованием цветных фишек (красная – гласный звук, синяя – согласный твёрдый, зелёная – согласный мягкий).
5. Деление слова на слоги (хлопками, или с помощью ладони, кулачка под подбородком).
6. Знакомство с буквой (памятка)
ПАМЯТКА
«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С БУКВОЙ»
1. Анализ образа буквы, из каких элементов состоит, сколько их, какие. Как расположены? (можно использовать СХЕМУ)
2.Закрепление образа буквы в кинестетических ощущениях: можно организовать поразному, с использованием различных анализаторов.
– На что похожа буква?
- Написать букву в воздухе, на столе;
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
- Вырывать из бумаги образ буквы;
- Получить в подарок букву;
- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
- Вылепить из пластилина, теста;
- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте;
- «Живые буквы» (ребёнок изображает букву с помощью рук, тела).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692435-1445338073.jpg)
Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»
Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/23/picture-359666-1521788653.jpg)
Конспект комбинированного занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну звуков и букв».
коспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/23/picture-1139800-1556049614.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе " Путешествие в страну звуков и букв"
Особое значение для подготовки детей к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты аналитико-синтетическим мет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-1365584-1637497532.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв»
Дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв» является универсальной и может использоваться, как для подготовки к обучению...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-909680-1490683715.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе от 6 до 7 лет «Путешествие в страну звуков и букв “Звуколандию».
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе от 6 до 7 лет «Путешествие в страну звуков и букв “Звуколандию»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/08/picture-1060872-1699457838.png)
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (ОО «Речевое развитие») по теме: «Путешествие по стране звуков и букв» подготовительная к школе группа
образовательная деятельность через маршрутную игру...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/12/picture-1165580-1731426813.jpg)
Обучение грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем». Согласные звуки IмI, Iм’I; буквы М, м.
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем» предназначено для детей дошкольного возраста и направлено на знакомство с согласными звуками [м] и [м&r...