Логосказка "Цветик - речецветик"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Будковая Ирина Сергеевна

НОД в старшей группе для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №7»

НОД в старшей группе

для детей

с общим недоразвитием речи

                   

                                                                 учитель – логопед

                                                                                             Будковая И. С.

                            Логосказка «Цветик – речецветик».

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Задачи:

1.Уточнить, закрепить представление о пройденных речевых звуках (гласных и согласных), закрепить их символики.

2.Закрепить навык звукового анализа и синтеза двух- и трехсложных слов.

Выделять заданный звук из состава слова.

Оборудование: цветик - речецветик, на лепестках задания; магниты красного, синего, зеленого цветов; набор из карточек с картинками; мяч.

                     

                                             Ход НОД.

Организационный момент.

Дети стоя полукругом, логопед выходит к детям с "цветиком - речецветиком":

У меня сегодня, дети,  

Вдруг волшебным стал мой дом -

Нежный цветик - речецветик

Расцвел на окошке моем.

Лепестки, что краски радуг -

Синий, желтый, красный цвет,

Фиолетовый, оранжевый:

Посмотри! Их ярче нет!

Голубой листок как небо,

А зеленый как трава.

То ли быль, а то ли небыль:

Закружилась голова!

Выбираем лепесток, отрываем лепесток (красный),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток,

через запад, на восток,

через север, через юг,

возвращайся, сделав круг".

Логопед отрывает лепесток красного цвета, читает задание

Логопед:

"Звуки гласные мы знаем,                      

Без труда их различаем:

(Вы называете гласный звук, а Даша обозначает его буквой)

А, У, О, Ы Э, И -

Вот такие все они.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Есть еще четыре буквы,

Они тоже гласные,

Е, Ё, Ю, Я –

Смягчают твердые согласные.

В каком замке живут гласные звуки? Каким цветом обозначаются на схемах?

Игра с мячом.

(Дети определяют и называют гласный звук в словах: дом, кит, лук, дым, эхо, рак, зима, год, мир, санки, мак, душ, плащ, мышь, сыр).

После выполнения задания дети садятся за столы.

Основная часть.

Логопед отрывает лепесток синего цвета.

"Лети, лети, лепесток, через запад", на магнитной доске  изображения согласных букв

С З М Н Ч Т Ш

Дети называют согласные буквы.

Какие звуки обозначены этими буквами гласные или согласные?

Дайте характеристику согласным звукам.

Поиграем со звуками. Игра «Цветы и пчелки».

На полу разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. «Я буду называть слова с твердыми и мягкими звуками, услышав слово с твердым звуком , вы подбегаете к синему цветку, берете синий квадрат и переносите его на свободный синий цветок и остаетесь рядом. Услышав слово с мягким звуком , вы подбегаете к зеленому цветку, берете зеленый квадрат и кладете его на свободный зеленый цветок. Слова: бант, бинт,  кот, кит.

Логопед отрывает желтый лепесток.

"Лети, лети, лепесток, через запад".

А теперь усядемся на пригорке, скажем чистоговорки.

Катюша на подушке вышила кукушку.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

В миске у киски колбаса и сосиски. Из кискиной миски сегодня пес колбасу унес, а киска у пса из миски ест с аппетитом сосиски.

У Сони посылка в ней бусы и косынка.

Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.

Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.

Этот дом для белочек, этот дом для зайчиков.

Пальчиковая игра «Мастера».

Все, что только захотим,       лепят снежки

Мы из снега смастерим.

Лепит Саша колобок,            соединяют пальцы рук и округляют

А Катюша – теремок             соединяют под прямым углом ладони над головой

Петя, лепит разных рыб,       прижимают ладони друг к другу и покачивают ими

А Сережа – белый гриб.        Пальцы одной руки в кулак, прикрывают его сверху ладонью другой руки.

Логопед отрывает оранжевый  лепесток.

"Лети, лети, лепесток, через запад".

На столах у детей картинки, буквы, цветные фишки для звукового анализа слов.

Напечатайте слово буквами и выложите звуковую схему слова (один ребенок у доски).

Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах,    дети «скользя» шагают

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,                «скользят», делая поочередно ногами по полу полукруг;

                                                       руки -  за спиной  

Но упали мы. Ах!                         Приседают.

А потом снежки лепили,              показывают как лепят снежки.

А потом снежки катили               катят воображаемый комок

А потом без сил упали                приседают

И домой мы побежали.               Бегут по кругу.

       

Логопед отрывает зеленый лепесток.

"Лети, лети, лепесток, через запад…»

Посчитаем слоги. Каждый ребенок получает картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в ее названии.

В слове столько слогов, сколько в нем гласных. Внимательно слушайте слова и прицепляйте на полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов.

Слова: жук, дом, лыжи, машина, елка, снегурочка, снегоход, дверь.

Логопед отрывает голубой лепесток.

"Лети, лети, лепесток, через запад".

« Исправь предложение»

Сахар кусает Соню.

Стол постелили на скатерть.

На посуду поставили стол.

Выложите схему последнего предложения. Назовите первое слово, второе, третье, четвертое. Назовите предлог. Сколько слов в предложении?

Итог занятия.

Ну вот и закончились лепестки на моем цветике-речецветике.

Что же делать? Как же быть? Без цветка нам скучно жить!

Разлетелись лепестки от моего цветка. Как их собрать? Может быть, ветер поможет нам?

Развитие дыхания «Ветер".

Логопед:

Налетел ветер и собрал мой речецветик. Спасибо вам, ребята.

Логопед хвалит детей и говорит о том, что цветик - речецветик будет стоять в группе и детей ждут другие приключения с этим волшебным цветком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра для автоматизации звуков "Речецветик" (магнитная)

РечецветикИгра для автоматизации звуковЦель: Автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать моторику, закреплять знание цветов.Материал: Цветик – семицветик, лепестки с картинками на за...

РЕЧЕЦВЕТИКИ

Словесное творчество детей нашего детского сада "Солнышко".Эта статья была размещена на стенде "Для родителей" и опубликована в районной газете "Заря"....

Газета Речецветик.

Материал к проекту "Речецветик"....

проект "Мисс Речецветик"

Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем, известно, что творить нравится всем, и...

Программа дополнительного образования коррекции речи и движений детей 5 – 7 лет "Речецветик"

Муниципальное бюджетное дошкольно образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 77"Энгельсского муниципального района Саратовской области«Речецветик»Пояснительная записка   ...

КРУЖОК "РЕЧЕЦВЕТИК"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №7 «ЖУРАВУШКА» Кружок « Речецветик » 2 младшая группа  «Муравьишки»     Руково...

Проект "Речецветик" для детей с тяжелыми нарушениями речи

В пректе отражен поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, направленной на устранение речевой патоло...