Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Акимова Наталья Владимировна

Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramota_konspekt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»

                                                        Воспитатель: Акимова Н.В.
                                                                                 воспитатель МБДОУ «Детский сад № 28 »

Цель: Содействовать закреплению знаний, умений и навыков по разделу «Обучение грамоте».

Задачи.

  1. Способствовать закреплению умений произносить фразы с различными интонационными ударениями с опорой на схему и умений проводить звуковой анализ слова, определяя мягкость и твердость согласных звуков, выкладывать схему слова.
  2.  Содействовать закреплению умений составлять предложение по предложенной схеме, определять количество слов в предложении.
  3. Создавать условия для развития умений подбирать вопрос «Что это?» «Кто это?» к слову.
  4. Содействовать развитию умений работать в коллективе: договариваться, обсуждать, предлагать свою точку зрения и умение выслушивать других.

Методы и приемы:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Чтение отрывка из сказки.
  3. Проблемная ситуация.
  4. Вопросы к детям.
  5. Аудиозапись и магнитофон.
  6. Поощрение, похвала.
  7. Хоровые и индивидуальные ответы.

Индивидуальная работа

Дифференцированная работа.

  1. Учить Снежану, Катю отвечать полным предложением.
  2. Активизировать на занятии малоактивных детей: Илье –предложить выложить схему на доске; Вале и Вадику предложить конверты для определения вопроса к слову.

  1. Детям высокого уровня предложить самостоятельно выложить схему к слову, предложить дополнительные слова.
  2. Детям высокого уровня предложить увеличить количество слов в предложении.

Материал к занятию.

Демонстрационный.

Картины с изображением Жар-птицы, Коня златогривого, яблони с молодильными яблоками, колодец с буквами  ведра  с буквами «А» и «И». Схемы  интонационные -3 шт., схемы предложения из 2-х ,3-х, 4-х.  

Ход занятия

Предполагаемые ответы и действия детей

Звучит музыка и отрывок из сказки «Иван- Царевич и серый волк»

В: - Слышите, ребята, это ожила страница сказки «Иван Царевич и серый волк», а вот и сама книга.

( показывает детям сборник русских народных сказок).

-Рядом с книгой ларец и письмо (читает письмо)

«Собери, Иван – Царевич мне ларец полный волшебных вещей – подкову на счастье, молодильное яблоко, перо жар-птицы, сосуд с  живой водой; тогда и отдам замуж за тебя Елену -Прекрасную». И подпись – Царь.

- Боюсь, не справится один  Иван – Царевич с этим непростым заданием. Надо подумать, что - же делать?

-Страна сказок спрятана за высокими горами. А вот и они.

 1. Упражнение на  развитие интонационной выразительности  с опорой на схему  «Сказочные горы».

-Давайте произнесем предложение: «Долго ехал Иван.» с интонационным ударением на разные слова и посмотрим, как от этого изменится смысл предложения.

- На какое слово падает интонационное ударение в первом предложение?

-Как оно будет звучать?

-Какое слово выделим, когда будем произносить предложение согласно второй схеме?

- Попробуйте самостоятельно произнести предложение согласно третьей схеме.

-Мы прошли высокие горы и оказались в сказке.

2. Упражнение на развитие умение определять одушевленные и неодушевленные предметы «Кто это? Что это?»

- Первым, кто нас встречает - это златогривый конь у него мы сможем попросить подкову на счастье. Для этого нужно выполнить задание. Вот два конверта . Один мы дадим Вале, а другой Вадику.

В конверт, который держит Валя, мы будем складывать предметы, которые отвечают на вопрос «Кто это?», а конверт к Вадику мы будем складывать предметы, если они будут отвечать на вопрос «Что это?»  

Мы справились с заданием, поэтому можем положить подкову в ларец к Ивану Царевичу.

3.Упражнение на развитие умение выполнять звуковой анализ слова, выкладывать схему предложения.

-Я вижу: вдалеке виднеется яблоня с молодильными яблочками. Яблочко мы сможем взять, если выполним следующее задание.

-Посмотрите, на изображение яблони. Найдите слово, которое состоит из 3 звуков.

- Покажите схему, которая соответствует этому слову.

- Выложите звуки на схеме.

- Илья,  выложи, пожалуйста, схему  у доски.

- Давайте проверим, правильно ли Илья выполнил задание.

- Давайте вместе прочитаем, что у нас получилось.

- Я на картине нашла еще одно слово, это слово-лист.

-Произнесем его вместе со мной – лист.

-Поднимите и покажите схему, которая соответствует  слову «лист». Почему?

- Звуковую схему выложим вместе.

- Каким цветом вы обозначили первый звук в слове «лист»? И почему?

- Каким цветом обозначили второй звук? Почему?

- Каким цветом обозначили третий звук? Почему?

- Каким цветом обозначили четвертый звук? Почему?

- Давайте вместе прочитаем, что у нас получилось.

- Найдите на картине слово к схеме (показывает схему из 5 звуков) Сколько звуков должно быть в слове, которое вы будете искать?

- Чтобы определить на какой слог падает ударение я предлагаю поиграть в игру «Эхо». Я тихо произношу слово, а вы эхом мне его повторяете.

(складывает руки рупором)

-Ветка.

-На какой звук падает ударение?

-Крона.

-Кукушка.

 -Молодцы! Отлично справились с заданием.

-Значит, мы можем положить в ларец молодильное яблочко.

4. Упражнение на закрепление умения работать с предложением. Дидактическая игра «Живые слова».

- У  жар – птицы мы попросим для Ивана-Царевича перо.

Она приготовила нам три конверта.  Для первого ряда - красный, для второго ряда - желтый, для третьего ряда - синий. Посмотрите что в них?

-Посовещайтесь и придумайте к своей схеме предложение.

- Остальные слушают и считают, сколько слов в предложении у другой команды.

-Давайте поиграем с предложением «Принес Иван клетку» Снежана будем словом «принес», Толик будет словом «Иван», Катя словом «клетку». Прочитаем предложение,  какое получилось.

(Меняю местами  слова в предложении)

-Давайте прочитаем предложение,  которое получилось.

-Какое слово может быть еще в этом предложении?

-И с этим заданием мы справились. Кладем в ларец перо жар-птицы.

5. Упражнение на закрепление умения читать слова из трех букв, соединять согласные гласные звуки. «Колодец».

 А вот и колодец с живой водой.

Но зачерпнуть воду можно только одним ведром. Мы должны определить каким. Какая буква на этом ведре.

-А на этом ведре какая?

- Давайте посмотрим, какая буква подходит к колодцу.

Возьмем ведерко с буквой «А». Читаем.

Возьмем  ведро с буквой «И». Читаем.

Это ведро подходит. Вот мы и смогли зачерпнуть живой воды.

- Кладем в ларец кувшин с живой водой.

-Все волшебные вещи уже в ларце. (Появляются бумажные куклы  Иван – Царевич и Елена  -Прекрасная)

Иван:-  Спасибо вам ребята за помощь. Один  я бы не справился да и серый волк грамоте не обучен.

Елена Прекрасная: - Награждает вас, ребята, Царь  грамотами, а прочитать их сможете, когда хорошо читать научитесь.

Грамота.

Вручается  сия грамота ________________________

За смекалку, выдумку и старание.

Освоивши письмо и чтение,

Может быть принят писарем

На службу царю .

Надо отправиться в сказку и помочь Ивану-Царевичу. Можно позвать серого волка, чтобы он помог.  

Ударение падает на первое слово.

Долго ехал Иван. (Хоровой и индивидуальные ответы детей)

Согласно схеме надо выделить второе слово.

Долго ехал Иван.

Долго ехал Иван. (Индивидуальные ответы детей)

Конь, курица, кошка, собака, цыпленок отвечают на вопрос «Кто это?»

Колесо, мыло, машина, сапог отвечают на вопрос «Что это?»  

 Это слово – «жук».

Дети выбирают схему у себя на столе. И поднимают ее вверх.

Дети выкладывают звуковую схему слова.

Проверяют схему на доске.

(Дети ведут указкой под схемой, произнося слова ЖЖЖУУУКК )

Дети произносят слова ЛЛЛИИИСССТТТ.

(Дети поднимают схему, состоящую из четырех частей) В слове лист четыре звука.

Мы обозначили зеленым цветом, так как это согласный, мягкий. (ЛЛЬ)

Мы обозначили красным цветом, так как это гласный. (ИИИ)

Мы обозначили синим цветом, так как это согласный, твердый.(ССС)

Мы обозначили синим цветом, так как это согласный, твердый.(Т)

ЛЛЛИИИСССТ

В слове должно быть 5 звуков.

Это могут быть слова: ветка, ствол.

ВЕЕЕТКА.

 На звук Э.

КРОООНА  Ударение падает на звук О.

КУКУУУШКА Ударение падает на звук У.

Это схемы предложения.

(Дети  называют предложения с разным количеством слов.)

Принес Иван клетку.

Иван принес клетку.

Принес Иван золотую клетку.

Принес Иван клетку Царю.

Буква А.

Буква И.

Дети читают  

МАР, КАТ, ТАР, ЧАЖ.

МИР, КИТ, ТИР, ЧИЖ.

Грамота.

Вручается  сия грамота ________________________

За смекалку, выдумку и старание. Освоивши письмо и чтение,

Может быть принят писарем

На службу царю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: « Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л»

Цель:-формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные, гласные, согласные твёрдые и мягкие);- развивать умение определять место звук...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Ловушка Буквоеда»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Ловушка Буквоеда»  для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)...