Конспект НОД : «Щенячий патруль. Звук Щ. Буква Щ.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Уточнить артикуляционную и акустическую характеристику звука Щ, закрепить правильное произношение звука Щ в словах и фразах,
знакомство с буквой Щ. Совершенствовать звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов, умение составлять схемы слов и
предложений. Развивать внимание, память, графомоторные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_shchenyachiy_patrul.docx | 181.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по формированию звуковой стороны речи и обучению грамоте
на тему: «Щенячий патруль. Звук Щ. Буква Щ.»
Возрастная группа – подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Тема НОД: «Щенячий патруль. Звук Щ. Буква Щ»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Создать условия для активизации познавательной и речевой деятельности детей.
Задачи:
1.Уточнить артикуляционную и акустическую характеристику звука Щ, закрепить правильное произношение звука Щ в словах и фразах, знакомство с буквой Щ.
2.Совершенствовать звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов, умение составлять схемы слов и предложений.
3. Развивать внимание, память, графомоторные навыки.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: индивидуальная, подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности: словесные игры и упражнения, дидактические игры, физминутка, графомоторные упражнения.
Предварительная работа: Знакомство с основами звукового анализа и синтеза. Составление схемы предложения. Постановка звука Щ. Выкладывание букв с помощью счетных палочек, фасоли, ниточек и других элементов. Работа с графическими раскрасками. Разучивание физминутки.
Оборудование: Плоскостные фигурки командира Райдера и щенка Гонщика из мультфильма «Щенячий патруль», картинка-символ буквы Щ, зеркала на подгруппу детей, предметные картинки с липучками, ковролин 60х90, дидактическое пособие «Умная пирамидка», карточки с буквами, «умная» ручка, на каждого ребенка элементы букв, простые карандаши, тетради и графические раскраски.
Ход НОД:
Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
| |
1.Познакомьтесь, сегодня у нас в гостях командир Райдер и его помощник. Вы узнали их? Выставляются фигуры героев.
Райдеру нужны ещё помощники - знатоки. Он предлагает вам, ребята, вступить в его отряд. | Дети стоят полукругом на ковре и отвечают: Да, это щенок по имени Гонщик из мультфильма «Щенячий патруль» Дети повторяют девиз: Отряд знатоков к делу готов! Садятся за столы. |
2.Внимательно послушайте скороговорку и выполните первое задание: «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке». О каком звуке мы сегодня будем говорить? Посмотрите на картинку. (Показ картинки-символа “Щетка”.) Щеткой почистим вещи: Щ-Щ-Щ. – Итак, звук [щ] – губы рупором, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубам, голоса нет, выдыхаемый воздух – теплый. Посмотрите правильность выполнения движений в зеркало.
Согласный звук Щ – глухой, всегда мягкий. | О звуке [щ] Дети проговаривают звук Щ изолированно, контролирую артикуляцию звука с помощью зеркала. Дети отвечают: Звук Щ мы не можем пропеть, значит он согласный. Дети кладут руку на горло и определяют, что звук Щ глухой. Звук Щ мягкий. |
3.Ребята, звук Щ на письме обозначается буквой Ща. Назовем её правильно. Показ буквы Щ. На расчёску ща похожа — Три зубка всего. Ну что же. На что похожа буква Ща? А чем отличаются буквы от звуков? За ваши правильные ответы Райдер вручает вам первый значок «Щенячьего патруля». | Буква Ща (индивидуально повторяют 3-4 ребенка) Буква Ща похожа на щетку, расческу, заборчик… Буквы можно увидеть и написать, а звуки нет. |
| |
4.Первое задание: «Постройте домик для щенят» (игра на ковролине) Вам нужно взять любой «кирпичик», правильно назвать картинку и построить дом. Задание выполнено! За правильный ответ дети получают значок. Вперёд патруль! | Дети выбирают по желанию «кирпичики», называют картинки (щука, щавель, щит, щетка, овощи, щенок…) и самостоятельно строят из них домик для щенят. Отряд знатоков к делу готов! |
5.Райдер и щенок Гонщик предлагают вам, ребята, собрать необычную пирамидку. Собирать её необходимо сверху вниз. Логопед выставляет перед детьми дидактическое пособие «Умная пирамидка» и предлагает одному ребенку выбрать картинку. Какой первый звук в слове щука? Дайте характеристику звуку, какой фишкой его обозначим? Какой звук второй? После звука Щ слышится звук Ю, потому что он всегда мягкий звук, а пишется буква У. Назовите третий звук? Какой звук последний? Сколько всего звуков в слове ЩУКА? Сколько слогов в этом слове? Почему? Предлагает ребенку отметить количество слогов в третьем кармашке. Какой слог в слове ЩУКА ударный? Давайте звуки обозначим буквами. Сколько букв в слове ЩУКА? А теперь придумайте предложение со словом ЩУКА. Аналогично проводится звуковой, слоговой, буквенный анализ слова ЩАВЕЛЬ. Уточнить правописание ЩА. | Ребенок выбирает любую картинку и вставляет её в верхний кармашек, называет что изображено. Например, картинка с изображением щуки. Дети отвечают на вопросы и составляют звуковую схему слова: Первый звук в слове щука звук Щ. Он согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленой фишкой. Второй звук в слове щука У. Этот звук гласный, обозначается красной фишкой. Третий звук – К. он согласный, глухой, твердый, обозначается синей фишкой. Последний звук в слове щука – звук А. он гласный, обозначается красной фишкой. В слове щука 4 звука. В слове щука два слога, потому что в слове два гласных звука. Ребенок с помощью прищепки отмечает количество слогов. Первый слог ЩУ ударный. Дети по очереди выкладывают буквы в четвёртом кармашке. Первый звук щ обозначим буквой Ща. Второй звук у обозначим буквой У. Звук к обозначим буквой Ка. Звук а обозначим буквой А. В слове щука всего 4 буквы. Дети придумывают предложения: Щука плавает в реке. У щуки острые зубы. Щука хищница. Схему предложения выставляют в пятом кармашке. За выполненное задание дети получают значок. |
6.Физминутка | |
Во дворе щенок играл,
| Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Прыжок на месте, три кивка головы вперёд. Поворот головы направо. Поворот головы налево. Бег на месте. Остановиться, поднять руки вверх, сделать вдох – выдох, присесть и посмотреть друг на друга. |
7.У вас на столах лежат элементы букв, соберите из них букву Ща. | Дети собирают из элементов букву Ща и проверяют задание друг у друга. За выполненное задание дети получают значок. |
8.Посмотрите внимательно на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ща. Возьмите в руки карандаш и в воздухе попробуйте написать букву Ща. Рейдер и щенок Гонщик предлагают вам написать букву Ща в тетрадях. Вперёд, патруль! | Дети смотрят последовательность написания буквы Ща. Дети выполняют движения в воздухе. Пишут букву Ща в своих тетрадях. За выполненное задание дети получают значок. |
9.И ещё одно задание от Райдера: «Закрасьте облачка с буквой Щ и узнайте, что получится». | Дети выбирают цветной карандаш (оранжевый или коричневый) и раскрашивают облачка. Получился щенок. За выполненное задание дети получают значок. |
| |
Итог. Рефлексия. С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали? Какой буквой он обозначается? Что вам сегодня показалось наиболее интересным? Какое задание было трудно выполнять? Вашему отряду вручаю значки. (Раздать детям). Теперь вы настоящий патруль! Молодцы! | Мы сегодня познакомились со звуком Щ. Звук Щ согласный, глухой, всегда мягкий. Звук Щ обозначается буквой Ща. Дети рассказывают, что было интересным и самым трудным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по логоритмике "Звук и буква С"
Интгерированное занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати...
Конспект совместной образовательной деятельности "Звук и буква «Ч»".
Занятие в старшей группе.В занятии используются технологии В.Ф. Базарнова(экологическое пано,коромысла) Цель занятия:Воспитывать доброжелательность к сказочным персонажам.Ут...
Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...
Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".
Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....
Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М».
Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М». Цели:1. Познакомить с буквой «М».2. Закреплять...
«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».
laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....