Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ponedelni.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.
Задачи:
-Учить детей выделять на слух звук (т)
-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.
-Упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец.
-Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
-Формировать способность проводить звуковой анализ слов.
-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку.
в пространстве.
-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:
Парк, слух, кот, глаз, дуб.
II. Основная часть занятия:
Артикуляционная гимнастика.
( «Размять язычок»; «Подуть на язычок»; «Заборчик – хоботок»; «Заборчик»- язычок за нижними зубками, подули на спинку язычка – с-с-с; «Хоботок», язычок за верхними зубками, подули на спинку язычка, ш-ш-ш; Открыли рот)
Зашифрованная картинка
Я стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом.
Будут дети жить в нем. (Молоток)
Послушайте как стучит молоток -Т-т-т!
Многократное изолированное произношение звука
«Как стучит молоток? - т-т-т»
Представим, что у вас молоточки, давайте постучим.
Целый день тук, да тук
Раздается громкий стук
Молоточки стучат
Строим дом для ребят.
Одновременно дети выполняют следующие движения:
1 – постукивают поочередно кулачок на кулачок
2 – наоборот;
3– поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома.
-Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем будет жить?
Знакомьтесь кот Том и котенок Тим (Появляется картинка)
У ребят есть друзья, звуковички.
Ребята решили нас познакомить с одним из звуковичков.
С каким попробуйте отгадать.
Этот звук слышим, когда произносим имена детей Таня Толя.
Какой первый звук мы слышим в именах?
-Звук [Т]
-Давайте познакомимся
Характеристика звук: Взрослый показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Т]: б ) артикуляция звука [т] ( губы растянуты в улыбке, широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной); в) различие мягкого и твёрдого звука [т-ть] в зависимости от речедвигательных ощущений ( при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена).
— губки в свободном положении;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— кончик язычка стучит за верхними зубками (дети выполняют перед зеркалом)
Звук [Т]– согласный, так как он не поётся (язычок и зубки создает преграду воздуху), твердый, глухой. Горлышко «спит», чтобы убедился в этом, приложите тыльную сторону руки спереди к шее.
Произносим звук [Т]: тихо.
Обозначение: синий кружок (картинка)
Символ звука:
Большой молоток стучит: ТТТТ....
Ребята, у звука т, есть еще братец по твердости/мягкости. Мы сказали, что звук т у нас твердый, но есть еще и мягкий звук ть.
-Давайте с вами постучим маленьким молоточком ть-ть-ть…
Ребята, звук ть у нас поется?(нет)Значит он у нас какой?(согласный,т.к. встречается преграда язычок и зубы), мягкий или твердый? Глухой или звонкий? (положим ладошку на горлышко)
Обозначение: зеленый кружок (картинка)
Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик – буква ТЭ. (картинка буквы Т, т.). Напомните мне чем звук отличается от буквы?
-Раздадим подарки Тому и Тиму: у детей на столах картинки, со звуком Т – Тому(поднимем синий кружок), ТЬ – Тиму (поднимем зеленый кружок).
Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные кружочки).
Дети вкладывают свою картинку в соответствующий вагон (зелёный или синий), определяя место звука Т (или ТЬ) в слове.
Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ: лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви… .
Динамическая пауза.
Координация речи с движением
Руки вверх мы поднимаем –
Раз примерно целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело
Так – направо, так – налево.
Логопед: Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?
Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).
Игра «Топай, хлопай» (топай – если звук – Т; хлопай – Ть)
Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.
Знакомство с буквой Т
ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!
1. Показать образ буквы:
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилось
И на крыше очутилась.
-Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.
-Отыскать букву Т среди других букв. Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.
III. Итог занятия:
Чем мы сегодня занимались на занятии?
Дать характеристику звукам [т], [т’]
Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.
Рефлексия.
Т И О Т А У И Т О А Т А Т | Т И О Т А У И Т О А Т А Т | Т И О Т А У И Т О А Т А Т |
Т И О Т А У И Т О А Т А Т | Т И О Т А У И Т О А Т А Т | Т И О Т А У И Т О А Т А Т |
Т И О Т А У И Т О А Т А Т | Т И О Т А У И Т О А Т А Т |
ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.
Тема «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т»
Лексическая тема «Мебель»
Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).
Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
- учить детей правильно произносить звуки «т» и «ть», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
- учить различать твердые и мягкие согласные звуки
- продолжать учить употреблять существительные мужского рода с уменьшительно-ласкательным суффиксом – ик.
- учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
- закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
- продолжить знакомство с буквой Т
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение)
- способствовать развитию звукобуквенного анализа
- развивать фонематическое восприятие
- развивать зрительное восприятие, память
- развивать общую и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Словарь: звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.
Оборудование: карта-путешествие, изображение двух теплоходов: большого и маленького, предметные картинки на заданные звуки, зрительные символы-характеристики звуков, схемы слова (начало, середина, конец), схемы слога, фишки, мяч.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда |
1. Организационный момент | - Здравствуйте. Ребята, я нашла карту, посмотрите! Вместе с картой была записка: «Здравствуйте, ребята. Тем, кто нашел эту карту, выпало сложное задание. Вам нужно добраться до порта и привезти груз, без которого наши друзья не смогут отправиться в плавание! Мы верим, что у вас все получится, ведь вы очень смелые и отважные». - Ребята, а еще здесь написана загадка! Отгадайте ее и узнаете, кому мы будем помогать! Паровоз без колес… Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел? Он все прибавляет ход- Что же это? (теплоход) - Молодцы. Помогать мы будем теплоходам. А наш груз – это мебель. Нам нужно доставить им мебель. Садитесь на свои места. |
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики. - Чтобы наши теплоходы поплыли, мы выполним первое задание, поиграем с язычком и пальчиками. - Открываем ротики, как бегемотики (упражнение для языка «Окошко», упражнения для пальчиков «Прогибание кистей рук»). - Улыбнись ты мой дружок, спрячь ты в домик язычок (упражнение для языка «Улыбка», упражнения для пальчиков «В кулачок, из кулачка»). - Фокус вам я покажу, губки дудочкой держу (упражнение для губ «Трубочка», упражнение для пальчиков «Солнечные лучи»). - Язычок свой положи и лопаткой подержи (упражнение для языка «Лопаточка», упражнение для пальчиков «Наклонись не поленись»). - Покажи, мой друг, как кричит индюк: «Бл – бл – бл!» (упражнение для языка «Индюк», упражнение для пальчиков «Коготки»). - Ротик шире открываем, язычок мы поднимаем, парусник мы получаем, в море парусник пускаем! (упражнение для языка «Парус», упражнение для пальчиков «Ножницы»). |
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | - Ребята, теплоходики очень любят петь. Давайте споем вместе сними: у — а — и; и — а — о. Повторите песенки. - Какие звуки пропели теплоходики? (звуки а,у,и,о) - Какие это звуки? (гласные звуки) - Почему они называются гласные? (потому что их можно пропеть и когда мы их произносим, нам ничего не мешает) - В каком домике живут гласные звуки? (в красном домике) - А еще с какими звуками мы успели подружиться? (со звуками м, мь, п, пь) - Какие это звуки? (согласные звуки) - Почему они называются согласные? (потому что их нельзя пропеть и когда мы их произносим, нам что-то мешает, воздух встречает преграду) - Правильно. Ребята, назовите первый звук в слове теплоход ([т´]), а теперь вспомните, о каком еще звуке мы говорили на прошлом занятии - это старший брат звука [т´], звук [т]. Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [т] и [т´]. |
4. Характеристика звука | - Давайте произнесём звук [Т]. - Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) - Да, а воздух проходит свободно? (нет) - Что ему мешает? (язычок) - Звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом. - А теперь давайте произнесем мягкий звук Ть. - Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) - Да, а воздух проходит свободно? (нет) - Что ему мешает? (язычок) - Звук [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом. |
5. Работа над фонематическим восприятием | Игра: «Запомни и повтори» (развитие фонематического восприятие, четкость артикуляции звуков). - Вот и поплыли наши теплоходы в . Первая остановка – город Повторяльск. Чтобы теплоходики могли продолжать свой путь, вам нужно запомнить и повторить разные слоги: ат – ать ут – ит – от тя – ти та – тэ – тя ту – тэ ат – ать – уть те – тю уть – ить – ать та – то ты – тэ - то - Какие согласные звуки повторялись? (Т и Ть) - Молодцы, вы справились с этим заданием. Игра «Секретные письма» (дифференциация звуков на уровне слога). - Маленький теплоходик везет секретные письма, чтобы ему разрешили плыть дальше, вы должны узнать, что в них. (Логопед предлагает детям открыть конверты, лежащие у них на столах). Что это? Это слоги АТ, УТ, ТЭ, ТО, ТИ, АТь, УТь. Логопед принимает непосредственное участие в этой работе, так как на первоначальном этапе знакомства со звуками детям сложно справиться с такими заданиями. Работа над развитием дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального дыхания). - Ребята, встаньте рядом со своими стульчиками. Мы поиграем в шарик. Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем. Шарик лопнул – выдыхаем. Наши мышцы расслабляем ( глубоко вдохнуть и на выдохе произносим : « а – а – а»). Игра: «Закрой окошко» (дифференциация звуков на уровне слова). - В следующем городе наступила ночь, а ночью окошки во всех домах закрываются занавесками. На ваших столах тоже окошки и их надо закрыть: синей занавеской нужно закрыть ту часть окошка, в которой находится картинка, в названии которой есть звук [т], а зеленой, если в названии картинки есть звук [ т´].
Игра «Доскажи словечко» с мячом. - В следующем городе теплоходы должны пройти проверку своих грузов, но это секретные грузы. Чтобы узнать, что везут теплоходики, вы должны быть очень внимательными. Я буду говорить начало слова, а вы будете договаривать его только слогом (Та) или слогом (Тя). И лишь только самый внимательный из вас поймет и назовет слово. Слова: Ва(та), Ви(тя), лопа(та), Нас(тя), коф(та), Ка(тя), конфе(та), Кос(тя) , поч(та). Игра «Угадайка» (слоговой анализ слов). - Следующий город Угадайка. Надо определить, куда доставить груз на первый, второй или третий причал. Чтобы определить наши грузы, мы должны разделить слова на слоги. Компьютерное упражнение слайд № 4 (определи количество слогов в слове). Игра «Назови ласково» (продолжать учить употреблять существительные мужского рода с уменьшительно – ласкательным суффиксом – ик). - Последняя остановка – город Лиллипутск, в нем живут гномы; в их городе все предметы маленькие, они всегда называют их ласково. Сейчас я буду называть вам предмет, а вы будете мне говорить, как он называется в Лиллипутске: торт – тортик хвост – хвостик зонт – зонтик мост – мостик куст – кустик лист – листик бант – бантик букет – букетик |
6. Физминутка | - Следующая остановка Отдыхайск. Его жители предлагают вам отдохнуть. Вот ребята вам зарядка! Выполняйте по порядку: Распрямитесь, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи разведите Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись Рук коленями коснулись, Сели – встали, сели – встали! Вы, надеюсь не устали? Надо нам свободней встать И спокойнее дышать. |
7. Работа с буквой | - Ребята, скажите, чем мы обозначаем звуки? (буквами) - Вспомните правило о звуках/буквах. - Какой буквой мы обозначаем звуки Т и Ть? (буквой Т) - Правильно. Из каких элементов состоит та буква? (из 2 палочек, одна длинная, другая короткая) - На что похожа эта буква? (на трубу) Работа с кассами - Откройте кассы. Найдите в кассах букву Т. Поставьте ее в щиток. - Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой Т. - Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой Т? - Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И) |
8.Пальчиковая гимнастика | «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ноги отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. |
9.Рефлексия деятельности | - Ребята, посмотрите, в какой красивый город привезли свои грузы теплоходики! А вот и мебель, которую мы им доставили! - Скажите, что вам понравилось больше всего? - Им очень понравилось, как вы работали сегодня, и они хотят подарить вам свою фотографию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"
Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с ново...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"
Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"
Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....