Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки зимнего леса"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Звуки зимнего леса".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_og_les.docx | 121.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №2 «Золотой ключик»
Конспект занятия
Образовательная область: речевое развитие
Вид образовательной деятельности: обучение грамоте
Тема: «Звуки зимнего леса»
группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
Подготовила: воспитатель
Проскурнова Н. Г.
п. Энергетик, 2021 год
Конспект занятия
Тема: «Звуки зимнего леса»
Образовательная область «Речевое развитие»
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Звуки зимнего леса» | ||
2. | Доминирующая образовательная область | Образовательная область «Речевое развитие» | ||
3. | Виды деятельности детей | игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская. | ||
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Словесные: разъяснение, беседа, рассказ, пример. Наглядные: показ, демонстрация, иллюстрация. Практические: игра, упражнение. Методы стимулирования и мотивации деятельности: занимательные и игровые ситуации; ситуация успеха. | ||
4.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Игровой метод, наглядный, проблемная ситуация | ||
5. | Интеграция образовательных областей | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». | ||
6. | Возрастная группа | Старшая группа (5-6 лет) | ||
7. | Цель | Развитие речи детей через совершенствование навыка звукового анализа слова | ||
8. | Задачи | Планируемые результаты
| ||
8.1 | 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком. | Проводят звуковой анализ слов, различают гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, называют слова с заданным звуком. | ||
8.2 | 2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. | Участвуют в беседе, понятно для слушателей отвечают на вопросы и задают их. | ||
8.3 | 3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к животным и птицам леса. | Эмоционально откликаются на выполнение задания, выражаю бережное отношение к животным и птицам леса. | ||
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||
Затруднения | Способы преодоления | |||
В самостоятельном звуковом анализе слова | Использование символов | |||
10 | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Картина «Зимний лес», картина-схема слова ВОЛК, красные, синие, зеленые фишки, письмо, сундучок. | ||
11 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Рассказы воспитателя о жизни диких животных, чтение русских народных сказок, стихов, загадок про диких животных, использование карточек с четырьмя клетками для разбора слов, фишки. |
Ход занятия
№ | Этап | Содержание | |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Дети входят, здороваются Воспитатель: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом. | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашем почтовом ящике очутился конверт с письмом. Как вы думаете, от кого оно? О хозяйке этого письма отгадайте загадку: «Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал?» (зима) Зима прислала нам письмо, в снежинках, звёздочках оно… Так начинается письмо: «Я не была у вас давно…, Пора нам встретиться друзья. Вам без меня прожить нельзя». Воспитатель: Мы тоже давно не были у зимы в гостях. Предлагаю отправиться в зимний лес. | |
1.3 | Целеполагание | Воспитатель: Лес - это дом для животных и птиц. Ребята, как нужно вести себя в лесу? (правила поведения в лесу) В путешествии мы будем: «Не просто слушать, а слышать. Не просто смотреть, а видеть, Думать и отвечать, Все звуки замечать» Воспитатель: Что мы будем сегодня делать, Глеб? Что ты сегодня будешь делать, Дима? | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Воспитатель: Вокруг себя повернись и в лесу очутись! (дети проходят, садятся за столы). (Перед ними на экране телевизора картина «Зимний лес») Вот мы и в зимнем лесу. Всё покрыто снегом. Пусто в лесу, не видно ни зверей, ни птиц. Только зима поёт в лесу разными звуками.
Зима хочет поиграть с вами. Я буду показывать карточки - символы гласных звуков, а вы их озвучивать все вместе, хором. Ветер со снежинками играет - у-у-у, Ветки с дерева срывает – и-и-и, Снежинки по ветру летят – о-о-о, Прямо под ноги ребят – а-а-а.
Воспитатель: Ребята, первыми нас встречают в лесу гномики - звуковички. - Как их зовут? (Ау, Тим, Том) - Ау любит звуки, которые можно спеть, крикнуть, потянуть, сказать тихо. - Как их ещё называют? (Гласные) Почему? (когда мы их произносим - во рту ничего не мешает). - Какого цвета у него шапочка? Красная. Мы обозначаем гласные звуки красным цветом. - Как зовут двух других братцев? (Том и Тим). Их называют согласные звуки. - Почему их так называют? (это звуки, которые что-то мешает произносить (губы, зубы, язык) - Какие согласные любит Том? (твёрдые, как лёд) - Какого цвета у него шапочка? Синяя. Мы обозначаем твёрдые согласные звуки синим цветом. - Какие согласные любит Тим? (мягкие, как трава) - Какого цвета у него шапочка? Зелёная. Мы обозначаем твёрдые согласные звуки зелёным цветом.
Давайте поиграем. Приготовьте три фишки - красную, синюю и зелёную. Я буду называть звуки, а вы поднимать фишки. Если я назову гласный звук, вы поднимете … какую фишку?»; если я назову мягкий согласный звук, поднимете … какую фишку?» - «Зелёную» - «А если твёрдый согласный звук, вы поднимете…» - Синюю фишку. Воспитатель называет вперемежку 8-10 звуков.
| |
2.2 | Открытие (сообщение и приятие) нового знания |
(На доске схема слова ВОЛК) Воспитатель: Слово для разбора мы узнаем, если отгадаем загадку: На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.
У доски поочерёдно разбирают четверо детей. Воспитатель: - Сколько звуков в слове ВОЛК? - Сколько гласных звуков? Назовите их. - Сколько в слове слогов? - Сколько согласных звуков? Назовите согласные звуки.
Мы пришли в зимний лес – (ходьба на месте) Сколько тут вокруг чудес! – (разводят руки в стороны) Справа берёзка в шубке стоит – (руки отводят в указанную сторону и смотрят) Слева ёлка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся – (кружатся) И на землю красиво ложатся (фонарики)
Воспитатель: Вспомните и назовите слова - названия диких животных и птиц, обитателей леса, в которых есть звук «С» или «С » (сова, барсук, лиса, снегирь, синица, лось). Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Кроме гномиков и волка мы никого не встретили, нам пора возвращаться в сад. Вокруг себя повернись и в лесу очутись! Воспитатель: Зима благодарит вас за интерес к этому времени года, активную работу на занятии. Дарит на память фото диких зверей и птиц. | |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Ребята, а ведь здорово, что мы можем наблюдать все прелести зимы ваочую, видеть первых снег, зимнюю метель и стужу? Представляете, на земле существуют люди, которые никогда не видели снега и снежинок и не лепили снежную бабу. Кому всё было легко и понятно, покажите пять пальцев руки, а у кого были затруднения-кулачок. | |
3.2. | Работа по теме по окончанию занятия | Предлагается работа в центре изо, «оживить» фотографии обитателей зимнего леса. |
Самоанализ занятия по обучению грамоте в старшей группе №10 «Сказка»
«Звуки зимнего леса»
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звуки зимнего леса» соответствовало длительности допустимому объему образовательной нагрузки (25 минут), соблюдению температурного и светового режимов, удовлетворению двигательной активности детей (физкультминутка «Мы пришли в зимний лес», смена видов деятельности).
Цель: Развитие речи детей через совершенствование навыка звукового анализа слова.
Образовательные задачи: закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком.
Развивающие: продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к животным и птицам леса.
Оборудование: красные, синие, зеленые фишки, письмо, сундучок, указки
Демонстрационный материал: картина «Зимний лес», картина-схема слова ВОЛК.
Воспитателями была проведена предварительная работа с детьми: чтение рассказов о жизни диких животных, русских народных сказок, стихов, загадок про диких животных, использование на занятиях карточек с четырьмя клетками для разбора слов, фишек.
Отбор содержания занятия осуществлялся с учетом принципа интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Педагогом на занятии были использованы разнообразные методы и приемы, такие как, словесные: (разъяснение, беседа, рассказ, пример), наглядные (показ, демонстрация, иллюстрация), практические (игра, упражнение) соответствовали возрасту детей и служили активизации детей на занятии.
Логичность изложения содержания образования основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и четкости перехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие в зимний лес».
При планировании занятия учитывался принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей группы детей и их индивидуальных возможностей.
На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие в зимний лес, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.
Главная задача основного этапа занятия: закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком.
В структуру занятия включены загадки, игры, упражнения, задания на закрепление пройденного материала.
Физминутка «Мы пришли в зимний лес» была направлена на развитие умения координировать речь с движением и на развитие интонационной выразительности речи.
На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, что больше всего запомнилось в путешествии,
Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок раскраски.
Использование приема «Кулачок-ладошка, побудило детей к самооценке и самоконтролю.
Речь воспитателя на занятии была эмоциональная, выразительная, четкая и лаконичная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"
Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...
Конспект открытого логопедического занятия "Волшебное путешествие по зимнему лесу"
Конспект открытого логопедического занятияпо формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III ур р. р. в подготовительной к школе группепо теме: «Волшебное пут...
Конспект открытого занятия на тему: «ЧУДЕСА ЗИМНЕГО ЛЕСА»
Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы, активизировать словарь по теме «Зима».Упражнять детей в образовании существительных родительного падежа и составлении просто...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гость из весеннего леса"
Конспект подойдет для повторения пройденного материала по теме "Обучение грамоте" для детей среднего и старшего возраста...
Конспект занятия «Дикие животные в зимнем лесу»
Конспект занятия «Дикие животные в зимнем лесу»Цели- Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.- О...
Конспект занятия . Тема: «Прогулка по зимнему лесу»
Учить детей складывать квадрат приемом сгибания, складывания;продолжать закреплять умение детей читать схемы, чертежи.добиваться согласованности своих действий;развивать художественный вкус, творчески...
Конспект занятия: "Путешествие Эльзы в зимнем лесу"
Индивидуальное логопедическое занятие, автоматизация звука [ль]...