Программа занятий по подготовке к обучению грамоте
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте по теме
Программа была разработана много лет назад, когда в детских садах были логопедические группы и мы, логопеды, проводили все занятия по развитию речи, включая подготовку к обучению грамоте. Программа- это, конечно, громко сказано. Но она объясняет, почему именно эти звуки и буквы, именно в такой последовательности я брала для изучения на занятиях. Моей разработкой и конспектами успешно пользуются воспитатели нашего детского сада на протяжении уже многих лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obuch_gramote_ispravlennaya.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
КУРСА
ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Автор: Балакина А. С.,
учитель – логопед МДОУ № 49,
г. Полевской , Свердловская область
2005г.
Пояснительная записка.
Программа курса по подготовке к обучению грамоте основана на Программе воспитания и обучения в детском саду, изданную под редакцией М.А.Васильевой, В.\В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В данном курсе так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста и элементы русской народной культуры.
Общая цель данной программы:
- Обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе;
- Подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка;
- Облегчить дошкольнику дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы;
- Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.
Программа курса по подготовке к обучению грамоте учит детей слушать свою речь, речь окружающих, обеспечивает потребность «…и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему».*
В программе курса учтены общедидактические принципы:
- Научность;
- Систематичность;
- Постепенность усложнения;
- Перспективность;
- Доступность;
- Связь с жизнью.
__________________________________________________________________
* А.А. Леонтьев. Педагогика здравого смысла. – «Школа 2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / А.А. Леонтьев. М., «Баллас», «С- инфо», 1997,с 16.
Задачи обучения:
- Формирование интереса к процессу обучения.
- Развитие звуковой культуры речи.
- Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
- Развитие умений говорить и слушать других людей.
- Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен Ушинским К.Д. Он считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.
Профессор Р. И. Лалаева в выступлении на I международной конференции РАД в сентябре 2004г (Российская ассоциация дислексии) отметила, что для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).
Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
- Звуки окружающего мира;
- Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- Гласны звуки;
- Согласные звуки (без классификации);
- Согласны твердые и мягкие;
- Согласные звонкие и глухи.
Параллельно даются понятия:
- Слово;
- Слог;
- Предложение;
- Заглавная буква;
- Вопросительное предложение;
- Ударение.
К концу года дети могут:
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Выделять слова в предложении, определять их место.
- Составлять предложение с заданным словом.
- Иметь представление о вопросительном предложении.
- Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
- Составлять слова из готовых слогов.
- Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
- Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
- Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
- Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
- Читать простые по звуко – буквенному составу слова.
- Иметь представление о заглавной букве, точке, вопросительном знаке.
Методические указания
Занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю, и легко вписываются в сетку занятий дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Учтено время на подготовку к праздничным утренникам, каникулярное время.
На первых занятиях дети усваивают понятия слово и предложение. Затем дается представление о звуках окружающего мира. Далее дети узнают, что люди тоже умеют произносить различные звуки. Звуки речи образуются с помощью языка, зубов, губ, горла, голоса, выдыхаемого воздуха.
Изучаются звуки и буквы А, О, У, И, Ы, дается понятие гласный звук, дифференцируются понятия звук – буква. В это время дети учатся делить слова на слоги, запоминают правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Дети учатся анализировать ряд гласных звуков, определяют гласный в начале слов (ударный), в середине коротких слов (из одного слога). В период изучения гласных звуков и букв, согласные звуки обозначаются при звуковом анализе одинаковыми черными квадратами (мы о них пока ничего не знаем).
Впервые с согласными звуками дети знакомятся на занятии в ноябре. Изучение начинается с усвоения того, что согласный звук образуется, когда струя воздуха встречает во рту препятствие. Сразу идет дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости.
Затем идет период изучения звуков Т и Ть, буквы Т; К и Кь, буквы К; Х и Хь, буквы Х; С и Сь, буквы С; Ш, буква Ш; П и Пь, буквы П;
Из этих букв и ранее изученных гласных составляются слова, доступные для чтения детям: КОТ, КИТ, АХ, ОХ, ПУШКА, КОШКА, СУШКА и т.д.
Всего за учебный год с детьми изучается 14 букв (А, О, У, И, Ы, Т, К, Х, С, П, Ш, М, Л, Р) и соответствующих им звуков (а,о,у,и,ы,т,ть,к,кь,х,хь,с,сь,п,пь,ш,м,мь,л,ль,р,рь) . Как показала практика, этого количества достаточно для того, чтобы показать разнообразие звуков и букв русского языка. Чтобы начать читать по слогам, детям вовсе необязательно знать весь алфавит. Это не тот случай, когда нужно количество.
Почему взяты для изучения именно эти звуки и буквы, и в таком порядке?
- Закрепляется дифференциация звуков по твердости – мягкости. Дети не отвлекаются на «звонкость» звуков; запоминают, что мягкие звуки обозначаются зеленым квадратом, а твердые – синим.
- Звуки подобраны разные по месту и способу образования; Дети сами могут объяснит чем делается преграда для воздуха: К, Кь, Х, Хь – препятствие для воздуха создается в горле, Ш, Т, Ть – преграда языком, П, Пь – путь воздуху преграждают губы, С, Сь – воздушной струе мешают зубы и язык.
- Звуки эти дают представление о длительности звуков: Х, Хь, Ш, С, СЬ- можно долго тянуть (как и гласные звуки), К, Кь, П, Пь, Т, Ть – очень короткие звуки, не тянутся.
- Звук Ш и буква Ш знакомят детей с представлением о том, что согласная буква тоже может обозначать один звук (как и гласные буквы, ранее изученные)
Параллельно с изучением вышеуказанных согласных, вводятся для изучения понятия: заглавная буква, вопросительное предложение, обязательно проводится дифференциация звуков С и Ш.
В феврале вводится понятие звонкие и глухие звуки. Изучение можно начать со звуков М и Мь, буква М; далее Л и Ль, буква Л; Р и Рь, буква Р. Два занятия отводится на дифференциацию Р и Л. Можно одно из них заменить дифференциацией Рь и Ль. В этот период занятий детей знакомят с понятием ударение. Разработано еще одно занятие для изучения звуков Н и Нь, буквы Н. Но это занятие проводится в зависимости от общего количества занятий во втором полугодии и принципиального значения не имеет. Программа данного курса не перегружает детей количеством звуков и букв, но дает все начальные представления о языке.
Примерный план занятий по подготовке к обучению грамоте
с указанием тем и целей каждого занятия.
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание. |
1 | Мы расскажем сказку Слова и предложения. Познакомить детей с понятиями : СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей. |
2 | По щучьему велению… Предложения длинные и короткие Учить выделять предложения из речи, добавлять в предложения свои слова - «удлинять» предложение, подбирать слова на заданную тему. Учить слушать ответы других детей и помогать им. |
3 | Слушаю - послушаю Слово – звук. Развивать слуховое внимание. Дать понятие «звук» (речевой). Учить произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово. Формировать интерес к процессу обучения. |
4 | Звуки разные нужны, звуки всякие важны. Артикуляционные и акустические признаки звуков Учить детей различать звуки по месту образования (чем произносим?) Дать понятие СЛОГ – это часть слова. Развивать интерес и внимание к слову. Обучать детей звуковому анализу. |
ОКТЯБРЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Мы гостей к себе позвали. Звуки и буквы А и О Дать детям представление об отличии звука и буквы, помочь усвоить понятие гласный звук. Развивать умение слышать звук в словах, соотносить его с буквой. |
2 | Где же вы, АУ! Звук и буква У. Учить детей слышать звук в словахи выделять его голосом. Помочь запомнить букву У. Читать ряд гласных УА, АУ. Развивать навыки звукового анализа слов. Воспитывать умение слушать собственную речь. |
3 | Вдоль по улице идем… Повторение букв А,О,У, понятия СЛОГ. Учить детей анализировать ряд гласных звуков, делить слова на слоги, помочь запомнить понятие слог – часть слова. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Воспитывать интерес к родному языку. |
4 | Дружба начинается с улыбки.. Звук и буква И Учить выделять звук И в словах и фразах. Совершенствовать навыки деления слов на слоги. Воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей. |
НОЯБРЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Таинственный голос. Звук и буква Ы. Учить находить местонахождение звука Ы в слове, продолжать учить детей делить слова на слоги. Совершенствовать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание. |
2 | Новенькие. Согласные звуки. Твердые и мягкие. Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки, определять твердость – мягкость первого звука в слове. Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитывать умение работать самостоятельно. |
3 | Молоток стучит: «Тук-тук» Буква Т, звуки Т и Ть. Повторение понятий СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ , МЯГКИЙ звук. Учить детей читать прямые слоги с буквой Т, анализировать обратные слоги и обозначать их буквами. Воспитывать умение работать самостоятельно. |
4 | Прятки Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой. Совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов с буквой Т. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Учить образовывать слово путем добавления заданного слога. Повторить понятие «предложение», воспитывать внимание. |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Куда села галочка? Звуки К и Кь, буква К Учить детей дифференцировать звуки К и Кь, делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Воспитывать интерес к слову. |
2 | Программа телепередачь Повторение буквы К, понятий СЛОГ-СЛОВО-_ПРЕДЛОЖЕНИЕ Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами. |
3 | Помогаем хомячку. Звуки Х и Хь, Буква Х Учить детей находить звуки Х и Хь в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец слова), помочь запомнить новую букву, учить читать короткие слова ОХ,АХ,УХ. |
4 | Зимушка – зима, что ты нам принесла… Вопросительное предложение. Помочь детям запомнить понятия «вопросительное предложение», «знак вопроса». Расширить словарный запас «зимних слов», повторить понятие «заглавная буква».Развивать внимание, учить придавать эмоциональную окраску голосу. |
5 | Новогодние хлопоты Вопросительное предложение, согласные звуки. Учить детей составлять вопросительные предложения, выделять первый согласный звук в слове, читать слова из знакомых букв, развивать логическое мышление. |
ЯНВАРЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Ура, у нас каникулы.!!! Повторение понятий звук, буква, слово. Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза, умения произносить отдельно каждый звук в слове. Учить детей соотносить звуки и буквы. |
2 | Приготовили насосы Звуки С и Сь , буква С. Повторение понятия знак вопроса. Учить детей находить в словах слог с заданным звуком, помочь запомнить новую букву. Продолжать учить детей делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом. Учить составлять вопросительное предложение. |
3 | Гуси - лебеди Повторение ранее изученных букв. Развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение делить слова на слоги. Учить детей восстанавливать нарушенную последовательность слогов в слове, Придумывать слово с заданным слогом. Учить детей работать самостоятельно, контролировать свои действия. |
4 | Друзья Говорунчика Звуки П и Пь, буква П Формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово. Повторить понятие «заглавная буква». Развивать внимание, умение работать самостоятельно. |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Как змея шипит язык Звук Ш, буква Ш Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги; помочь детям запомнить новую букву. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе в тетрадях. |
2 | Поспешишь – людей насмешишь. Дифференциация С и Ш. Учить дифференцировать звуки С и Ш в словах и фразах, преобразовывать слово в другое путем замены звука. Дать понятие родственных слов. Развивать зрительное внимание. Совершенствовать мелкую моторику рук. |
3 | Мы впервые в Звукобуквии. Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие. Учить детей различать звуки по звонкости, читать слоги и слова с буквой М. Познакомить детей с последовательным преобразованием слова в другое слово путем замены буквы. |
4 | Сказка про невидимку Ударение. Продолжать учить детей делить слова на слоги, дать понятие «ударный слог», учить находить его в словах, развивать интерес к слову, к собственной речи. |
МАРТ
Неделя | Название, тема, программное содержание. |
1 | Еще одна встреча с невидимкой. Повторение «Ударный слог» Продолжать учить находить ударный слог в словах, совершенствовать навык чтения слов по слогам. Познакомить с многозначностью слова КИСТИ. Учить детей «читать» слова с помощью звуковых обозначений |
2 | К нам пришла лиса. Звуки Л и Ль, буква Л. Учить детей различать звуки Л и Ль, читать слова и слоги с новой буквой. Учить изменять слово путем замены одного звука на другой. повторить понятие «ударный слог». Развивать интерес к процессу обучения. |
3 | Путешествие на самолете Повторение буквы Л. Закрепить знание ранее изученных букв, читать слова и слоги с буквой Л, повторить понятие «ударный слог». Воспитывать умение слушать себя и других детей. |
4 | Сказка за сказкой Повторение тем «предложение», «заглавная буква» Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги. Воспитывать умение слушать ответы других детей. |
АПРЕЛЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Ру-ру-ру- начинаем мы игру… Звук Р. Закрепить произношение звука Р в словах и фразах. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа Учить детей находить место звука в слове. Развивать слуховое внимание. |
2 | Семь раз отмерь, один раз отрежь. Звук Рь, Р. Буква Р. Закрепить произношение звуков Р и Рь в словах и фразах. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. Совершенствовать навыки чтения слогов, слов. Воспитывать умение думать, слушать ответы других детей. |
3 | Ура, ура! Я в цирк иду! Дифференциация Р и Л. Учить детей дифференцировать звуки Р и Л в словах и фразах, изменять слово путем замены Л на Р. Учить детей преобразовывать слово путем добавления буквы. Воспитывать интерес к слову.. |
4 | Лети, лети, лепесток… Дифференциация Р и Л. Продолжать учить детей различать звуки Р и Л, произносить слова сложного слогового состава с этими звуками, читать слоги и слова из знакомых букв. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей. |
МАЙ
Неделя | Название, тема, программное содержание. |
1 | Как хорошо уметь читать! ЗВУК –СЛОГ – СЛОВО. Повторить понятия звук, слог, слово. Совершенствовать навыки чтения слов по слогам. Учить детей получать новое слово путем перестановки слогов. Воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, видеть свои ошибки. Развивать слуховое внимание. |
2 | У Слона на дне рождения.. Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО. Развивать слуховое внимание, учить детей составлять слова из готовых слогов.. Совершенствовать навыки звукового анализа. учить отгадывать простые ребусы. Развивать интерес к слову как к предмету изучения. |
3 | Полет в космос(проводится в конце апреля- в начале мая в зависимости от количества занятий в полугодии) Звуки Н, Нь, буква Н Учить детей различать звуки Н и Нь, читать слова с новой буквой. Развивать фонематический слух, составлять слово из заданных звуков. Повторить понятия слово – предложение. Воспитывать интерес к обучению. |
4 | Дополнительное занятие с учетом особенностей группы детей К нам пришел Летовичек (Июль Июлевич Август)( Или игра в школу) Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов. Развивать умение чтения зашифрованных слов, умения подбирать слова на заданную тему. Воспитывать интерес к учебе, побуждать к выполнению «трудных» заданий. |
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия. Автором курса придуман образ Говорунчика, который часто разговаривает с ребятами, дает им задания. Говорунчика можно только слышать, но нельзя увидеть. Для этого используется аудиозаписчь. Говорунчик появляется сам не на каждом занятии, но могут придти его друзья , он может прислать письмо или подарок. Часто вносятся на занятие «живые» Волк, Лиса, Кошка – куклы из кукольного театра. Дети запоминают понятие ударение, прослушав сказку о Невидимке.
Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия. Ход занятий описан достаточно подробно, указывается дидактический материал для каждого занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педагога.
Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать.
Все конспекты – не догма. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
Балакина Алевтина Сергеевна, МДОУ «Детский сад № 49 общеразвивающего вида», г.Полевской, Свердловская область, 2005г
uralochka1960@mail.ru
Литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., М. Мозаика – Синтез, 2005 г
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий . В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.
- Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
- Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
- Выгодская И. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Линка –Пресс, М, 1999г.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука, Просвещение, М, 1993г.
- Громова О.Е. На I Международной конференции РАД, Логопед, № 4 2004г, с109.
- Князева О.Л, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство – Пресс, СП, 1998г.
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
- Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.
- Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления. Логопед, № 4, 2004г, с13.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
- Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Программа кружка по подготовке к обучению грамоте «АБВГдейка» подготовительная группа
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в цело...
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе" Грамотеи"
закрепить знания детей и помочь освоить материал...
Рабочая программа кружка по подготовке к обучению грамоте
Рабочая программа кружка "Буквоежка" для старшего дошкольного возраста ....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте«Грамотеи спешат на помощь»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать р...
Конструкт открытого занятия по подготовке к обучению грамоте и обучению грамоте «Путешествие в страну звуков!»
Обучение интонационному выделению звука «Ч» в словах....