Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;
-упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);
-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-совершенствовать звуковой анализ;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать фонематический слух, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к занятиям;
-вести контроль за собственной речью;
-формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_zh.docx | 75.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;
-упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);
-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-закрепить в речи детей понятие «слог»;
-упражнять детей в делении слов на слоги;
-учить детей преобразовывать слова;
-совершенствовать звуковой анализ;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать фонематический слух, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к занятиям;
-вести контроль за собственной речью;
-формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Ход занятия:
Орг.момент:
Логопед: Ребята сегодня мы с вами познакомимся еще с одной новой буквой. Но для начала отгадайте мою загадку:
Отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети: Жук.
Логопед: С какого звука начинается слово жук?
Дети: Слово жук начинается со звука [ж].
Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.
Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,
Сядем на качели, чтобы покачаться.
Давайте дадим характеристику звуку [ж].
Произнесите звук [ж].
Дети: Ж-ж-ж.
Логопед: Звук [ж] можно пропеть?
Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.
Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко работает.
Логопед: Если горлышко работает, значит звук [ж] какой?
Дети: Звук [ж] звонкий.
Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.
Вика, дай полную характеристику звука [ж].
Вика: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.
2. Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].
Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж
ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ
ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ
Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.
3. Игра «Поезд» Логопед: Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.
Будь внимательным, смотри:
Слова со звуком [ж] назови
И место звука в слове укажи.
Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова, значит картинка поедет в первом вагончике.
(аналогично с другими картинками).
Логопед: Ребята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в конце слова, у нас ни одна картинка не едет в последнем вагончике. Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой [ш].
Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
Логопед: Сядет на место тот, кто назовет ласково: (игра с мячом)
Флаг – флажок (снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).
Игра «Договори слова»
ле
бро
хо
гля
дру жу
ви
ре
вя
ма
бу
Логопед: Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук.
Логопед: Ребята, что это: буква или звук?
Дети: Это буква.
Логопед: Правильно. А чем буква отличается от звука?
Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.
-Выкладывание буквы из палочек.
Логопед: Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж. Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку.
Логопед: Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок.
А теперь попробуем прописать нашу букву.
Логопед: Звукобуквенный анализ слова. Правильно. Возьмите «светофорчики». Выкладывает схему слова ЖУК.
(дети выполняют задание)
Итог занятия:
- С какой буквой познакомились?
-Какой звук она обозначает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"
Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».
Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"
Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....