Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.
Задачи:
-Учить детей выделять на слух звук (т)
-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.
-Упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец.
-Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
-Формировать способность проводить звуковой анализ слов.
-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку.
в пространстве.
-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_tt.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.
Задачи:
-Учить детей выделять на слух звук (т)
-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.
-Упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец.
-Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
-Формировать способность проводить звуковой анализ слов.
-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку.
в пространстве.
-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:
Парк, слух, кот, глаз, дуб.
II. Основная часть занятия:
Артикуляционная гимнастика.
( «Размять язычок»; «Подуть на язычок»; «Заборчик – хоботок»; «Заборчик»- язычок за нижними зубками, подули на спинку язычка – с-с-с; «Хоботок», язычок за верхними зубками, подули на спинку язычка, ш-ш-ш; Открыли рот)
Зашифрованная картинка
Я стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом.
Будут дети жить в нем. (Молоток)
Послушайте как стучит молоток -Т-т-т!
Многократное изолированное произношение звука
«Как стучит молоток? - т-т-т»
Представим, что у вас молоточки, давайте постучим.
Целый день тук, да тук
Раздается громкий стук
Молоточки стучат
Строим дом для ребят.
Одновременно дети выполняют следующие движения:
1 – постукивают поочередно кулачок на кулачок
2 – наоборот;
3– поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома.
-Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем будет жить?
Знакомьтесь кот Том и котенок Тим (Появляется картинка)
У ребят есть друзья, звуковички.
Ребята решили нас познакомить с одним из звуковичков.
С каким попробуйте отгадать.
Этот звук слышим, когда произносим имена детей Таня Толя.
Какой первый звук мы слышим в именах?
-Звук [Т]
-Давайте познакомимся
Характеристика звук: Взрослый показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Т]: б ) артикуляция звука [т] ( губы растянуты в улыбке, широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной); в) различие мягкого и твёрдого звука [т-ть] в зависимости от речедвигательных ощущений ( при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена).
— губки в свободном положении;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— кончик язычка стучит за верхними зубками (дети выполняют перед зеркалом)
Звук [Т]– согласный, так как он не поётся (язычок и зубки создает преграду воздуху), твердый, глухой. Горлышко «спит», чтобы убедился в этом, приложите тыльную сторону руки спереди к шее.
Произносим звук [Т]: тихо.
Обозначение: синий кружок (картинка)
Символ звука:
Большой молоток стучит: ТТТТ....
Ребята, у звука т, есть еще братец по твердости/мягкости. Мы сказали, что звук т у нас твердый, но есть еще и мягкий звук ть.
-Давайте с вами постучим маленьким молоточком ть-ть-ть…
Ребята, звук ть у нас поется?(нет)Значит он у нас какой?(согласный,т.к. встречается преграда язычок и зубы), мягкий или твердый? Глухой или звонкий? (положим ладошку на горлышко)
Обозначение: зеленый кружок (картинка)
Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик – буква ТЭ. (картинка буквы Т, т.). Напомните мне чем звук отличается от буквы?
-Раздадим подарки Тому и Тиму: у детей на столах картинки, со звуком Т – Тому(поднимем синий кружок), ТЬ – Тиму (поднимем зеленый кружок).
Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные кружочки).
Дети вкладывают свою картинку в соответствующий вагон (зелёный или синий), определяя место звука Т (или ТЬ) в слове.
Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ: лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви… .
Динамическая пауза.
Координация речи с движением
Руки вверх мы поднимаем –
Раз примерно целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело
Так – направо, так – налево.
Логопед: Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?
Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).
Игра «Топай, хлопай» (топай – если звук – Т; хлопай – Ть)
Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.
Знакомство с буквой Т
ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!
1. Показать образ буквы:
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилось
И на крыше очутилась.
-Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.
-Отыскать букву Т среди других букв. Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.
III. Итог занятия:
Чем мы сегодня занимались на занятии?
Дать характеристику звукам [т], [т’]
Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.
Рефлексия.
Т И О Т А У И Т О А Т А Т | Т И О Т А У И Т О А Т А Т | Т И О Т А У И Т О А Т А Т |
Т И О Т А У И Т О А Т А Т | Т И О Т А У И Т О А Т А Т | Т И О Т А У И Т О А Т А Т |
Т И О Т А У И Т О А Т А Т | Т И О Т А У И Т О А Т А Т |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"
Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с ново...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"
Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"
Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....