Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп. Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп. Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительных к школе групп
Выполнил:
учитель-логопед Срещикова С.А.
2019 г.
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп.
Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»
1. Организационный момент.
Дидактическое упражнение «Перед, между, после».
Дети стоят в кругу, логопед предлагает вспомнить времена года.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, какие бывают времена года, перечислите? Как называется время года перед осенью? Как называется время года после осени? Как называется время года между летом и зимой?
Дети: Зима, Весна, Лето, Осень. Лето. Зима. Весна.
Воспитатель: Молодцы, вспомнили все времена года. Сейчас сядет за стол тот, кто назовет слово со звуком У.
Дети: Улитка, утка, уши, умница, уж, укол и т.д.
2. Повторение пройденного материала.
Воспитатель: Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно:
1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)
2. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней (машина)
3.В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? (Мышка.)
3. Сообщение новой темы.
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
Дети: Морковь, машина, мышка.
Воспитатель: А какой один и тот же звук слышится в начале слова? Отвечаем полным предложением.
Дети: В начале слова слышится звук М.
Воспитатель: Правильно! Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М).
4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Воспитатель: Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально)
Дети: М.
Воспитатель: Когда мы произносим звук М - губы сомкнуты, зубы сомкнуты, язык прячется за зубами.
Воспитатель: Воздух выходит свободно, когда произносим звук М?
Дети: Нет, воздух встречает преграду
Воспитатель: Что ему мешает?
Дети: губы.
Воспитатель: Звук (М) какой? Отвечаем полным предложением.
Дети: Звук М согласный, твёрдый.
Воспитатель: Каким мы его обозначаем цветом?
Дети: Синим (воспитатель выставляет кружок синего цвета).
Воспитатель: У нашего звука М есть братец звук Мь- произнесите звук Мь. Как мы его произносим?
Дети: мягко.
Воспитатель: Значит звук Мь какой? Отвечаем полным предложением.
Дети: Звук Мь согласный, мягкий.
Воспитатель: Каким цветом мы его обозначаем?
Дети: Звук Мь обозначаем зелёным цветом (воспитатель выставляет кружок синего цвета).
5. Закрепление нового материала.
Воспитатель: А для того, чтобы это всё лучше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни». Я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук М; а если Мь – топнуть) – дети встают со стульев. Воспитатель прикрывает рот листочком. М, Ш, Мь, Н, А, М, Мь.
А теперь все то же самое, но только в слогах. Хлопнуть, если услышите звук М; а если Мь – топнуть.
Игра «Четвертый лишний» (в словах). На слайде картинки.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя и почему? Отвечаем полным предложением.
Дети: Лишний ананас, потому что в этом слове нет звука М или Мь.
6. Знакомство со звуком Мь.
Воспитатель: Молодцы! Вы ответили правильно. Посмотрите, у вас на столах лежат картинки. Ваша задача найти слово со звуком М или Мь. И подарить эти картинки нашим героям. Мышке мы дарим слова с твердым звуком М, а Мишке слова с мягким звуком Мь.
7. Физминутка.
Игра с мячом « Скажи наоборот».
Воспитатель: Встаем в кружок. Я говорю вам например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) (садятся на места). Я говорю твердо, а вы мягко.
8. Звуковой анализ слова.
Воспитатель: Сейчас мы попробуем с вами собрать слово по первым звукам. Посмотрим, что за слово я вам загадала.
Дети: Получилось слово Мишка.
Воспитатель: Молодец! Отгадали. Один ребенок выходит к доске проверяют вместе с логопедом. Сейчас мы проведем звуковой анализ слова Мишка.
Воспитатель: Произнеси слово МИШКА медленно, выделяя голосом каждый звук. Ребёнок произносит.
В: Сколько звуков в слове Мишка? ( Можно считает звуки, загибая пальцы, по количеству звуков в схеме).
Р: В слове Мишка 5 звуков.
В: какой первый звук в слове Мишка?
Р: Первый звук [Мь].
В: Скажи, какой это звук? (характеристика звука).
Р: согласный, мягкий. Обозначается зеленой фишкой.
В: какой второй звук в слове Мишка?
Р: Второй звук [И]
В: Расскажи какой это звук?
Р: гласный, обозначается красной фишкой.
В: третий звук какой?
Р: [Ш]. Он согласный, твердый. Обозначается синей фишкой.
В: Назови четвёртый звук в слове Мишка?
Р: Четвёртый звук [К]. Он согласный, твердый. Обозначается синей фишкой.
В: Пятый звук?
Р: Пятый звук [А] – гласный, обозначается красным цветом.
В: сколько всего звуков в слове?
Р: В слове Мишка 5 звуков.
В: Назови гласные звуки в слове Мишка? (покажи их место).
Р: И,А
В:Сколько гласных звуков в слове?
Р: 2 гласных звука.
В: Назови согласные звуки?
Р: Мь, Ш, К.
В: Назови согласные твёрдые звуки?
Р: Ш, К.
В: Назови согласный мягкий звук?
Р: Мь.
В: Раздели слово Мишка на слоги.
Р: МИШ-КА.
В: Сколько слогов в слове Мишка?
Р: В слове Мишка 2 слога.
В: (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом).
9. Работа с предложением.
Воспитатель: А теперь составьте предложение со словом Мишка. Выложите схему этого предложения.
Р: (выкладывает схему предложения).
В: Сколько слов в этом предложении?
Р: в этом предложении 4 слова.
В: назови первое слово в твоем предложении?
Р: первое слово:
В: назови второе слово?
Р: второе слово:
В: назови третье слово?
Р: третье слово:
В: назови четвертое слово?
Р: последнее слово:
В: еще раз прочитай свое предложение.
10. Знакомство с буквой.
Воспитатель: Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.
(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)
Из каких элементов состоит буква М? На что похожа буква М? (ответы детей). А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. Молодцы.
11. Формирование навыков чтения и печатания.
Буква М и буква А. МА. Придумаем слова со слогом МА. Прочитаем (если успеем).
12. Итог занятия.
Воспитатель: Итак, ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?
Дети: со звуками М и Мь.
Воспитатель: Какой это звук? (согласный)
Правильно. А что вам больше понравилось? Что интересного запомнилось? Вы очень хорошо работали, молодцы! И за то, что вы справились со всеми заданиями я вам хочу подарить волшебные «картинки – невидимки» ( с изображением буквы М точками.) Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Шум дождя"
Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова. закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характери...
ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: Звук [С]. Буква «С»
ЦЕЛЬ: познакомить детей со звуком и буквой С. Задачи: 1. Закреплять навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, предложениях;учить выдел...
ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: «Скоро в школу». Дифференциация звуков «Л»-«Р»
Цель: дифференциация звуков «Л»-«Р». Задачи:учить дифференцировать звуки [л]-[р];совершенствовать умение выделять звуки [л] и [р] в начале, середи...
ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: Дикие животные. Автоматизация Звука «Л».
ЦЕЛЬ – автоматизация звука «Л» в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-обучающие:Закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях.Учить определять место звука ...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Приключения Буратино»
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: "Приключения Буратино"...
Тема: «Путешествие на страницу Азбуки» Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы.
Тема: «Путешествие на страницу Азбуки»Конспект занятия по обучению грамотедля детей подготовительной к школе группы....
Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Цирк».
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительного к школе возраста с ЗПР. Задачи данного занятия:Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка ...