Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Р, Рь. Буква Р." + презентация. Подготовительная к школе группа.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шарипова Татьяна Анатольевна

Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [р],[р']. Буква Р. Презентация прилагается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zvuk_r._bukva_r.ppt2.17 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zvuk_bukva_r.doc52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звук [Р]. Буква Р. Школьные принадлежности

Слайд 6

ФИЗМИНУТКА

Слайд 12

КА-РУЧ РУЧКА



Предварительный просмотр:

Тема. Звук [Р]. Буква Р.

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Автоматизировать звук [Р].
  • Познакомить с буквой Р.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Уточнить артикуляцию звука [Р]. Закрепить его правильное произношение.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать грамматический строй речи (понимание логико-грамматических оборотов речи; многозначность слова «ручка»).
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Школьные принадлежности».
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование. Таблица «Характеристика звуков»; буквы; кассы букв; наглядный материал для звуко-слогового анализа слов;  картинки: школьные принадлежности: ручка, тетрадь, ранец (портфель), карандаш, циркуль, калькулятор, степлер, краски, фломастеры,  в названии которых есть звук [Р];

План занятия.

I   Организационный момент.        

   1.  Игра «Кто внимательный».

II   Основная часть.

  1. Упражнение на дыхание «Устали».
  2. Игра «Помири картинки». Определение позиции звука [Р]. Деление слов на слоги.
  3. Сообщение темы занятия. Выделение первого звука в слове «ручка».
  4. Упражнение на развитие общей моторики.
  5. Буква Р.
  6. Многозначность слова «ручка».
  7. Звуко-слоговая схема слова «ручка», ударение.
  8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
  9. Чтение. «Слоги перепутались». Печатание слова «РУЧКА»
  10. Игра «Исправь предложение». Разбор предложения, схема.

III  Подведение итогов занятия.


Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

1.Игра «Кто внимательный».

-Хлопни в ладоши, если услышишь слово ручка:  

кучка, ручка,  лучик, тучка, ручка, ключик, жучка, ручка.

Хлопают

II

1.Упражнение на дыхание «Устали».

И. п. – сидя на стуле. Вдох – поднять руки вверх. Выдох – опустить руки, произнося «ох-х-х».

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня в гости к нам пришёл мальчик. Его зовут Рома. Рома, так же как и вы, собрался осенью в школу. Но Рома немного рассеянный и не знает, что ему нужно взять с собой в школу. Давайте, поможем Роме собрать ранец. (на доске картинки, кроме ручки)

3.Игра «Помири картинки» (назвать все картинки одним словом «Школьные принадлежности»). Найти картинки, в названии которых звук [Р] – в конце слова, в начале слова, в которых 2 слога. Какие картинки не назвали?

Ребята, а мы забыли ещё один предмет...  Это РУЧКА...

Выделение первого звука в слове «ручка» (картинка).

Характеристика звука [Р]. Схема.  

4.Упражнение на развитие общей моторики. «Скоро в школу мы пойдем»

5.Буква Рр – домик 2 звуков.

     Р согнула ручку:       -С кем пройтись под ручку?

- Встать, как буква Р. Какую ручку мы согнули?

6. –Ребята, а Рома подумал, что мы будем сгибать шариковую ручку...  А у чего и у кого ещё есть ручка?  

Многозначность слова «ручка».

Есть ручка у двери, у чайника с чашкой...

У сумки есть ручка и у малыша...

А этой ручкой я пишу, буквы новые учу!

Эти слова похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат.   Но обозначают они разные предметы.

7. Выкладывание из букв:    РУЧКА;    звуко-слоговая схема слова РУЧКА.   Ударение.

8. Упражнение на развитие мелкой моторики.  «В  школу осенью пойду...»

9.  - Ребята, Рома тоже учится читать и печатать слова. Посмотрите, что он напечатал...  Вам не кажется, что эти слова неправильные?

Чтение. «Слоги – перепутались» (чтение слов, перестановка слогов в этих словах):   ка-руч     -     руч-ка,         (тик-лас     -     лас-тик)

10.Игра «Исправь предложение» (понимание логико-грамматических оборотов речи).

-Школа идёт в Рому.   (Рома идёт в школу)

 

Дарят Роме картинки со школьными принадлежностями.

Выделение, характеристика

Выполняют

Выполняют

Выкладывают из букв кассы

Читают.

Исправляют  предложение

III

Ребята, помогли мы с вами Роме собраться к школе?  Что мы ему положили в ранец? Как эти предметы называются?

-С каким звуком познакомились?    

-Что это за звук?

[р]

согласный, звонкий, твёрдый

Слайд 2

Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня в гости к нам пришёл мальчик. Его зовут Рома. Рома, так же как и вы, собрался осенью в школу. Но Рома немного рассеянный и не знает, что ему нужно взять с собой в школу.

Слайд 3

Давайте, поможем Роме собрать ранец. (назвать все картинки одним словом «Школьные принадлежности»).

(на доске картинки, кроме ручки)

Посмотрите внимательно на картинки и назовите только те, в которых слышится звук [Р]

Слайд 4

Игра «Помири картинки» Найти картинки, в названии которых звук [Р] – в конце слова, в начале слова, в которых 2 слога. Какие картинки не назвали?

Ребята, а мы забыли ещё один предмет...  Чем же Рома будет писать на уроках?

Это РУЧКА... (картинка).

Слайд 5

Выделение первого звука в слове «ручка»

Характеристика звука [Р]. Схема.  

Слайд 6

4.Упражнение на развитие общей моторики. «Скоро в школу мы пойдем»

Слайд 7

5.Буква Рр – домик  звука Р.

     Р согнула ручку:       -С кем пройтись под ручку?

- Встать, как буква Р. Какую ручку мы согнули?

Слайд 8

6. –Ребята, а Рома подумал, что мы будем сгибать шариковую ручку...  А у чего и у кого ещё есть ручка?  

Слайд 9

Многозначность слова «ручка».

Есть ручка у двери, у чайника с чашкой...

У сумки есть ручка и у малыша...

А этой ручкой я пишу, буквы новые учу!

Эти слова похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат.   Но обозначают они разные предметы.

звуко-слоговая схема слова РУЧКА.  

Слайд 10

8. Упражнение на развитие мелкой моторики.  «В  школу осенью пойду...»

Слайд 11

9.  - Ребята, Рома тоже учится читать и печатать слова. Посмотрите, что он напечатал...  Вам не кажется, что это слово неправильное?

Чтение. «Слоги – перепутались» (чтение слов, перестановка слогов в этих словах):   ка-руч     -     руч-ка,        

Выкладывание из букв:    РУЧКА;    Ударение.

Слайд 12

10.Игра «Исправь предложение» (понимание логико-грамматических оборотов речи).

-Школа идет в Рому.   (Рома идёт в школу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема "Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь".(подготовительная к школе группа).

Активизируется словарь детей по теме "Город Иркутск". Дети придумывают слова - родственники к слову "город"; Дифференцируют звуки "Р-Рь";Придумывают существительные с уменьшительно-ласкательным значен...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму,  пришлось делить на д...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по развитию речи с использованием Мультстудии по теме «Одежда» для детей подготовительной к школе группы

Конспект занятия раскрывает современные техники, инновационный подход к развитию речи у дошкольников подготовительной к школе группы.Цель занятия: Расширение и обогащение словаря по теме «Одежда...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием песочного столика " В гостях у букв Ь и Ъ ".

Данное занятие посвящено повторению букв Ь и Ъ средствами пескотерапии , определению функции Ь и Ъ,  позиции этих букв в словах. Дети на занятии определяют, на что похожи буквы Ь и Ъ, выкладывают...