Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с уменьшительными суффиксами. Совершенствование навыка чтения слогов и слов. Автоматизация правильного произношения звука [ж].
Развитие речевого слуха, связной речи, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_i_zvuk_zh.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы.
Цель: Знакомство с буквой Ж, и со звуком [Ж]. Формирование правильного произношения и диффересация звуков Ж-Ш.
Познание | Развитие познавательно – исследовательской деятельности |
Коммуникация | Развитие свободного общения |
Регулятивные | Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с уменьшительными суффиксами. Совершенствование навыка чтения слогов и слов. Автоматизация правильного произношения звука [ж]. Развитие речевого слуха, связной речи, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением. |
Личностные | Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. |
Ресурсы: магнитная доска, мягкая игрушка жук, предметные картинки, буквы, «дерево успеха».
Современные динамические пособия:
Современные ТСО: магнитафон.
Доминирующие области: познание, речевое развитие.
Сценарий НОД
Этапы | Формирование умений, навыков | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Дозировка | Средства |
Завязка | Вызвать у детей интерес к занятию. Создание эмоционально положительного фона. | Вос-ль: -Предлагаю вам отгадать загадку: Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужусь. (Жук) | Дети отгадывают загадку: - Жук! | 1мин. | Игрушка: жук Жужа |
Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. | Вос-ль: - Правильно. Это жук. Сегодня я хочу вас познакомить с нашим гостем жуком Жужей. Жук Жужа предлагает поиграть в игру: Дидактическая игра «Свои ушки напряги, первый звук мне назови»: Воспитатель: - Жало, жаба, жатва, жар. Вос-ль: - Какой же первый звук вы услышали? - Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [Ж], и познакомимся с буквой, которая его обозначает. Произнесите звук [Ж]. | Дети: - Звук Ж! Дети: Ж, Ж, Ж, Ж! | 2 мин. | ||
Характеристика звука. | |||||
Совершенствование навыка звукового анализа слов. | Вос-ль: - Ребята, что вы можете рассказать о звуке [Ж]. Вос-ль: - Верно. А скажите, как мы с вами определяем звонкость, глухость звука. | Дети: - Звук [Ж] – согласный, твердый, звонкий, шипящий. - Мы прикладываем ладошку к горлу. Если чувствуется дрожание, горла звук звонкий, а если горлышко не дрожит, то значит звук глухой. | 1 мин. | ||
Кульминация | Дидактическая игра: «Большой маленький» | ||||
Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с уменьшительными суффиксами | Вос-ль: -Ребята, звук [Ж] волшебный он поможет нам сделать из большого предмета маленький. Например: Луг – лужок Флаг – Снег – Берег – Друг - Сапог – Стог - Рог – Пирог – Круг – Утюг – | Дети: Флажок снежок бережок дружок сапожок стожок рожок пирожок кружок утюжок | 1 мин. | ||
Автоматизация звука [Ж]. | |||||
Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях. | - Жук Жужа прилетел к вам в гости не просто так, он приготовил вам задания, которые мы должны выполнить. А еще у него для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо». | 1мин. | |||
Игра «Подбери картинку» | |||||
Развитие фонематического слуха | Вос-ль: - Сейчас мы поделимся на две команды: одна команда девочек, вторая мальчиков. Девочки отбирают картинки со звуком Ш, мальчики со звуком Ж. Затем размещают их на доске. Вос-ль:- Выберете картинку и составьте предложение | Дети размещают картинки на магнитных досках, девочки отбирают картинки со звуком Ш, мальчики со звуком Ж. Дети составляют предложения. | 3 мин. | Предметные картинки | |
Знакомство с буквой Ж. Работа в тетрадях | |||||
Развитие тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия. | Воспитатель: Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). 1. Чтение стихотворения: Эта буква широка и похожа на жука. Да при этом точно жук издает жужжащий звук. 2.Добавь букву Ш или Ж в слова. | Дети выполняют работу в тетрадях | 3 мин. | Рабочие тетради | |
Пальчиковая гимнастика | |||||
Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Проговаривание чистоговорок с одновременным перебирание пальцев рук | Жи-жи-жи- в море плавают моржи. Жа-жа-жа- есть иголки у ежа. Же-же-же- мы на первом этаже. Жу-жу-жу- я с весёлыми дружу. | Дети повторяют чистоговорки за воспитателем | 1 мин. | ||
Игра с мячом «Замени первый звук» | |||||
Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков | Воспитатель: - Замените в словах, которые я назову, первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово. лук – дать – баба – печь – мир – гора – мыло – билет – болеть – идет – Воспитатель: А теперь я говорю слова со звуком [Ш], а вы меняете на звук [Ж]. Уши – Шар – Шаль – Шить – Шалить – Шитье – Луша –. Воспитатель: - Закончи слова слогом ЖИ или ШИ, чтобы оно звучало правильно. Каранда…(ши), камы…(ши), стела…(жи), гара…(жи), клави…(ши), эта…(жи), черте…(жи), ланды…(ши) | Жук жать жаба жечь жир жара жало жилет жалеть ждет Ужи Жар Жаль Жить Жалить Житье Лужа Дети: Каранда…(ши), камы…(ши), стела…(жи), гара…(жи), клави…(ши), эта…(жи), черте…(жи), ланды…(ши) | 3 мин. | Мяч | |
Фонетическая ритмика | |||||
Развитие координации речи с движением | Вос-ль: Руки сжаты в кулаки, перекрещены перед грудью. Произнося [ж-ж-ж] совершает, быстрые, мелкие дрожащие движение руками. | Дети: Руки сжаты в кулаки, перекрещены перед грудью. Произнося [ж-ж-ж] дети совершают, быстрые, мелкие дрожащие движение руками | 3 мин. | ||
Проговаривание слогов с движениями | Вос-ль: ЖА-ЖУ-ЖИ-ЖЕ-ЖО | Дети: повторяют за воспитателем: ЖА-ЖУ-ЖИ-ЖЕ-ЖО | |||
Проговаривание слов с движениями | Вос-ль: ЖУК, ЖАБА | Дети: повторяют за воспитателем: ЖУК, ЖАБА | |||
Проговаривание текста с движениями | Вос-ль: Жаба жабе говорит Дети ритмично сжимают и разжимают кисти руки на уровне плеч. У меня живот болит Кладут руки на живот и накланяются вперед с выражением боли на лице. Я объелась комарами И боюсь признаться маме Печально гладят животики. Прижимают руки к груди, нежно обнимают себя. | Дети: повторяют за воспитателем: | |||
Игра «Живые слова» | |||||
Развитие речевого слуха, мышления, навыков чтения | Вос-ль: Флаг – флажок Снег – снежок Друг – дружок Круг – кружок Утюг – утюжок | Дети составляют слова из букв | 3 мин. | Карточки с буквами | |
Выкладывание буквы из семян и спичек | |||||
Развитие тонкой моторики, воображения | Вос-ль: Ребята а теперь давайте выложи для жука Жужы выложим из подручного материала его любимую букву Ж. | Дети: выполняют задание | 3 мин. | Счетные палочки, пуговицы, фасоль | |
Развязка | Окончание занятия. Оценка работы детей. | Вос-ль: Ребята мы сегодня говорили о звуке …? Вос-ль: В какие игры вам понравилось играть? Вос-ль: Ребята подумайте, со всеми ли заданиями вы справились? Если да, то повесьте на дерево красные светы, если что-то не получилось то желтые цветы. | Дети: Ж, Ж, Ж! Дети: называют игры. Дети: закрепляют цветы на «дереве успеха» | 2 мин | «Дерево успеха», Цветы красные и желтые |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Зима"
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Тема: «ЗИМА»
обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы...
Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности "Подготовка к обучению грамоте" и "Развитие речи" для детей подготовительной к школе группы.
Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в непосредственно- образовательной деятельности....
Конспект непрерывно – образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие снежинки".
Цель: Формирование представлений детей о снеге и снежинках....
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Одежда, обувь, головные уборы».
Очень интересное занятие. Дети на поезде отправляются в путешествие. На станциях остановках они выполняют дидактические упражнения по развитию лексико-граммматического строя речи и связной речи....
Конспект ООД в технологии «Ситуация» по развитию речи для детей подготовительной группы.Тема: В гостях у Мальвины.
Тема: В гостях у Мальвины.Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.Образовательные задачи:• Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформир...
КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы Тема : « Путешествие в страну красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;Зак...