Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с уменьшительными суффиксами. Совершенствование навыка чтения слогов и слов. Автоматизация правильного произношения звука [ж].

Развитие речевого слуха, связной речи, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_i_zvuk_zh.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы.

Тема: «Буква и звук  [Ж]»

Цель: Знакомство с буквой Ж, и со звуком [Ж].   Формирование правильного произношения и диффересация  звуков Ж-Ш.

 

Познание

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

Коммуникация

Развитие свободного общения

Регулятивные

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с уменьшительными суффиксами. Совершенствование навыка чтения слогов и слов. Автоматизация правильного произношения звука [ж].

Развитие речевого слуха, связной речи, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.

Личностные

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Ресурсы:  магнитная доска,  мягкая игрушка жук, предметные картинки, буквы, «дерево успеха».

Современные динамические пособия:

Современные ТСО: магнитафон.

Доминирующие области: познание, речевое развитие.


Сценарий НОД

Этапы

Формирование умений, навыков

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Дозировка

Средства

Завязка

Вызвать у детей интерес к занятию. Создание эмоционально положительного фона.

Вос-ль: -Предлагаю вам отгадать загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужусь.

                                       (Жук)

Дети отгадывают загадку: - Жук!

1мин.

Игрушка: жук Жужа

Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.

Вос-ль: - Правильно. Это жук. Сегодня я хочу вас познакомить с нашим гостем жуком Жужей. Жук Жужа предлагает поиграть в игру:

Дидактическая игра «Свои ушки напряги, первый звук мне назови»: 

Воспитатель: - Жало, жаба, жатва, жар.

Вос-ль: - Какой же первый звук вы услышали?

- Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [Ж], и познакомимся с буквой, которая его обозначает. Произнесите звук [Ж].

Дети: - Звук Ж!

Дети: Ж, Ж, Ж, Ж!

2 мин.

Характеристика звука.

Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Вос-ль: - Ребята, что вы можете рассказать о звуке [Ж].

 Вос-ль: - Верно. А скажите, как мы с вами определяем звонкость, глухость звука.

Дети: - Звук  [Ж] – согласный, твердый, звонкий, шипящий.

- Мы прикладываем ладошку к горлу. Если чувствуется дрожание, горла

 звук звонкий, а если горлышко не дрожит, то значит звук глухой.

1 мин.

Кульминация

Дидактическая игра: «Большой маленький»

Совершенствование грамматического строя речи, образование   существительных с уменьшительными суффиксами

Вос-ль: -Ребята, звук [Ж] волшебный он поможет нам сделать из большого предмета маленький. Например:

Луг – лужок

Флаг –  

Снег –  

Берег –  

Друг -  

Сапог –  

Стог -  

Рог –  

Пирог –  

Круг –  

Утюг –

  Дети:

Флажок

 снежок

 бережок

 дружок

 сапожок

 стожок

 рожок

 пирожок

 кружок

 утюжок

1 мин.

Автоматизация звука [Ж].

Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях.

- Жук Жужа прилетел к вам в гости не просто так, он приготовил вам задания, которые мы должны выполнить. А еще у него для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо».

1мин.

Игра «Подбери картинку»

Развитие фонематического слуха

Вос-ль: - Сейчас мы поделимся на две команды: одна команда девочек, вторая мальчиков. Девочки отбирают картинки со звуком Ш, мальчики со звуком Ж. Затем размещают их на доске.

Вос-ль:- Выберете картинку и составьте предложение

Дети размещают картинки на магнитных досках, девочки отбирают картинки со звуком Ш, мальчики со звуком Ж.

Дети составляют предложения.

3 мин.

Предметные картинки

Знакомство с буквой Ж. Работа в тетрадях

Развитие тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия.

Воспитатель: Ребята, на что похожа буква  Ж (показываю букву).

1. Чтение стихотворения:

Эта буква широка и похожа на жука.

Да при этом точно жук издает жужжащий звук.

2.Добавь букву Ш или Ж в слова.

Дети выполняют работу в тетрадях

3 мин.

Рабочие тетради

Пальчиковая гимнастика

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Проговаривание чистоговорок с одновременным перебирание пальцев рук

Жи-жи-жи- в море плавают моржи.

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.

Же-же-же- мы на первом этаже.

Жу-жу-жу- я с весёлыми дружу.

Дети повторяют чистоговорки за воспитателем

1 мин.

Игра с мячом «Замени первый звук»

Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков

Воспитатель: - Замените в словах,  которые я назову, первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово.

лук –

дать –

баба –

печь –

мир –

гора –

мыло –

билет –

болеть –

идет –

Воспитатель: А теперь я говорю слова со звуком [Ш], а вы меняете на звук [Ж].

Уши –

Шар –

Шаль – 

Шить –

Шалить –

Шитье –

Луша –.

Воспитатель: - Закончи слова слогом ЖИ или ШИ, чтобы оно звучало правильно.

Каранда…(ши), камы…(ши), стела…(жи), гара…(жи), клави…(ши), эта…(жи), черте…(жи), ланды…(ши)

Жук

жать

жаба

жечь

жир

жара

жало

жилет

жалеть

ждет

Ужи

Жар

Жаль

Жить

Жалить

Житье

Лужа

Дети: Каранда…(ши), камы…(ши), стела…(жи), гара…(жи), клави…(ши), эта…(жи), черте…(жи), ланды…(ши)

3 мин.

Мяч

Фонетическая ритмика

Развитие координации речи с движением

Вос-ль: Руки сжаты в кулаки, перекрещены перед грудью. Произнося [ж-ж-ж]   совершает, быстрые, мелкие дрожащие движение  руками.  

Дети: Руки сжаты в кулаки, перекрещены перед грудью. Произнося [ж-ж-ж] дети  совершают, быстрые, мелкие дрожащие движение  руками

3 мин.

Проговаривание слогов с движениями

Вос-ль:

ЖА-ЖУ-ЖИ-ЖЕ-ЖО

Дети: повторяют за воспитателем:

ЖА-ЖУ-ЖИ-ЖЕ-ЖО

Проговаривание слов с движениями

Вос-ль:

ЖУК, ЖАБА

Дети: повторяют за воспитателем:

ЖУК, ЖАБА

Проговаривание текста  с движениями

Вос-ль:

Жаба жабе говорит

Дети ритмично сжимают и разжимают кисти руки на уровне плеч.

У меня живот болит

Кладут руки на живот и накланяются вперед с выражением боли на лице.

Я объелась комарами

И боюсь признаться маме

Печально гладят животики. Прижимают руки к груди, нежно обнимают себя.

Дети: повторяют за воспитателем:

Игра «Живые слова»

Развитие речевого слуха, мышления, навыков чтения

Вос-ль:

Флаг – флажок

Снег – снежок

Друг – дружок

Круг – кружок

Утюг – утюжок

Дети составляют слова из букв

3 мин.

Карточки с буквами

Выкладывание буквы из семян и спичек

Развитие тонкой моторики, воображения

Вос-ль: Ребята а теперь давайте выложи для жука Жужы выложим из подручного материала его любимую букву Ж.

Дети: выполняют задание

3 мин.

Счетные палочки, пуговицы, фасоль

Развязка

Окончание занятия. Оценка работы детей.

Вос-ль: Ребята мы сегодня говорили о звуке …?

Вос-ль: В какие игры вам понравилось играть?

Вос-ль: Ребята подумайте, со всеми ли заданиями вы справились?  Если да, то повесьте на дерево красные светы, если что-то не получилось то желтые цветы.

Дети: Ж, Ж, Ж!

Дети: называют игры.

Дети: закрепляют цветы на «дереве успеха»

2 мин

«Дерево успеха», Цветы красные и желтые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Зима"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Тема: «ЗИМА»

обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

Очень интересное занятие. Дети на поезде отправляются в путешествие. На станциях остановках они выполняют дидактические упражнения по развитию лексико-граммматического строя речи и связной речи....

Конспект ООД в технологии «Ситуация» по развитию речи для детей подготовительной группы.Тема: В гостях у Мальвины.

Тема: В гостях у Мальвины.Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.Образовательные задачи:• Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформир...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы Тема : « Путешествие в страну красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;Зак...