Конспект занятия в старшей группе "Звуковой анализ слова Лиса"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Задачи:
• расширять запас, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
• помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;
• упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»);
• совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;
• развивать мелкую моторику.
Пособия: картинки-схемы слов «лиса» и «Луна» (спутник Земли, карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по обучению грамоте звуковой анализ слова "Луна, Лиса" | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса»
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса»
Тема: Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса»
Задачи:
• расширять запас, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
• помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;
• упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»);
• совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;
• развивать мелкую моторику.
Пособия: картинки-схемы слов «лиса» и «Луна» (спутник Земли, карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания.
Ход занятия
1. Игра «Доскажи словечко».
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это. (солнце).
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
В ночь - мороз, С утра - капель,
Значит, на дворе. (апрель).
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, Что за месяц это?. (Май.)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица. (грач).
Труд в саду он уважает,
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве «дворец»:
В нем живет с семьей. (скворец).
У грача - грачонок,
У скворца -. (скворчонок).
Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
2. Игра «Угадай птицу».
1-й вариант.
- Узнать птицу по описанию.
1) Перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива. (Грач.)
2) Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением. (Скворец.)
3) Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)
2-й вариант.
- Перечислить и показать перелетных птиц. Описать их. (Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок,чиж:, гусь, утка,стриж:, щегол.)
Грачи какие?
(Крикливые, шустрые, небольшие, синевато-черные, дружные, умные, общительные, полезные, перелетные.)
- Грачи что делают?
(Кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются.)
3-й вариант.
- Образовать родственные слова.
Грач - грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнезда, грачевник (скопление грачиных гнезд).
Скворец - скворушка, скворечник, скворцовый, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.
3. Звуковой анализ слова «лиса».
Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.
«Лллиса» - первый звук [л]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой.
«Лиииса» - второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.
«Лиссса» - третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешают язычок и зубы. Этот звук обозначаем синей фишкой.
«Лисааа» - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть — на стулья тихо сесть.
4. Сравнительный звуковой анализ слов «Луна» (спутник Земли) и «лиса».
Вопросы к детям:
- Какой звук первый в слове «лиса»? - [л'].
- Какой первый звук в слове «Луна»? - [Л].
Какие это звуки? - Это звуки-братцы: [Л] - большой братец, [л] — маленький братец.
Педагог еще раз обращает внимание детей на то, что произносить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] - согласные звуки. Большой братец [Л] - твердый согласный, маленький братец [л] - мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный - зеленой фишкой.
5. Игра «Назови пару».
Проводится в кругу с мячом.
Педагог называет твердый согласный звук, а дети в ответ - мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.
6. Лексическое упражнение «Лисонька — лиса».
Условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы.
Правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети.
Вопросы:
- Кто это? (Лиса.)
- Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь.)
~ Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков J
- Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая.)
- Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит.)
- - Вспомните слово со звуком [к]. (Лисонька, лисичка.)
- Какие слова, похожие по звучанию, можно подобрать к слову «лисичка»? (Сестричка, синичка, невеличка.)
7. Игровое упражнение «Мой медведь».
Выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Волшебные слова"
Занятие по развитию речи для детей старшей группы ДОУ...
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....
Конспект занятия в старшей группе. «Волшебные слова»
Конспект занятия "Волшебные слова"...
Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.
Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука в слове и в проведении слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...
Конспект занятия в старшей группе «Волшебное слово»
Тема «Волшебное слово»Задачи:• воспитывать уважение друг к другу, старшим, посторонним,;• формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честн...
Открытое занятие Звуковой анализ слова Лиса
Продолжать обучение звуковому анализу слова. Учить различать гласные,твердые и мягкие согласные звуки....