Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ponedelni.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.

Задачи:

-Учить детей выделять на слух звук (т)

-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.

-Упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец.

-Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

-Формировать способность проводить звуковой анализ слов.

-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку.

в пространстве.

-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:

Парк, слух, кот,  глаз, дуб.

II. Основная часть занятия:

Артикуляционная гимнастика.

( «Размять язычок»; «Подуть на язычок»; «Заборчик – хоботок»; «Заборчик»- язычок за нижними зубками, подули на спинку язычка – с-с-с; «Хоботок», язычок за верхними зубками, подули на спинку язычка, ш-ш-ш; Открыли рот)

Зашифрованная картинка

Я стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом.

Будут дети жить в нем. (Молоток)

Послушайте как стучит молоток -Т-т-т!

Многократное изолированное произношение звука

«Как стучит молоток? - т-т-т»

Представим, что у вас молоточки, давайте постучим.

Целый день тук, да тук

Раздается громкий стук

Молоточки стучат

Строим дом для ребят.

Одновременно дети выполняют следующие движения:

1 – постукивают поочередно кулачок на кулачок

2 – наоборот;

3– поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома.

-Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем будет жить?

Знакомьтесь кот Том и котенок Тим (Появляется картинка)

У ребят есть друзья, звуковички.

Ребята решили нас познакомить с одним из звуковичков.

С каким попробуйте отгадать.

Этот звук слышим, когда произносим имена детей Таня Толя.

Какой первый звук мы слышим в именах?

-Звук [Т]

-Давайте познакомимся

Характеристика звук: Взрослый показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Т]: б ) артикуляция звука [т] ( губы растянуты в улыбке, широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной); в) различие мягкого и твёрдого звука [т-ть] в зависимости от речедвигательных ощущений ( при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена).

— губки в свободном положении;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— кончик язычка стучит за верхними зубками (дети выполняют перед зеркалом)

Звук [Т]– согласный, так как он не поётся (язычок и зубки создает преграду воздуху), твердый, глухой. Горлышко «спит», чтобы убедился в этом, приложите тыльную сторону руки спереди к шее.

Произносим звук [Т]: тихо.

Обозначение: синий кружок (картинка)

Символ звука:

Большой молоток стучит: ТТТТ....

Ребята, у звука т, есть еще братец по твердости/мягкости. Мы сказали, что звук т у нас твердый, но есть еще и мягкий звук ть.

-Давайте с вами постучим маленьким молоточком ть-ть-ть…

Ребята, звук ть у нас поется?(нет)Значит он у нас какой?(согласный,т.к. встречается преграда язычок и зубы), мягкий или твердый? Глухой или звонкий? (положим ладошку на горлышко)

Обозначение: зеленый кружок (картинка)

Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик  – буква ТЭ. (картинка буквы Т, т.). Напомните мне чем звук отличается от буквы?

-Раздадим подарки Тому и Тиму: у детей  на столах картинки, со звуком Т – Тому(поднимем синий кружок), ТЬ – Тиму (поднимем зеленый кружок).

Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные кружочки).

Дети вкладывают свою картинку в соответствующий вагон (зелёный или синий), определяя место звука Т (или ТЬ) в слове.

Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ:  лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви… .

Динамическая пауза.

Координация речи с движением

Руки вверх мы поднимаем –

Раз примерно целых пять.

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело

Так – направо, так – налево.

Логопед: Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?

Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).

Игра «Топай, хлопай» (топай – если звук – Т; хлопай – Ть)

Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.

 Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

1. Показать образ буквы:

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилось

И на крыше очутилась.

  -Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.

-Отыскать букву Т среди других букв.  Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.

III. Итог занятия:

Чем мы сегодня занимались на занятии?

Дать характеристику звукам [т], [т’]

 Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.

Рефлексия.

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

Т И О Т А У И Т О А Т А Т

ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.

Тема «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т»

Лексическая тема «Мебель»

Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).

Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
  • учить детей правильно произносить звуки «т» и «ть», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
  • учить различать твердые и мягкие согласные звуки
  • продолжать учить употреблять существительные мужского рода с   уменьшительно-ласкательным суффиксом – ик.
  • учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
  • закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
  • продолжить знакомство с буквой Т

Коррекционно-развивающие задачи: 

  • развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение)
  • способствовать развитию звукобуквенного анализа
  • развивать фонематическое восприятие
  • развивать зрительное восприятие, память
  • развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарь:  звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Оборудование: карта-путешествие, изображение двух теплоходов: большого и маленького, предметные картинки на заданные звуки, зрительные символы-характеристики звуков, схемы слова (начало, середина, конец), схемы слога, фишки, мяч.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

1. Организационный момент

- Здравствуйте. Ребята, я нашла карту, посмотрите! Вместе с картой была записка:

«Здравствуйте, ребята. Тем, кто нашел эту карту, выпало сложное задание. Вам нужно добраться до порта и привезти груз, без которого наши друзья не смогут отправиться в плавание! Мы верим, что у вас все получится, ведь вы очень смелые и отважные».

- Ребята, а еще здесь написана загадка! Отгадайте ее и узнаете, кому мы будем помогать!

Паровоз без колес…

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел?

Он все прибавляет ход-

Что же это? (теплоход)

- Молодцы. Помогать мы будем теплоходам. А наш груз – это мебель. Нам нужно доставить им мебель. Садитесь на свои места.

2. Артикуляционная и дыхательная

гимнастика

Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики.

- Чтобы наши теплоходы поплыли, мы выполним первое задание,  поиграем с язычком и пальчиками.

- Открываем ротики, как бегемотики (упражнение для языка «Окошко», упражнения для пальчиков «Прогибание кистей рук»).

- Улыбнись ты мой дружок, спрячь ты в домик язычок (упражнение для языка «Улыбка», упражнения для пальчиков «В кулачок, из кулачка»).

- Фокус вам я покажу, губки дудочкой держу (упражнение для губ «Трубочка», упражнение для пальчиков «Солнечные лучи»).

- Язычок свой положи и лопаткой подержи (упражнение для языка «Лопаточка», упражнение для пальчиков «Наклонись не поленись»).

- Покажи, мой друг, как кричит индюк: «Бл – бл – бл!» (упражнение для языка «Индюк», упражнение для пальчиков «Коготки»).

- Ротик шире открываем, язычок мы поднимаем, парусник мы получаем, в море парусник пускаем! (упражнение для языка «Парус», упражнение для пальчиков «Ножницы»).

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

- Ребята, теплоходики очень любят петь.  Давайте споем вместе сними: у — а — и; и — а — о. Повторите песенки.

- Какие звуки пропели теплоходики? (звуки а,у,и,о)

- Какие это звуки? (гласные звуки)

- Почему они называются гласные? (потому что их можно пропеть и когда мы их произносим, нам ничего не мешает)

- В каком домике живут гласные звуки? (в красном домике)

- А еще с какими звуками мы успели подружиться? (со звуками м, мь, п, пь)

- Какие это звуки? (согласные звуки)

- Почему они называются согласные? (потому что их нельзя пропеть и когда мы их произносим, нам что-то мешает, воздух встречает преграду)

-    Правильно. Ребята, назовите первый звук в слове теплоход ([т´]), а теперь вспомните, о каком еще звуке мы говорили на прошлом занятии - это старший брат звука [т´], звук [т]. Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [т] и [т´].

4. Характеристика звука

- Давайте произнесём звук [Т].

- Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) 

- Да, а воздух проходит свободно? (нет)

- Что ему мешает? (язычок)

- Звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом.

- А теперь давайте произнесем мягкий звук Ть.

- Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) 

- Да, а воздух проходит свободно? (нет)

- Что ему мешает? (язычок)

- Звук [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

5. Работа над фонематическим восприятием

Игра: «Запомни и повтори» (развитие фонематического восприятие, четкость артикуляции звуков).

- Вот и поплыли наши теплоходы в .

Первая остановка – город Повторяльск. Чтобы теплоходики могли продолжать свой путь, вам нужно запомнить и повторить разные слоги:

ат – ать                 ут – ит – от

тя – ти                   та – тэ – тя

ту – тэ                   ат – ать – уть

те – тю                  уть – ить – ать

та – то                  ты – тэ - то

- Какие согласные звуки повторялись? (Т и Ть)

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

Игра «Секретные письма» (дифференциация звуков на уровне слога).

- Маленький теплоходик везет секретные письма, чтобы ему разрешили плыть дальше, вы должны узнать, что в них. (Логопед предлагает детям открыть конверты, лежащие у них на столах). Что это? Это  слоги АТ, УТ, ТЭ, ТО, ТИ, АТь, УТь. Логопед принимает непосредственное участие в этой работе, так как на первоначальном этапе знакомства со звуками детям сложно справиться с такими заданиями.    

Работа над развитием дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального дыхания).

- Ребята, встаньте рядом со своими стульчиками. Мы поиграем в шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем ( глубоко вдохнуть и на выдохе произносим : « а – а – а»).

Игра: «Закрой окошко» (дифференциация звуков на уровне слова).

- В следующем городе наступила ночь, а ночью окошки во всех домах закрываются занавесками. На ваших столах тоже окошки и их надо закрыть: синей занавеской нужно закрыть ту часть окошка, в которой находится картинка, в названии которой есть звук [т], а зеленой, если в названии картинки есть звук

[ т´].

  • - Молодцы справились заданием. А теперь нам надо определить место звука Т и Ть (определи место звука в словах).

Игра «Доскажи словечко» с мячом.

- В следующем городе теплоходы должны пройти проверку своих грузов, но это секретные грузы. Чтобы узнать, что везут теплоходики, вы должны быть очень внимательными. Я буду говорить начало слова, а вы будете договаривать его только слогом (Та) или слогом (Тя). И лишь только самый внимательный из вас поймет и назовет слово.

Слова: Ва(та), Ви(тя), лопа(та), Нас(тя), коф(та), Ка(тя), конфе(та), Кос(тя) , поч(та).

Игра «Угадайка» (слоговой анализ слов).

- Следующий  город Угадайка. Надо определить, куда доставить груз на первый, второй или третий причал. Чтобы определить наши грузы, мы должны разделить слова на слоги. Компьютерное упражнение слайд № 4 (определи количество слогов в слове).

Игра «Назови ласково» (продолжать учить употреблять существительные мужского рода с уменьшительно – ласкательным суффиксом – ик).

- Последняя остановка – город Лиллипутск, в нем живут гномы; в их городе все предметы маленькие, они всегда называют их ласково. Сейчас я буду называть вам предмет, а вы будете мне говорить, как он называется в Лиллипутске:

торт – тортик                     хвост – хвостик

зонт – зонтик                        мост – мостик

куст – кустик                         лист – листик

бант – бантик                       букет – букетик

6. Физминутка

- Следующая остановка Отдыхайск. Его жители предлагают вам отдохнуть.

Вот ребята вам зарядка!

 Выполняйте по порядку:

Распрямитесь, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи разведите

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали!

Вы, надеюсь не устали?

Надо нам свободней встать

И спокойнее дышать.

7. Работа с буквой

- Ребята, скажите, чем мы обозначаем звуки? (буквами)

- Вспомните правило о звуках/буквах.

- Какой буквой мы обозначаем звуки Т и Ть? (буквой Т)

- Правильно. Из каких элементов состоит та буква? (из 2 палочек, одна длинная, другая короткая)

- На что похожа эта буква? (на трубу)

Работа с кассами

- Откройте кассы. Найдите в кассах букву Т. Поставьте ее в щиток.

- Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой Т.

- Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой Т?

- Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И)

8.Пальчиковая гимнастика

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

9.Рефлексия деятельности

-  Ребята, посмотрите, в какой красивый город привезли свои грузы теплоходики! А вот и мебель, которую мы им доставили!

- Скажите, что вам понравилось больше всего?

- Им очень понравилось, как вы работали сегодня, и они хотят подарить вам свою фотографию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"

Знакомство со звуком  [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков  чтения и печатания  слогов, слов и предложений с ново...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"

Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....