Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_s_s._bukva_s.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 10 г.о. Мытищи
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
в старшей логопедической группе
по теме «Звук С, Сь. Буква С»
Цель занятия: дифференциация звуков С-Сь в слогах, словах.
Задачи:
Корекционно- образовательные:
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику;
- учить дифференциации звуков С и СЬ в словах ;
- учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина);
- учить звукослоговому анализу слов типа СГС;
- учить составлять схему предложения и определять порядок слов в нём;
- познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением;
- формировать навык чтения прямых слогов и слов типа сок, сын.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- развивать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Оборудование:
-Зеркала по количеству детей.
-Артикуляционные модели изучаемых звуков.
-Предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки С, Сь на каждого ребенка;
-Фишки для выкладывания звуковой схемы.
-Буква С;
-Мяч.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Днем спит,
Ночью летает.( СОВА)
Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.
- С какого звука начинается слово СОВА?(С)
-О каком звуке будем сегодня говорить?
Дети: -Будем говорить о звуке [с].
Логопед : - Правильно, о звуке [с] и его младшем братце звуке [с’]
2.Работа с профилем звука С.
Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.
Акустико-артикуляционные образы звуков.
Произнесение звука С хором, а затем отдельными детьми с наблюдением артикуляции в зеркале.
-Какое положение занимают губы? (улыбаются, не напряжены)
-Что вы можете сказать о зубах? (сближены, но не смыкаются)
-Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)
-Какой звук С? (согласный)
-Почему? (звук встречает преграду)
-А теперь скажите, какой звук С? (согласный, твердый, обозначаем синим цветом)
На магнитной доске логопед выставляет синий квадрат.
-Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет)
-Значит, звук С какой? (глухой)
Несколько детей повторяют характеристику звуку С.
-Теперь произнесите звук Сь, это младший братец звука С.
-Как расположены губы? (Улыбаются сильнее, напряжены)
-Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)
-Какой звук Сь? (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом)
На магнитной доске логопед выставляет зеленый квадрат.
-Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет0
-Значит, звук Сь какой? (Глухой)
Несколько детей дают характеристику звуку Сь.
6. Связь звуков и буквы.
На доске выставляется буква «С»
- Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С , СЬ Это буква С( называем как звук).
Рассмотрите букву С. На что она похожа?
3.Письмо буквы С в воздухе.
Выкладывание буквы С из пуговиц.
Упражнение на дыхание «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
Произнесём С--------------
Произнесём СЬ-------------
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?
4.Упр. на развитие фонематического слуха.
Сова приготовила для вас игры:
«Поймай звук»
-Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Если услышите звук С, то должны поймать его в ладошки.(хлопнуть в ладоши)
С Э М С И С У Р С О Н С А С Ы Ф С П С
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Закрепление и дифференциация звуков в слогах.
Логопед произносит слоги и бросает ребенку мяч. Тот должен назвать слог наоборот, изменив твердый звук на мягкий или наоборот.
СА-СА-СА….СЯ-СЯ-СЯ
СУ-СУ-СУ…. СЮ-СЮ-СЮ
СЭ-СЭ-СЭ…. СЕ-СЕ-СЕ
СО-СО-СО….СЁ-СЁ-СЁ и т. д.
«Где спрятался звук?» (Определение позиции звука С, Сь в словах).
Глобус
Каска
Гусь
Сито
5.Физкультминутка.
6. Закрепление и дифференциация звуков в словах.
-Игра «Подарки».
-У нас в гостях сегодня две девочки: Соня и Сима.
На магнитной доске выставляются две картинки.
-Посмотрите на картинки, которые лежат у каждого на столе. Давайте подарим их девочкам. Подумайте, Симе или Соне достанется ваша картинка.
Картинки: нос, стол, лось, лиса, рысь, осина, оса, карась, сом, сын, синий (круг, сова, синица, самолет, автобус, осьминог, сумка, сено, василёк.
7.Звуковой анализ с выкладыванием звуковой схемы слов (сом, лось)
8. Упражнения в формировании навыка чтения.
Дети встают полукругом. Логопед называет вначале два звука и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать получившийся слог. Затем логопед называет три звука, а ребёнок, получивший мяч, называет слово.
Сын, сом, сок, сук, сыр, суп, сам, оса.
9. Составление схемы предложения.
Прилетела сова. У совы большие глаза. Сова ночная птица.
10. Итог занятия.
-С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Какие это звуки?
-Кому какое задание понравилось?
-Какое задание было самым трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"
Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме Звуки[Т-Ть]
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:- научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учи...