Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Шум дождя"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Степаненко Тамара Владимировна

Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова. закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характеристики звуков. Развивать фонематический  слух и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_shum_dozhdya.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

Конспект занятия по обучению грамоте

 для детей подготовительной к школе группы

                       «Шум дождя»

                                                                             Воспитатель: Степаненко Т. В.

                                                                                             

                                                   Февраль - 2016 год

Программное содержание:

1. Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова.

2. Закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характеристики звуков.

3. Закрепить умение делить слова на слоги, определять местоположения звука в слове.

4. Закрепить понятие, что такое предложение; упражнять детей в составлении предложений с помощью схемы.

5. Развивать фонематический слух и внимание.

Словарная работа:

Активизация словаря: буква, звук, слог, предложение, гласные, согласные, в начале, в середине, в конце слова, пишем, читаем, слышим, летит, красный, синий, шум дождя, сказка, сказочные герои, Дюймовочка, Жихарка, Терешечка, болото, жаба, жук, пчела, бабочка, гусеница, насекомые, цветок.

Материалы к занятию:

Звукозапись «капающего дождя», магнитофон, дерево с буквами, пособие «Цепочки слов», игрушки: жаба, пчела, жук, гусеница, бабочка, кукла «Дюймовочка»; кувшинки с буквами, сундучок, шапочки насекомых, 2 корзинки (красная и синяя).

Раздаточный материал:

Пособие «домики с окошками», кружки: синие, красные; пособие «Найди место звука в слове»; полоски для выкладывания схемы предложения.

Методы обучения:

Беседа, художественное слово, практическая деятельность, логические рассуждения, демонстрация наглядных пособий, имитация движений, игра.

Ход занятия:

Воспитатель включает фонограмму капающего дождя, и просит детей подойти к нему.

Воспитатель: 

Дети, что это? (Ответы детей: Шум дождя.) Правильно, идет дождь. А сейчас представьте, что мы с вами превратились в маленьких человечков. Как вы думаете, где нам можно укрыться, ведь мы с вами такие маленькие? (ответы детей). А можно ли нам укрыться под большим листком?  (высказывания детей). Ребята, мы с вами сейчас маленькие - маленькие, а скажите, в каких сказках встречаются маленькие герои?

Дети: 

«Белоснежка и семь гномов», «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Жихарка», «Терешечка», «Кот в сапогах».

Воспитатель:

 Молодцы! А теперь отгадайте загадку:

Выросла из семечка,

Маленькая девочка,

Ростиком с иголочку

Зовут ее…(Дюймовочка) 

Дети, а кто написал сказку «Дюймовочка»? (Ганс Христиан Андерсен). Правильно, а хотите отправиться в гости к Дюймовочке? Только дорога в сказку непростая, нас ждет много препятствий - заданий, которые мы должны выполнить.  (звучит веселая музыка, перед детьми появляется указатель.)

Воспитатель:

Ребята, мне кажется, что мы с вами должны следовать по указателю (стрелке), а вы как думаете? (ответы детей). Стрелка нам показывает идти по этой тропинке. Но что это, посмотрите, прямо на тропинке выросло дерево. Чтобы нам пройти дальше надо выполнить задание. На дереве висят листики с буквами, а под деревом стоят две корзинки, красная и синяя. Как вы думаете, почему одна корзинка красная, а другая – синяя? (ответы детей). Правильно, красная корзинка для гласных звуков, а синяя – для согласных. Сейчас мы с вами вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили. Скажите ребята, чем отличается буква от звука? (Ответы детей). Правильно, букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим.

Игра «Угадай, какой я звук?»

Дети срывают листики с буквами с дерева и произносят их. Дают краткую характеристику звукам (гласные, согласные, гласные пропевают), и кладут в корзинки. В синюю корзинку согласные, в красную корзинку гласные.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Стрелочка нам указывает путь на болото. Но здесь почему-то обрывается тропинка, наверно нам самим надо выложить тропинку из картинок.

Игра «Цепочка слов».

Дети берут картинки и составляют из них цепочку (зонт-тигр, рак-ком, муха-астра, автобус-свинья, яблоко-обруч, чемодан-носки), выделяя одинаковый звук в начале и в конце слова.

Воспитатель:

Ну вот мы с вами выложили тропинку, и пришли на болото. А кто живет на болоте?

(Ответы детей, дети садятся на лавочки-в виде «зеленых кочек».) Посмотрите, кажется, в кувшинках спрятались буквы, нам надо составить слово из букв. 

(Дети составляют слово «ЖАБА», делают звуковой анализ слова, используя кружочки красного и синего цвета. Появляется мадам Жабэ (игрушка).)

Мадам Жабэ: 

Кто это пожаловал на мое болото? Какие маленькие, толстенькие, упитанные, розовощекие, сладкие деточки.

Воспитатель: Уважаемая мадам Жабэ, мы идем в гости к Дюймовочке, помогите нам, пожалуйста, перейти ваше болото.

Мадам Жабэ: 

Нет, я вам не помогу, пока вы не поможете моему сыночку сделать домашнее задание, он уже целую неделю думает, и ничего не придумал. (Мадам Жабэ раздает детям карточки с картинками, по первым звукам картинки надо угадать, какое слово спряталось.)

Дидактическая игра «Угадай, слово? (Дети разгадывают слова.)

Мадам Жабэ: 

Ну и молодцы же у вас ребята! Так и быть я помогу вам перейти через болото, повторяем за мной.

Физкультминутка

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

(Дети повторяют движения за мадам Жабэ, и переходят болото.)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, стрелочка указывает нам путь к загадочным домикам, интересно, кто же здесь живет, да и домики все разные. (Дети рассматривают домики с одним окошком, двумя, тремя, четырьмя.) Дети, это друзья Дюймовочки, и мы сейчас, отгадаем, кто здесь живет?

Игра «Доскажи словечко».

Знаю все сады вокруг

Я веселый майский…(жук).

Мед в кувшинчике несла

Полосатая …(пчела).

Над цветочками порхает

Маленькая лампочка…

Ой, поправьте меня, дети

Кто же это? (бабочка).

Вот, скажите мне, ребята,

Что это за путаница?

Лист капустный, кто грызет?

Кошка или…(гусеница).

Воспитатель:

Ребята, а хотите превратиться в насекомых? Тогда надевайте шапочки и летите в свои домики, но прежде чем найти свой домик, надо разбить слова по слогам, сколько слогов, столько и окошек. (четыре ребенка берут   пособие «домики с окошечками», а остальные дети делят слова по слогам, и «летят» в соответствующие окошечкам домики). Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Идем дальше? (дети определяют, в какую сторону идти).  Посмотрите, мы с вами пришли в цветочную школу. (дети проходят за столы, их встречает Господин Учитель Жук.)

Учитель Жук: 

Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы пришли в мою школу.

Воспитатель: 

Учитель Жук, мы очень хотим встретиться с Дюймовочкой, помогите нам, пожалуйста!

Учитель Жук: 

Непременно, я вам помогу, ведь Дюймовочка моя лучшая ученица. Но и вы помогите мне разобраться с заданиями. Мои ученики перепутали все картинки, они никак не могут определить, где находится звук.

Игра «Найди место звука в слове».

Детям раздается пособие-карточки со схемами расположения звука в словах (в начале, в середине, в конце слова) на каждой схеме нарисована буква, воспитатель раздает картинки, дети определяют место звука в слове (звук с, ш, к, л).

Воспитатель: 

Молодцы, ребята! А теперь помогите Учителю Жуку собрать все слова в одно предложение, и составить схему.

Игра «Рассыпались слова».

Воспитатель говорит слова в разброс (цветок, пчелка, на, летит), дети составляют предложение (пчелка летит на цветок). И составляют схему предложения.

Учитель Жук: 

Молодцы! Вы мне очень помогли, я вам подарю волшебные крылышки, они вас принесут прямо к Дюймовочке. (Дети надевают волшебные крылышки и импровизируют, летая как бабочки, появляется Дюймовочка и дарит детям медальки.)

Воспитатель: 

Вам понравилось путешествие? Кто вас удивил? Что больше всего запомнилось? Чем понравилось заниматься? (Ответы детей. Подведение итога.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...