Конспект Непосредственно образовательной деятельности по первоначальным основам грамоты в старшей группе
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по первоначальным основам грамоты в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
по первоначальным основам грамоты
в старшей группе
Цель: учить проводить звуковой анализ слова «АИСТ»
Задачи:
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
- Закреплять знание о различительной роли звука;
- Учить называть слова с заданным звуком
- Развивать фонематический слух
Демонстрационный материал: картина-схема слова АИСТ; красные, синие и зеленые фишки (по 2штуки); указка; фишки или мелкие игрушки
Раздаточный материал: полоски с 4-мя клеточками; пеналы с красными, синими и зелеными фишками;
Ход НОД:
- Активизация
Давайте вспомним основное, пойдем от большого к маленькому:
- Всё что мы с вами говорим – это…. (РЕЧЬ)
- Речь состоит из…. (предложений)
Приведите пример
- Предложения состоят из…. (слов)
Приведите пример
- Слова состоят из… (слогов)
- Слоги состоят из…. (букв)
- Буквы мы…. (пишем и читаем)
- А звуки ….. (слышим и произносим)
- Звуки бывают…. (гласные и согласные)
-Что такое гласный звук? (Звук, который можно попеть, потянуть и воздуху во рту ничего не мешает)
-Фишкой какого цвета обозначаем? (красной)
-Что такое согласный звук? (Звук, при произнесение которого во рту воздух встречает преграды: язык, зубы, губы)
-Согласные звуки делятся на….. (твердые и мягкие)
-Фишками какого цвета обозначаем? (твердые – синим, мягкие - зеленым)
2. Игра «Отгадай, какой звук»
Воспитатель называет вразбивку твердые и мягкие согласные звуки. Дети поднимают на твердый согласный звук синюю фишку, на мягкий – зеленую.
- Звуковой анализ слова АИСТ.
Слово разбираем вместе. Посмотрите на картинку, кто на ней нарисован? (ответы детей). Это аист. Сегодня мы с вами будем разбирать слово аист.
Сколько звуков в слове аист? (4 звука). Пододвиньте к себе свои схемы.
Произнесите слово аист так, чтобы было слышно 1й звук (Аааааааист)
Какой первый звук? (А) Он гласный или согласный? (гласный) Почему? (его можно попеть, потянуть и воздуху во рту ничего не мешает) Какой фишкой обозначаем? (красной) Достаньте из пеналов фишку красного цвета и заселите в первый домик. (Один ребенок у доски, остальные у себя за столами)
Произнесите слово аист так, чтобы было слышно 2й звук. (Аииииииист)
Какой 2й звук в слове аист? (И) Он гласный или согласный? (гласный) Почему? (его можно попеть, потянуть и воздуху во рту ничего не мешает) Какой фишкой обозначаем? (красной) Достаньте из пеналов фишку красного цвета и заселите во второй домик. (Один ребенок у доски, остальные у себя за столами)
Произнесите слово аист так, чтобы было слышно 3й звук. (Аиссссссст)
Какой 3й звук в слове аист? (С) Он гласный или согласный? (Согласный) Почему? (его можно потянуть, но воздух во рту встречает преграду – зубы и язык) Он согласный твёрдый или согласный мягкий? (согласный твердый) Какой фишкой обозначаем? (синей) Достаньте из пеналов фишку синего цвета и заселите в третий домик домик. (Один ребенок у доски, остальные у себя за столами)
Произнесите слово аист так, чтобы было слышно 4й звук. (Аистттт) Какой 3й звук в слове аист? (Т) Он гласный или согласный? (Согласный) Почему? (его можно потянуть, но воздух во рту встречает преграду – зубы и язык) Он согласный твёрдый или согласный мягкий? (согласный твердый) Какой фишкой обозначаем? (синей) Достаньте из пеналов фишку синего цвета и заселите в четвертый домик. (Один ребенок у доски, остальные у себя за столами)
После звукового анализа слова воспитатель задает вопросы по его составу: «Какие гласные звуки в слове аист? Какие согласные? Это твердые или мягкие согласные? Назовите мягкую пару звука Т. Сколько всего звуков в слове?»
Воспитатель обращает внимание на то, что в слове аист сначала идут два гласных, а затем два согласных звука. Дети отмечают, что таких слов они еще не разбирали.
- Физкультминутка.
Дети должны показывать части тела в соответствии с текстом стихотворения:
Вот со звуком [л] слова:
Лоб, затылок, голова,
Кулаки, ладошки, локти
Звука Л нет в слове ногти
Глазки, тело и лопатки
Звука Л нет в слове пятки
- Игра с заданиями.
- Вызвать звуки «и», «т», «с», «а». (Распределить звуки между детьми)
- Подозвать 2й согласный, 1й согласный, 2й гласный, 1й гласный
- Подозвать 3й, 2й, 4й, 1й звуки слова.
Задания играющим дают дети.
Дети убирают фишки: «т», «и», «с». Какой звук остался? (а)
- Здание на внимание.
Воспитатель зачитывает стишок, в котором «заблудился» звук:
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Дети отмечают, что нужно было сказать не майки, а чайки. «Заблудился» звук «ч».
- Игра «Назови слова».
Дети вспоминают слова – названия животных или птиц, в которых есть звук «С» или «С » (лось, сова, гусь, лиса, соловей, синица, собака, сокол, рысь, слон и т.д.) За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку. В конце игры определяется победитель по количеству фишек.
На этом наше занятие закончено. Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»
Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
ТЕМА:Звуки [c ], [c’] и буква «С»...
Непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающей технологии по теме « Путешествие в страну знаний»
НОД по грамоте для детей подготовительной группы детского сада....
конспект образовательной деятельности "Речевое развитие" (обучение грамоте) в подготовительной группе
Развивать умение детей выделять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе «Почемучки» на тему: «Звук [ЙО] и буква Ё».
Познакомить детей с гласным звуком [ЙО] и буквой Ё, слышать твердость и мягкость согласных звуков....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Ознакомление со звуками [ф], [ф’] и буквой Ф ф».
Программные задачи:Образовательные: Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].Продолжать учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.Закреплять умение определять место звука в слове.Разв...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению основам грамоты в старшей группе на тему "Изучаем звуки и буквы А У"
Данный конспект НОД расчитан на детей дошкольного возраста....