Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Р, Рь. Буква Р." + презентация. Подготовительная к школе группа.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [р],[р']. Буква Р. Презентация прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_r._bukva_r.ppt | 2.17 МБ |
konspekt_zanyatiya_zvuk_bukva_r.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФИЗМИНУТКА
КА-РУЧ РУЧКА
Предварительный просмотр:
Тема. Звук [Р]. Буква Р.
Цели.
1.Коррекционно-образовательная.
- Автоматизировать звук [Р].
- Познакомить с буквой Р.
2.Коррекционно-развивающие.
- Уточнить артикуляцию звука [Р]. Закрепить его правильное произношение.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать грамматический строй речи (понимание логико-грамматических оборотов речи; многозначность слова «ручка»).
- Развивать и обогащать активный словарь по теме «Школьные принадлежности».
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать связную речь.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать координацию речи с движением.
3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Преодолевать негативизм к занятиям.
Оборудование. Таблица «Характеристика звуков»; буквы; кассы букв; наглядный материал для звуко-слогового анализа слов; картинки: школьные принадлежности: ручка, тетрадь, ранец (портфель), карандаш, циркуль, калькулятор, степлер, краски, фломастеры, в названии которых есть звук [Р];
План занятия.
I Организационный момент.
1. Игра «Кто внимательный».
II Основная часть.
- Упражнение на дыхание «Устали».
- Игра «Помири картинки». Определение позиции звука [Р]. Деление слов на слоги.
- Сообщение темы занятия. Выделение первого звука в слове «ручка».
- Упражнение на развитие общей моторики.
- Буква Р.
- Многозначность слова «ручка».
- Звуко-слоговая схема слова «ручка», ударение.
- Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Чтение. «Слоги перепутались». Печатание слова «РУЧКА»
- Игра «Исправь предложение». Разбор предложения, схема.
III Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Этап | Слова и действия логопеда | Слова и действия детей |
I | 1.Игра «Кто внимательный». -Хлопни в ладоши, если услышишь слово ручка: кучка, ручка, лучик, тучка, ручка, ключик, жучка, ручка. | Хлопают |
II | 1.Упражнение на дыхание «Устали». И. п. – сидя на стуле. Вдох – поднять руки вверх. Выдох – опустить руки, произнося «ох-х-х». 2. Сообщение темы занятия. Ребята, сегодня в гости к нам пришёл мальчик. Его зовут Рома. Рома, так же как и вы, собрался осенью в школу. Но Рома немного рассеянный и не знает, что ему нужно взять с собой в школу. Давайте, поможем Роме собрать ранец. (на доске картинки, кроме ручки) 3.Игра «Помири картинки» (назвать все картинки одним словом «Школьные принадлежности»). Найти картинки, в названии которых звук [Р] – в конце слова, в начале слова, в которых 2 слога. Какие картинки не назвали? Ребята, а мы забыли ещё один предмет... Это РУЧКА... Выделение первого звука в слове «ручка» (картинка). Характеристика звука [Р]. Схема. 4.Упражнение на развитие общей моторики. «Скоро в школу мы пойдем» 5.Буква Рр – домик 2 звуков. Р согнула ручку: -С кем пройтись под ручку? - Встать, как буква Р. Какую ручку мы согнули? 6. –Ребята, а Рома подумал, что мы будем сгибать шариковую ручку... А у чего и у кого ещё есть ручка? Многозначность слова «ручка». Есть ручка у двери, у чайника с чашкой... У сумки есть ручка и у малыша... А этой ручкой я пишу, буквы новые учу! Эти слова похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы. 7. Выкладывание из букв: РУЧКА; звуко-слоговая схема слова РУЧКА. Ударение. 8. Упражнение на развитие мелкой моторики. «В школу осенью пойду...» 9. - Ребята, Рома тоже учится читать и печатать слова. Посмотрите, что он напечатал... Вам не кажется, что эти слова неправильные? Чтение. «Слоги – перепутались» (чтение слов, перестановка слогов в этих словах): ка-руч - руч-ка, (тик-лас - лас-тик) 10.Игра «Исправь предложение» (понимание логико-грамматических оборотов речи). -Школа идёт в Рому. (Рома идёт в школу) |
Дарят Роме картинки со школьными принадлежностями. Выделение, характеристика Выполняют Выполняют Выкладывают из букв кассы Читают. Исправляют предложение |
III | Ребята, помогли мы с вами Роме собраться к школе? Что мы ему положили в ранец? Как эти предметы называются? -С каким звуком познакомились? -Что это за звук? | [р] согласный, звонкий, твёрдый |
Слайд 2
Сообщение темы занятия.
Ребята, сегодня в гости к нам пришёл мальчик. Его зовут Рома. Рома, так же как и вы, собрался осенью в школу. Но Рома немного рассеянный и не знает, что ему нужно взять с собой в школу.
Слайд 3
Давайте, поможем Роме собрать ранец. (назвать все картинки одним словом «Школьные принадлежности»).
(на доске картинки, кроме ручки)
Посмотрите внимательно на картинки и назовите только те, в которых слышится звук [Р]
Слайд 4
Игра «Помири картинки» Найти картинки, в названии которых звук [Р] – в конце слова, в начале слова, в которых 2 слога. Какие картинки не назвали?
Ребята, а мы забыли ещё один предмет... Чем же Рома будет писать на уроках?
Это РУЧКА... (картинка).
Слайд 5
Выделение первого звука в слове «ручка»
Характеристика звука [Р]. Схема.
Слайд 6
4.Упражнение на развитие общей моторики. «Скоро в школу мы пойдем»
Слайд 7
5.Буква Рр – домик звука Р.
Р согнула ручку: -С кем пройтись под ручку?
- Встать, как буква Р. Какую ручку мы согнули?
Слайд 8
6. –Ребята, а Рома подумал, что мы будем сгибать шариковую ручку... А у чего и у кого ещё есть ручка?
Слайд 9
Многозначность слова «ручка».
Есть ручка у двери, у чайника с чашкой...
У сумки есть ручка и у малыша...
А этой ручкой я пишу, буквы новые учу!
Эти слова похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы.
звуко-слоговая схема слова РУЧКА.
Слайд 10
8. Упражнение на развитие мелкой моторики. «В школу осенью пойду...»
Слайд 11
9. - Ребята, Рома тоже учится читать и печатать слова. Посмотрите, что он напечатал... Вам не кажется, что это слово неправильное?
Чтение. «Слоги – перепутались» (чтение слов, перестановка слогов в этих словах): ка-руч - руч-ка,
Выкладывание из букв: РУЧКА; Ударение.
Слайд 12
10.Игра «Исправь предложение» (понимание логико-грамматических оборотов речи).
-Школа идет в Рому. (Рома идёт в школу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема "Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь".(подготовительная к школе группа).
Активизируется словарь детей по теме "Город Иркутск". Дети придумывают слова - родственники к слову "город"; Дифференцируют звуки "Р-Рь";Придумывают существительные с уменьшительно-ласкательным значен...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму, пришлось делить на д...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по физической культуре с использованием нетрадиционной формы-хатха-йога для детей подготовительной к школе группы
Конспект адресован педагогам, инструкторам по физической культуре, родителям....
Конспект занятия по развитию речи с использованием Мультстудии по теме «Одежда» для детей подготовительной к школе группы
Конспект занятия раскрывает современные техники, инновационный подход к развитию речи у дошкольников подготовительной к школе группы.Цель занятия: Расширение и обогащение словаря по теме «Одежда...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием песочного столика " В гостях у букв Ь и Ъ ".
Данное занятие посвящено повторению букв Ь и Ъ средствами пескотерапии , определению функции Ь и Ъ, позиции этих букв в словах. Дети на занятии определяют, на что похожи буквы Ь и Ъ, выкладывают...