Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с новой буквой Ы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_zvuk_y_i_bukva_y.docx | 23.38 КБ |
y.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Звук [ы] и буква Ы.
Образовательные задачи. Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с новой буквой Ы.
Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, общей и тонкой моторики, координации движений.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Кружки для звукового анализа, магнитная доска, буквы, палочки и кружки для магнитной доски, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «На шоссе».
Ход занятия.
- Организационный момент. Упражнение «Слушайте внимательно». Объявление темы занятия. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Создание эмоционального положительного фона, объявление темы занятия.
Логопед встречает детей и организует приветствие с ними, предлагает детям занять места за столиками. На доске презентация с картинками: шары, коты, бананы, арбузы.
Логопед. Посмотрите на картинки. Назовите их.
Дети. Шары, коты, бананы, арбузы.
Логопед. Каким звуком заканчиваются все эти слова?
1-й ребёнок. Звуком [ы].
Логопед. Вот с этим звуком и буквой, которая его обозначает, мы и познакомимся сегодня. Как всегда, мы будем много играть, читать, рисовать. А теперь по очереди разделите эти слова на слоги.
2-й ребёнок. Ша – ры. Два слога.
3-й ребёнок. Ко – ты. Два слога.
4-й ребёнок. Ба – на – ны. Три слога.
1-й ребёнок. Ар – бу – зы. Три слога.
Логопед. Отлично. Вы справились с заданием.
- Игра «Подними сигнал». Развитие фонематического восприятия.
Логопед раздаёт детям разноцветные сигналы.
Логопед. Давайте произнесём этот звук все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [ы].
Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [ы] – гласный или согласный?
Дети. Гласный.
Логопед. Верно. Его можно петь. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Дети. Красным.
Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному красному сигналу. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ы].
Для игры используется следующий материал: ы, и, а, ы, у, ы, о, э, ы, и; мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан; мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок.
Дети слушают и поднимают сигналы, услышав звук [ы].
Логопед. Молодцы. Вы были очень внимательными.
- Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед убирает сигналы.
Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Т, ы. Что получилось?
1-й ребёнок. Ты.
Логопед. М, ы.
2-й ребёнок. Мы.
Логопед. Правильно.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: вы, ды, дым, бык, боты.
Логопед. Чудесно!
- Работа по букварю. Знакомство с буквой Ы. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.
Логопед раздаёт детям буквари.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
На глазах у детворы
Летают ввысь шары.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ы]?
Дети. Детворы, ввысь, шары.
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это буквы Ы. Под ней вы видите красный кружок. Что это значит?
Дети. Это значит, что буква Ы обозначает гласный звук [ы].
Логопед. Верно. Давайте найдём на картинке в нижней части страницы предметы, в названиях которых есть этот звук.
Дети находят и называют картинки.
Логопед. Молодцы! Вы быстро выполнили это задание. А теперь пройдите к доске и составьте по одной букве Ы.
Дети проходят к доске, составляют букву Ы.
Логопед. Какие детали вам потребовались для этого?
Дети. Две палочки и полукруг.
Логопед. Как вы расположили эти элементы?
Дети. Сначала мы поставили палочку, справа от неё внизу – полукруг, потом ещё одну палочку.
Логопед убирает буквы с доски.
Логопед. А теперь переверните страницу. Давайте почитаем, что написано рядом с зелёными кружками.
1-й ребёнок. Ты.
2-й ребёнок. Пы.
3-й ребёнок. Ны.
4-й ребёнок. Мы.
1-й ребёнок. Ды.
2-й ребёнок. Бы.
3-й ребёнок. Вы.
4-й ребёнок. Дым.
1-й ребёнок. Бык.
2-й ребёнок. Коты.
3-й ребёнок. Дубы.
4-й ребёнок. Батоны.
1-й ребёнок. Бидоны.
2-й ребёнок. Вагоны.
Логопед. Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.
3-й ребёнок. Бидоны.
4-й ребёнок. Вот хата. У хаты тын. У тына дубы.
1-й ребёнок. У Никиты ноты. На, Нина, ноты.
2-й ребёнок. Тын.
Логопед. Обратите внимание: слова Никита и Нина написаны с большой буквы. Почему?
Дети. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.
Логопед. Давайте все вместе прочитаем предложения.
Дети. Вот хата. У хаты тын. У тына дубы. У Никиты ноты. На, Нина, ноты.
Логопед. Молодцы! А теперь закройте буквари.
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
- Пальчиковая гимнастика «Напёрсток» [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Автоматизация шипящих звуков.)
Логопед предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику.
Логопед. Давайте сделаем знакомое нам упражнение
Вышивает, шьет иголка, Левая ладошка раскрыта, в правой –
воображаемая игла.
Пальцу больно, пальцу колко, Игла «шьет» и задевает кончик
указательного пальца левой руки.
А напёрсток в тот же миг Делают такое движение, будто надевают
К девочке на пальчик прыг! наперсток
Говорит иголке: «Шей! Вновь «шьют»
А колоться ты не смей!» Грозят указательным пальчиком правой
руки.
- Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Логопед раздаёт детям тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что вы видите в её верхней части?
Дети. Букву Ы.
Логопед. Верно. А вот картинок рядом с ней нет, потому что в русском языке нет ни одного слова, которое начиналось бы с этой буквы. Поэтому же и буква тоже одна. Заглавной буквы Ы нет. Раскрасьте букву. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Красный, потому что буква Ы – гласная.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Ы. Сначала пишем сверху вниз палочку, потом справа от неё полукруг и на небольшом расстоянии от него ещё одну палочку. Напишите четыре буквы по точкам. Слова и предложение вы будем писать потом. Закройте тетради.
- Игра «Весёлый поезд». Совершенствование навыка чтения слов с буквой Ы, навыка звукового анализа слова из трёх звуков.
На доске изображение паровозика и трёх вагонов.
Логопед. Сегодня к нам опять приехал весёлый поезд. На его вагонах буквы. Прочитайте слово, которое привёз поезд.
Дети. Дым.
Логопед. Сколько букв в этом слове?
Дети. Три буквы.
Логопед. А сколько звуков?
Дети. Три звука.
Логопед. Перечислите их по порядку.
Дети. Д, ы, м.
Логопед. Давайте выложим схему этого слова.
Логопед ставит на столы контейнеры с квадратами.
Логопед. Каким квадратом вы обозначите первый звук и почему?
Дети. Звук [д] мы обозначим синим квадратом, потому что он согласный.
Дети выстраивают схему на своих столах.
Дети. Звук [ы] мы обозначим красным квадратом, потому что он гласный.
Дети выстраивают схему на своих столах.
Дети. Звук [м] мы обозначим синим квадратом, потому что он согласный.
Логопед. Сколько согласных звуков в слове дым?
Дети. В этом слове два согласных звука.
Логопед. Сколько гласных звуков в слове дым?
Дети. Один гласный звук.
Логопед. Сколько слогов в слове дым?
Дети. В этом слове один слог?
- Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребёнка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д Ы М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и...
Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».
ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"
Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Зз"
Знакомство со звуками [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звуки Л и Ль. Буква Л"
Конспект занятия в старшей логопедической группе. тема "Звуки л и Ль. Буква Л"....