Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [с]-[сь]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Козакова Екатерина Николаевна

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_na_temu_differentsiatsiya_zvukov_s-s.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по теме: «Дифференциация звуков [с]-[с’]»

Учитель-логопед: Е.Н. Козакова

Цель: Дифференциация звуков [с]-[с’].

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков, их различение в речи;
  • Коррекционно-развивающие:
  • развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, языкового синтеза;
  • развитие и обогащение активного словаря: употребление в речи антонимов, образование сложных слов;
  • развитие грамматического строя речи: умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласовывать существительные с числительными, правильно употреблять предлоги в речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие самоконтроля над собственной речью.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
  • формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: план-схема для характеристики звуков, звуковые куклы, картинки со звуками [с] и [с’], цифры «1», «3», «5», картинки «Знакомство с предлогами», ребусы на звуки [с], [с’].

Ход занятия:

Орг. момент. Приветствие.

Дети, сегодня мы будем сравнить звуки [с] и [с’].  Чем они похожи? Опора на схему. (Они согласные, глухие). А почему они согласные? (Потому что воздушная струя встречает преграду). А почему они глухие? (Потому что голосок спит, не поет). А чем они отличаются? ([с’] – мягкий, [с] – твердый).

        А теперь первым сядет на свое место тот, у кого в имени или в фамилии есть звук [с] или [с’].  

Основная часть: Сегодня мы с Вами будем играть со звуками [с] и [с’]. К нам в гости пришли мальчики, посмотреть, как вы занимаетесь, но они забыли, как их зовут, давайте мы с вами дадим им имена.

        Пр., Этого мальчика зовут Саша. А этого Максим.

        1. Дидактическая игра: "Скажи наоборот" (по цепочке)

Я называю слог с твёрдым звуком [с], а вы отвечаете с мягким:

Са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се.

А давайте скажем наоборот, я говорю с мягким звуком, а вы отвечаете с твердым: ся-са, се-со, сю-су, си-сы, се-сэ.  

        2. Дидактическая игра «Назови ласково». Посмотрите на свои картинки и назовите их ласково.

Сова – совушка, лиса – лисичка, собака – собачка, гусь – гусёнок, свинья – свинка, письмо – письмецо, колесо – колесико, самолет – самолетик, капуста – капусточка, снеговик – снеговичок, апельсин – апельсинчик, часы - часики, сумка – сумочка, осёл – ослик, слон – слоненок, солнце - солнышко, коляска – колясочка, стакан – стаканчик, сани – саночки, сыр – сырок, сапоги – сапожки, носки – носочки.

        3. Игра «Подарок». Сейчас мы будем дарить картинки Саше и Максиму. Слова со звуком [с], мы дарим кому? Саше. А со звуком [с’]? Максиму.

Дети называют картинку и говорят кому они ее подарят, дополняя характеристикой данного звука.

        4. Игра «Посчитай 1-3-5» (по картинкам на доске)

Один слон – три слона – пять слонов.

Одна лиса – три лисы – пять лис.

Один гусь – три гуся – пять гусей.

Одно письмо – три письма – пять писем.

Одна сова – три совы – пять сов.

        5. Игра «Скажи наоборот»: низко – высоко, медленно - быстро, ссориться – мириться, молодой – старый, слабый – сильный, темный – светлый, грустный – веселый, мир – ссора, трусливый – смелый, пасмурно – солнечно, кислый – сладкий.

        6. Образование сложных слов:

листья падают – листопад,

пыль сосет – пылесос,

снег падает – снегопад,

сам катит – самокат,

сам летит - самолет,

сам ходит - самоход,

сам варит - самовар

        7. Физминутка на звук [с]. 

На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять        

8. Работа над предложением (по опорным картинкам). Знакомство с предлогами.

  • Где стоит миска с капустой? (на столе)
  • Откуда упали кубики? (со стола)
  • Над чем летит самолет? (над морем, островом)
  • Где спит кот? (под скамейкой)
  • Где сидят котята? (в корзине)
  • Откуда вынули хлеб? (из сумки)
  • Куда положили хлеб? (в сумку)

        9. Игра «Незнайка». Составление предложений. Наш Незнайка все слова перепутал, давайте ему поможем их составить правильно.

Сок, пить, Соня, любит. (Соня любит пить сок).

Дом, строит, слон, сильный. (Сильный слон строит дом).

Спит, кот, сено, на. (кот спит на сене.)

Собака, сосна, под, спать. (Под сосной спит собака.)

        10. Игра «Ребусы». Логопед на доску вывешивает ребусы, дети их отгадывают и говорят какой звук спрятан, звук [с] и [с’].  

Загаданные слова: сок, самолет, семья.

        11. Логические задачи

Дети отвечают на вопросы, которые задает логопед.

  • Что можно увидеть закрытыми глазами? (сон)
  • Какую ноту кладут в суп? (соль)
  • Как называется группа птиц? (стая)
  • Предмет для сидения? (стул)
  • Стой, остановись! Как мы скажем по-другому? (стоп)

        Итог: Дети, о каких звуках мы сегодня с вами говорили? ([с] и [с’]). Какие это звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

План-конспект занятия по обучению грамоте по теме "Живые звуки".

Конспект НОД по обучению грамоте детей с речевыми нарушениями в старшей группе.Тема: "Живые звуки".Цели: Развитие речевого внимания и фонематического восприятия на материале гласных звуков....

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада...

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й».  Буквы «Л», «Й...