Конспект занятия в старшей группе "Звуковой анализ слова Лиса"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Семёнова Валентина Викторовна

Задачи:

• расширять запас, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

• помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;

• упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»);

• совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;

• развивать мелкую моторику.

Пособиякартинки-схемы слов «лиса» и «Луна» (спутник Земли, карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса»

ТемаЗвуковой анализ слова «лиса»Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса»

Задачи:

• расширять запас, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

• помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;

• упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»);

• совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;

• развивать мелкую моторику.

Пособиякартинки-схемы слов «лиса» и «Луна» (спутник Земли, карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания.

Ход занятия

1. Игра «Доскажи словечко».

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это. (солнце).

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

В ночь - мороз, С утра - капель,

Значит, на дворе. (апрель).

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, Что за месяц это?. (Май.)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица. (грач).

Труд в саду он уважает,

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве «дворец»:

В нем живет с семьей. (скворец).

У грача - грачонок,

У скворца -. (скворчонок).

Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

2. Игра «Угадай птицу».

1-й вариант.

- Узнать птицу по описанию.

1) Перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива. (Грач.)

2) Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением. (Скворец.)

3) Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)

2-й вариант.

- Перечислить и показать перелетных птиц. Описать их. (Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок,чиж:, гусь, утка,стриж:, щегол.)

Грачи какие?

(Крикливые, шустрые, небольшие, синевато-черные, дружные, умные, общительные, полезные, перелетные.)

- Грачи что делают?

(Кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются.)

3-й вариант.

- Образовать родственные слова.

Грач - грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнезда, грачевник (скопление грачиных гнезд).

Скворец - скворушка, скворечник, скворцовый, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.

3. Звуковой анализ слова «лиса».

Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.

«Лллиса» - первый звук [л]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой.

«Лиииса» - второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.

«Лиссса» - третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешают язычок и зубы. Этот звук обозначаем синей фишкой.

«Лисааа» - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть — на стулья тихо сесть.

4. Сравнительный звуковой анализ слов «Луна» (спутник Земли) и «лиса».

Вопросы к детям:

- Какой звук первый в слове «лиса»? - [л'].

- Какой первый звук в слове «Луна»? - [Л].

Какие это звуки? - Это звуки-братцы: [Л] - большой братец, [л] — маленький братец.

Педагог еще раз обращает внимание детей на то, что произносить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] - согласные звуки. Большой братец [Л] - твердый согласный, маленький братец [л] - мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный - зеленой фишкой.

5. Игра «Назови пару».

Проводится в кругу с мячом.

Педагог называет твердый согласный звук, а дети в ответ - мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

6. Лексическое упражнение «Лисонька — лиса».

Условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы.

Правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети.

Вопросы:

- Кто это? (Лиса.)

- Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь.)

~ Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков J

- Какими словами можно сказать про то, какая это лиса(Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая.)

- Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит.)

- - Вспомните слово со звуком [к](Лисонька, лисичка.)

- Какие слова, похожие по звучанию, можно подобрать к слову «лисичка»(Сестричка, синичка, невеличка.)

7. Игровое упражнение «Мой медведь».

Выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Волшебные слова"

Занятие по развитию речи для детей старшей группы ДОУ...

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Конспект занятия в старшей группе. «Волшебные слова»

Конспект занятия "Волшебные слова"...

Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.

Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука  в слове и в проведении  слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...

Конспект занятия в старшей группе «Волшебное слово»

Тема «Волшебное слово»Задачи:• воспитывать уважение друг к другу, старшим, посторонним,;• формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честн...

Конспект занятия в старшей группе «Вежливые слова » .

Задачи:                                                      ...

Открытое занятие Звуковой анализ слова Лиса

Продолжать обучение звуковому анализу слова. Учить различать гласные,твердые и мягкие согласные звуки....