"Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: Путешествие к Звуковичкам.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Носкова Виолетта Борисовна

Цель: Обобщить представление о гласных и согласных звуках. Закрепить представление о звуке и букве П.

 

Обучающие задачи: закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий; использование приемов анализа:  выделение звуков в слове, определение его места в слове, определение твердости и мягкости звука в слове; приемов синтеза: чтение слогов и слов.

Развивающие задачи:  развивать фонематический слух детей, умение выделять заданный звук из ряда звуков развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

 

Коррекционные задачи: Развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику

 

Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

Тема: Путешествие к Звуковичкам.

Цель: Обобщить представление о гласных и согласных звуках. Закрепить представление о звуке и букве П.

Обучающие задачи: закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий; использование приемов анализа:  выделение звуков в слове, определение его места в слове, определение твердости и мягкости звука в слове; приемов синтеза: чтение слогов и слов.

Развивающие задачи:  развивать фонематический слух детей, умение выделять заданный звук из ряда звуков развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Коррекционные задачи: Развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику

Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки для определения места звука в слове, фишки, игровизоры, карточки для определения твердости и мягкости звука П, синие и зеленые фломастеры, карточки-схемы написания буквы П, пластилин, проволока, счетные палочки, палочки Кюизинера, «Геоконт», Карточки с гласными буквами (а, о, у, и, ы, э), слогами ( па, по, пу, пи, пы, пэ), планшет.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Ребята, а вы догадались, какое занятие сейчас будет у нас? (Обучение грамоте.) Молодцы, а я  хочу напомнить, что на обучении грамоте  вы учитесь  различать и правильно произносить  звуки, знакомитесь с буквами для того, чтобы научиться читать и писать.

На занятии наши глаза внимательно -
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают -
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает)

Ноги – не мешают,

Руки - помогают.

Все готовы, тогда приступаем.

  1. На доске появляется слайд с конвертом (Слайд 1)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на электронную почту пришло письмо. Давайте прочитаем его?

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка Бяка-Закаляка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Она и заколдовала жителей нашей страны и  они совершенно забыли свои именаТеперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.

Воспитатель: Бедные Звуковички, нужно им помочь! Вы, согласны, ребята? (Да). Не испугаетесь? Ведь Звуковички живут далеко, в волшебном лесу. (Нет). А как же мы можем помочь Звуковичкам? (Расколодовать Звуковичков, напомнить им имена, прогнать Закаляку.) Тогда в путь. А на чем мы отправимся? Я предлагаю на автомобиле.

Физ. минутка.

Едем, едем на машине,

         Нажимаем на педаль!

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли -

Влево, вправо, красота!

Волосы ерошит ветер,

Мы шоферы  - хоть куда!

  1. Воспитатель: 

Вот мы и в лесу посмотрите ребята, как здесь красиво! А вот и Бяка-Закаляка, радуется, что смогла навредить! (Слайд2) Смотрите, красный домик. (Слайд 3) Как вы думаете, кто здесь живет?  Давайте постучим и войдем. (Слайд 4) Посмотрите это же Звуковички!   Ребята, они хотят нам, что-то сказать, но не могут, потому, что забыли свои имена. Для того чтобы им помочь, я предлагаю поиграть в игру «Сломанный телефон». Внимательно посмотрите на мои губы и попробуйте догадаться, какой звук я произношу? 

           Воспитатель: Какие это звуки? (это гласные звуки). Давайте еще раз напомним Звуковичкам, какие звуки называются гласными (воздух при произношении не встречает преграду, они тянутся, поются, обозначаем красным цветом.) Теперь гласные Звуковички вспомнили свои названия и за  нашу помощь, дарят нам веселую игру.

Физкультминутка.

 Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

 Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

 Утром солнышко взошло,

 Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

 Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

 Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот синий и зеленый  домики. (Слайд 5.)  От туда слышны  звуки, послушайте,  в домике кто-то рычит (как? – р-р-р…дети определяют 1-й звук в слове «рычит») шипит (как?…), жужжит (как?), фыркает (как?..) . Как вы думаете, какие звуки мы там встретим? (мы встретим согласные звуки.) Давайте вспомним,  какие звуки называются согласными?(при произнесении этих звуков воздух встречает преграду, они бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими).

Воспитатель: Как можно определить звонкий или глухой согласный звук?

(Нужно положить руку на горлышко, произнести звук и определить «Спит» или «Звенит» горлышко).

        

 Воспитатель: Ну, вот мы и помогли вспомнить Зкуковичкам свои имена. (Слайд 6.) Посмотрите, ребята, а Бяка-Закаляка-то  уменьшилась в размерах. А чтобы она совсем исчезла, мы сейчас вернемся в группу и покажем, чему уже научились.  А помогать нам будет звук          «П», ведь мы подружились с ним на этой неделе. Давайте сначала вспомним, что мы знаем про этот звук? (Он гласный, глухой, может быть мягким и твердым.)

Воспитатель: Сначала проведем разминку. Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звуки п-п,.

Звуки: п, м, пь, б, пь, с, о, п, б, пь, к, ть, п.

Слоги: па, по, то, бя, пи, во, пе, ле, пу.

Слова: поезд, пятка, окно, полотенце, тапка, лавка, сироп, Оля, Поля.

Воспитатель: А теперь  покажем, как мы умеем находить место звука в слове. Где может располагаться звук? (Вначале, середине и конце.)

Упражнение «Определение позиции звука в слове». Карточка с картинками: пальма, тапочки, пенал.

Воспитатель:   А теперь мы будем определять мягкость и твердость звука.  Игра «Обведи картинку». (Синим карандашом слово с  твердым п, зеленым слово с мягким пь).

Физ. минутка.

Что устали? Ну, вставайте и разминку начинайте!

К нам приехал паровоз

И вагончики привез.

В первом – потягушки,

Во втором -  топотушки,

В третьем – попрыгушки,

В четвертом – колотушки,

В шестом - моргалки,

В седьмом – глазами вращалки,

В восьмом – кричалки,

В девятом -  шепталки,

В десятом молчалки.

Воспитатель:  У каждого звука есть буква. Мы уже знаем, чем звук отличается от буквы (Звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем.) Посмотрите на букву П. Подумайте, на что она похожа? Теперь возьмите карточки, обведите букву П пальчиком по стрелочке проговаривая свои действия, а теперь в воздухе, а теперь давайте нарисуем букву П глазами, носиком. А теперь, я предлагаю вам, придумать свою букву П. Выберите материал, из которого вы будете ее делать. (Пластилин, проволока, счетные палочки, палочки Кюизинера, «Геоконт».) Выкладывание буквы.

Воспитатель:  Ребята, гласные и согласные звуки любят ходить друг к другу в гости, скажите, что тогда получается (Слог.) Давайте возьмем карточки, сначала прочитаем гласные звуки (а, о, у, и, ы, э), потом слоги ( па, по, пу, пи, пы, пэ). Дети сначала читают вместе с воспитателем, затем самостоятельно по очереди.

4. Воспитатель Ребята, как вы думаете, помогли мы Звуковичкам?  Давайте посмотрим как там Бяка-Закаляка.(Слайд 7.) Смотрите, а она исчезла. Теперь она уже не сможет никому навредить.

Давайте вспомним:

- как мы помогали Звуковичкам;

- что было самым трудным;

- что понравилось делать;

 

Вы молодцы, победили вредную Бяку-Закаляку и помогли Звуковичкам. Они приготовили вам подарок. (Новый планшет, чтобы мы с его помощью учились грамоте и дальше). Спасибо вам за вашу помощь, активность, за ваши знания. Звуковички приглашают вас на веселый танец!

 

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

Тема: Путешествие к Звуковичкам.

Цель: Обобщить представление о гласных и согласных звуках. Закрепить представление о звуке и букве П.

Обучающие задачи: закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий; использование приемов анализа:  выделение звуков в слове, определение его места в слове, определение твердости и мягкости звука в слове, звуковой анализ слова; приемов синтеза: чтение слогов и слов.

Развивающие задачи:  развивать фонематический слух детей, умение выделять заданный звук из ряда звуков развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Коррекционные задачи: Развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику

Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки для определения места звука в слове, фишки, игровизоры, карточки для определения твердости и мягкости звука П, карточки для звукового анализа, картинки «суп» и «Пин», фишки для звукового анализа, синие и зеленые фломастеры, карточки-схемы написания буквы П, пластилин, проволока, счетные палочки, палочки Кюизинера, «Геоконт», Карточки с гласными буквами (а, о, у, и, ы, э), слогами ( па, по, пу, пи, пы, пэ), планшет.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Ребята, а вы догадались, какое занятие сейчас будет у нас? (Обучение грамоте.) Молодцы, а я  хочу напомнить, что на обучении грамоте  вы учитесь  различать и правильно произносить  звуки, знакомитесь с буквами для того, чтобы научиться читать и писать.

На занятии наши глаза внимательно -
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают -
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает)

Ноги – не мешают,

Руки - помогают.

Все готовы, тогда приступаем.

  1. На доске появляется слайд с конвертом (Слайд 1)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на электронную почту пришло письмо. Давайте прочитаем его?

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка Бяка-Закаляка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Она и заколдовала жителей нашей страны и  они совершенно забыли свои именаТеперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.

Воспитатель: Бедные Звуковички, нужно им помочь! Вы, согласны, ребята? (Да). Не испугаетесь? Ведь Звуковички живут далеко, в волшебном лесу. (Нет). А как же мы можем помочь Звуковичкам? (Расколодовать Звуковичков, напомнить им имена, прогнать Закаляку.) Тогда в путь. А на чем мы отправимся? Я предлагаю на автомобиле.

Физ. минутка.

Едем, едем на машине,

         Нажимаем на педаль!

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли -

Влево, вправо, красота!

Волосы ерошит ветер,

Мы шоферы  - хоть куда!

  1. Воспитатель: 

Вот мы и в лесу посмотрите ребята, как здесь красиво! А вот и Бяка-Закаляка, радуется, что смогла навредить! (Слайд2) Смотрите, красный домик. (Слайд 3) Как вы думаете, кто здесь живет?  Давайте постучим и войдем. (Слайд 4) Посмотрите это же Звуковички!   Ребята, они хотят нам, что-то сказать, но не могут, потому, что забыли свои имена. Для того чтобы им помочь, я предлагаю поиграть в игру «Сломанный телефон». Внимательно посмотрите на мои губы и попробуйте догадаться, какой звук я произношу? 

           Воспитатель: Какие это звуки? (это гласные звуки). Давайте еще раз напомним Звуковичкам, какие звуки называются гласными (воздух при произношении не встречает преграду, они тянутся, поются, обозначаем красным цветом.) Теперь гласные Звуковички вспомнили свои названия и за  нашу помощь, дарят нам веселую игру.

Физкультминутка.

 Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

 Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

 Утром солнышко взошло,

 Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

 Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

 Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот синий и зеленый  домики. (Слайд 5.)  От туда слышны  звуки, послушайте,  в домике кто-то рычит (как? – р-р-р…дети определяют 1-й звук в слове «рычит») шипит (как?…), жужжит (как?), фыркает (как?..) . Как вы думаете, какие звуки мы там встретим? (мы встретим согласные звуки.) Давайте вспомним,  какие звуки называются согласными?(при произнесении этих звуков воздух встречает преграду, они бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими).

Воспитатель: Как можно определить звонкий или глухой согласный звук?

(Нужно положить руку на горлышко, произнести звук и определить «Спит» или «Звенит» горлышко).

        

 Воспитатель: Ну, вот мы и помогли вспомнить Зкуковичкам свои имена. (Слайд 6.) Посмотрите, ребята, а Бяка-Закаляка-то  уменьшилась в размерах. А чтобы она совсем исчезла, мы сейчас вернемся в группу и покажем, чему уже научились.  А помогать нам будет звук          «П», ведь мы подружились с ним на этой неделе. Давайте сначала вспомним, что мы знаем про этот звук? (Он гласный, глухой, может быть мягким и твердым.)

Воспитатель: Сначала проведем разминку. Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звуки п-п,.

Звуки: п, м, пь, б, пь, с, о, п, б, пь, к, ть, п.

Слоги: па, по, то, бя, пи, во, пе, ле, пу.

Слова: поезд, пятка, окно, полотенце, тапка, лавка, сироп, Оля, Поля.

Воспитатель: А теперь  покажем, как мы умеем находить место звука в слове. Где может располагаться звук? (Вначале, середине и конце.)

Упражнение «Определение позиции звука в слове». Карточка с картинками: пальма, тапочки, пенал.

Воспитатель:   А теперь мы будем определять мягкость и твердость звука.  Игра «Обведи картинку». (Синим карандашом слово с  твердым п, зеленым слово с мягким пь).

Воспитатель:  Следующие задание – звуковой анализ слов. Посмотрите на картинку, что на ней  нарисовано? (суп). Сколько звуков в этом слове? -Три. Какой первый? – С. Дайте ему характеристику (он согласный, глухой, твердый). Какой фишкой мы его обозначим? (синей)  Какой звук второй – У. Дайте ему характеристику (он гласный, обозначим его красной фишкой). Какой звук третий? - П. Дайте ему характеристику (он согласный, глухой, твердый обозначим его синей фишкой).

Аналогично разбираем слово Пин. (Смешарик).

Физ. минутка.

Что устали? Ну, вставайте и разминку начинайте!

К нам приехал паровоз

И вагончики привез.

В первом – потягушки,

Во втором -  топотушки,

В третьем – попрыгушки,

В четвертом – колотушки,

В шестом - моргалки,

В седьмом – глазами вращалки,

В восьмом – кричалки,

В девятом -  шепталки,

В десятом молчалки.

Воспитатель:  У каждого звука есть буква. Мы уже знаем, чем звук отличается от буквы (Звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем.) Посмотрите на букву П. Подумайте, на что она похожа? Теперь возьмите карточки, обведите букву П пальчиком по стрелочке проговаривая свои действия, а теперь в воздухе, а теперь давайте нарисуем букву П глазами, носиком. А теперь, я предлагаю вам, придумать свою букву П. Выберите материал, из которого вы будете ее делать. (Пластилин, проволока, счетные палочки, палочки Кюизинера, «Геоконт».) Выкладывание буквы.

Воспитатель:  Ребята, гласные и согласные звуки любят ходить друг к другу в гости, скажите, что тогда получается (Слог.) Давайте возьмем карточки, сначала прочитаем гласные звуки (а, о, у, и, ы, э), потом слоги ( па, по, пу, пи, пы, пэ). Дети сначала читают вместе с воспитателем, затем самостоятельно по очереди.

4. Воспитатель Ребята, как вы думаете, помогли мы Звуковичкам?  Давайте посмотрим как там Бяка-Закаляка.(Слайд 7.) Смотрите, а она исчезла. Теперь она уже не сможет никому навредить.

Давайте вспомним:

- как мы помогали Звуковичкам;

- что было самым трудным;

- что понравилось делать;

 

Вы молодцы, победили вредную Бяку-Закаляку и помогли Звуковичкам. Они приготовили вам подарок. (Новый планшет, чтобы мы с его помощью учились грамоте и дальше). Спасибо вам за вашу помощь, активность, за ваши знания. Звуковички приглашают вас на веселый танец!

 

Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка Бяка-Закаляка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Она и заколдовала жителей нашей страны и  они совершенно забыли свои имена. Теперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.

На занятии наши глаза внимательно -
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают -
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает)

Ноги – не мешают,

Руки - помогают.

Все готовы, тогда приступаем.

Физкультминутка.

 Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

 Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

 Утром солнышко взошло,

 Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

 Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

 Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Физ. минутка.

Что устали? Ну, вставайте и разминку начинайте!

К нам приехал паровоз

И вагончики привез.

В первом – потягушки,

Во втором -  топотушки,

В третьем – попрыгушки,

В четвертом – колотушки,

В шестом - моргалки,

В седьмом – глазами вращалки,

В восьмом – кричалки,

В девятом -  шепталки,

В десятом молчалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.Развивающая задача: Развивать фон...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...