Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп. Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Срещикова София Александровна

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп. Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

                       (МАДОУ д/с «Алёнка»)

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительных к школе групп

Выполнил:

учитель-логопед  Срещикова С.А.

2019 г.

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп.

Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»

1. Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Перед, между, после».

Дети стоят в кругу, логопед предлагает вспомнить времена года.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, какие бывают времена года, перечислите? Как называется время года перед осенью? Как называется время года после осени? Как называется время года между летом и зимой?

Дети: Зима, Весна, Лето, Осень. Лето. Зима. Весна.

Воспитатель: Молодцы, вспомнили все времена года. Сейчас сядет за стол тот, кто назовет слово со звуком У.

Дети: Улитка, утка, уши, умница, уж, укол и т.д.

2. Повторение пройденного материала.

Воспитатель: Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте  внимательно:

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)

2. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней (машина)  

3.В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка

Кто же это?  (Мышка.)

3. Сообщение новой темы.

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Дети: Морковь, машина, мышка.

Воспитатель: А какой один и тот же звук слышится в начале слова? Отвечаем полным предложением.

Дети: В начале слова слышится звук М.

Воспитатель: Правильно! Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М).

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Воспитатель: Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально)

Дети: М.

Воспитатель: Когда мы произносим звук М -  губы сомкнуты, зубы сомкнуты, язык прячется за зубами.

Воспитатель: Воздух выходит свободно, когда произносим звук М?

Дети: Нет, воздух встречает преграду

Воспитатель: Что ему мешает?

Дети: губы.

Воспитатель: Звук (М) какой? Отвечаем полным предложением.

Дети: Звук М согласный, твёрдый.

Воспитатель: Каким мы его обозначаем цветом?

Дети: Синим (воспитатель выставляет кружок синего цвета).

Воспитатель: У нашего звука М есть братец звук Мь- произнесите звук Мь. Как мы его произносим?

Дети: мягко.

Воспитатель: Значит звук Мь какой? Отвечаем полным предложением.

Дети: Звук Мь согласный, мягкий.

Воспитатель: Каким цветом мы его обозначаем?

Дети: Звук Мь обозначаем зелёным цветом (воспитатель выставляет кружок синего цвета).

5. Закрепление нового материала.

Воспитатель: А для того, чтобы это всё лучше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни». Я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук М; а если Мь – топнуть) – дети встают со стульев. Воспитатель прикрывает рот листочком. М, Ш, Мь, Н, А, М, Мь.

А теперь все то же самое, но только в слогах. Хлопнуть, если услышите звук М; а если Мь – топнуть.

Игра «Четвертый лишний» (в словах). На слайде картинки.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя и почему? Отвечаем полным предложением.

Дети: Лишний ананас, потому что в этом слове нет звука М или Мь.

6. Знакомство со звуком Мь.

Воспитатель: Молодцы! Вы ответили правильно. Посмотрите, у вас на столах лежат картинки. Ваша задача найти слово со звуком М или Мь. И подарить эти картинки нашим героям. Мышке мы дарим слова с твердым звуком М, а Мишке слова с мягким звуком Мь.

7. Физминутка.

Игра с мячом « Скажи наоборот».

Воспитатель: Встаем в кружок. Я говорю вам например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) (садятся на места). Я говорю твердо, а вы мягко.

8. Звуковой анализ слова.

Воспитатель: Сейчас мы попробуем с вами собрать слово по первым звукам. Посмотрим, что за слово я вам загадала.

Дети: Получилось слово Мишка.

Воспитатель: Молодец! Отгадали. Один ребенок выходит к доске проверяют вместе с логопедом. Сейчас мы проведем звуковой анализ слова Мишка.

Воспитатель: Произнеси слово МИШКА медленно, выделяя голосом каждый звук. Ребёнок произносит.

В: Сколько звуков в слове Мишка? ( Можно считает звуки, загибая пальцы, по количеству звуков в схеме).

Р: В слове Мишка 5 звуков.

В: какой первый звук в слове Мишка?

Р: Первый звук [Мь].

В: Скажи, какой это звук? (характеристика звука).

Р: согласный, мягкий. Обозначается зеленой фишкой.

В: какой второй звук в слове Мишка?

Р: Второй звук [И]

В: Расскажи какой это звук?

Р: гласный, обозначается красной фишкой.

В: третий звук какой?

Р: [Ш]. Он согласный, твердый. Обозначается синей фишкой.

В: Назови четвёртый звук в слове Мишка?

Р: Четвёртый звук [К]. Он согласный, твердый. Обозначается синей фишкой.

В: Пятый звук?

Р: Пятый звук [А] – гласный, обозначается красным цветом.

В: сколько всего звуков в слове?

Р: В слове Мишка 5 звуков.

В: Назови гласные звуки в слове Мишка? (покажи их место).

Р: И,А

В:Сколько гласных звуков в слове?

Р: 2 гласных звука.

В: Назови согласные звуки?

Р: Мь, Ш, К.

В: Назови согласные твёрдые звуки?

Р: Ш, К.

В: Назови согласный мягкий звук?

Р: Мь.

В: Раздели слово Мишка на слоги.

Р: МИШ-КА.

В: Сколько слогов в слове Мишка?

Р: В слове Мишка 2 слога.

В: (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом).

9. Работа с предложением.

Воспитатель: А теперь составьте предложение со словом Мишка. Выложите схему этого предложения.

Р: (выкладывает схему предложения).

В: Сколько слов в этом предложении?

Р: в этом предложении 4 слова.

В: назови первое слово в твоем предложении?

Р: первое слово:

В: назови второе слово?

Р: второе слово:

В: назови третье слово?

Р: третье слово:

В: назови четвертое слово?

Р: последнее слово:

В: еще раз прочитай свое предложение.

10. Знакомство с буквой.

Воспитатель: Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.

(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)

Из каких элементов состоит буква М? На что похожа буква М? (ответы детей). А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. Молодцы.

11. Формирование навыков чтения и печатания.

Буква М и буква А. МА. Придумаем слова со слогом МА. Прочитаем (если успеем).

12. Итог занятия.

Воспитатель:  Итак, ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?

Дети: со звуками М и Мь.

Воспитатель: Какой это звук? (согласный)

Правильно. А что вам больше понравилось? Что  интересного запомнилось? Вы очень хорошо работали, молодцы! И за то, что вы справились со всеми заданиями  я вам  хочу подарить волшебные  «картинки – невидимки» ( с изображением буквы М точками.) Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Шум дождя"

Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова. закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характери...

ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: Звук [С]. Буква «С»

ЦЕЛЬ: познакомить детей со звуком и буквой С. Задачи:     1. Закреплять навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, предложениях;учить выдел...

ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: «Скоро в школу». Дифференциация звуков «Л»-«Р»

Цель: дифференциация звуков «Л»-«Р». Задачи:учить дифференцировать звуки [л]-[р];совершенствовать умение выделять звуки [л] и [р] в начале, середи...

ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: Дикие животные. Автоматизация Звука «Л».

ЦЕЛЬ – автоматизация звука «Л» в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-обучающие:Закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях.Учить определять место звука ...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Приключения Буратино»

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: "Приключения Буратино"...

Тема: «Путешествие на страницу Азбуки» Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Путешествие на страницу Азбуки»Конспект занятия по обучению грамотедля детей подготовительной к школе группы....

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Цирк».

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительного к школе возраста с ЗПР. Задачи данного занятия:Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка ...